Адаптация детей к условиям пребывания в дошкольном учреждении.
С каждым годом в дошкольные учреждения приходит все большее количество детей, не подготовленных к посещению детского сада. В основном это дети, так называемых, «тревожных» родителей. Эти малыши не готовы к разлуке с близкими, не отучены от груди, от пустышки, не самостоятельны в режимных моментах.
В связи с этим я хочу поделиться опытом работы педагогов МКДОУ «Детский сад с. Валдгейм» по адаптации детей к условиям пребывания в дошкольном учреждении.
Программа «Дружная семейка»
Авторы – составители: воспитатель 1 категории Терехова Наталья Николаевна, воспитатель Марченко Татьяна Владимировна.
Пояснительная записка
Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей
- к соблюдению режим дня
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
в результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
Адаптация — процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое — все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова, и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад- это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. Каждый маленький человек — это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают наши воспитатели, и поэтому, они много внимания уделяют самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в детском саду. С поступлением ребенка 2 -летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания. Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно. Была разработана программа по адаптации детей к детскому саду «Дружная семейка»
Предлагаемая программа «Дружная семейка» – адаптационная программа к условиям детского сада для детей 1,5-3 лет, учитывающая психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющая собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.
Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Отличительной особенностью нашей программы является то, что наряду с правильно организованным педагогическим процессом ведется углубленная работа по оздоровлению детей в период адаптации. Этот компонент является одним из главных в этот период.
Программа адаптации рассчитана на 3 месяца (июнь, июль, август).
Цель программы – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей
- снятие эмоционального и мышечного напряжения
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом
- развитие внимания, восприятия, речи, воображение
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Работа с родителями в период адаптации детей направлена на:
- оказание консультативной помощи по вопросам адаптации, воспитания детей раннего возраста
- решение проблем адаптационного характера
- создание комфортных условий пребывания ребенка в группе.
Она включает в себя следующие задачи:
- ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса
- подготовить ребенка к посещению детского сада.
Мероприятия:
- родительские собрания
- анкетирования
- консультации
- индивидуальные беседы с родителями по итогам дня
Предполагает результат программы «Дружная семейка»:
безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.
По окончании периода адаптации все результаты обобщаются и оформляются в протоколе. Делается заключение об эффективности, проведенной работы.
Стратегия реализации программы
Каждый месяц представлен в виде тематической недели, в которой прослеживается интеграция совместной деятельности взрослого и ребенка.
|