Организация работы группы кратковременного пребывания. Адаптируемся вместе.
Мы мечтаем о том, чтобы каждый ребенок проявлял инициативу и творческий подход, больше задавал вопросов и становился любознательным, вежливым, внимательным к людям, чутким к природе и восприимчивым к искусству, чтобы чаще смеялся, был счастлив. И нам важно, чтобы дети не просто коротали время в отсутствие родителей среди разнообразных игр и игрушек, а имели возможность для всестороннего развития, социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что способствует ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Скачать: Организация работы группы кратковременного пребывания. Адаптируемся вместе (конспект)"
Для реализации этих целей необходимо решить основные задачи:
- укрепление физического и психического здоровья детей через обеспечение эмоциональной устойчивости с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей;
- формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения через совместную деятельность ребенка и взрослого;
- развитие познавательной сферы в соответствии с возрастными нормативами через расширение кругозора, усвоение общественно выработанных способов использования предметов окружающего мира;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям путем создания единого стиля воспитания и общения с ребенком в образовательном учреждении и семье;
- формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающей среде.
В соответствии с поставленными задачами мы определяем основное содержание образовательного процесса в нашей группе. Педагог, находящийся с детьми, создает теплую атмосферу, направляет игры детей, помогает решать возникающие конфликты, вовлекает в творчество и познание. Большое внимание уделяется игре детей. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки «программы». Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова. Если родители хотят, чтобы их дети также проводили время на улице, будут организованы прогулки. На них мы будем наблюдать за явлениями природы, растительным и животным миром нашего сада, экспериментировать и, конечно же, играть в разные подвижные и спортивные игры.
Игры и занятия для детей раннего возраста
в группах кратковременного пребывания.
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества»
В. Сухомлинский
Каждое занятие мы стараемся начинать с игры-забавы. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. В играх-забавах, полностью отсутствуют сухой дидактизм и назидательность. Например, малышей приглашает в группу весёлый котёнок (кукла би-ба-бо), им предлагают послушать и посмотреть на фланелеграфе любимую сказку, покружиться в хороводе, или побегать под рифмованный текст. Игровые действия всегда связаны с движением и не обременяют ребят сидением на одном месте.
Одним из главных условий проведения всех предлагаемых игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все сразу включатся в игру. Обычно младшие дети (1-2 лет) не включаются в общую игру, и первое время стоят в стороне. Не стоит торопить их втягивать в общий круг. Какое-то время ассистент может позаниматься с ними индивидуально — и игрушками или без них. Однако, такое пассивное пребывание в группе для малышей вовсе не бесполезное занятие. Наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным для них. Вскоре у них наверняка возникнет желание включиться в общую игру. Постепенно все дети группы втянутся в игру и станут ее участниками.
Перейдём теперь к описанию разных видов игр.
Хороводные игры
Многие хороводные игры, представленные в пособии, созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Однако, они упрощены, сокращены и адаптированы для детей раннего возраста. Хороводные игры очень полезны для малышей. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать содержание игры, что облегчает выполнение действий. В представленных хороводных играх малыши действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом ходить за ручку по кругу, и ориентироваться на пространственные условия движений.
Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания.
Козлик
Мы предлагает детям встать в круг, руки поднять вверх к голове, пальчики, кроме указательных, собрать в кулачок (сделать рожки), повернуться лицом в круг, опустить головы вниз и под рифмованный текст повторять за ним следующие забавные движения.
Слова Движения
Идет козел рогатый, рогатый, Идет козел бодатый, бодатый. Где мои ребятки, ребятки? Где мои козлятки, козлятки?
Вот они ребятки, ребятки, Вот они козлятки, козлятки Ножками топ, топ, топ, топ, Ручками хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Ме-Ме-Ме. Изображая рогатого козла, взрослый поворачивает голову, как будто ищет своих козлят.
Дети держат рожки из указательных пальцев на голове.
Ребята опускают ручки, делают рожки на обеих руках указательным пальцем и мизинцем.
Дети вместе со взрослым топают ногами и хлопают руками.
Все вытягивают шею вперед.
«Мы по лесу идем» Мы по лесу идем, Зверей найдем. Зайца громко позовем: «Ау-ау-ау!» Никто не откликается, Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау-ау-ау!»
(Можно в тексте менять слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лисичку позовем»).
Игры с простыми правилами
Более сложными для малышей являются игры с простыми правилами. Детям раннего возраста трудно выполнять правила действий. Но в игре овладение правилом происходит легко и естественно. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. Выполнение правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. Во многих играх правила как бы заключены в роли. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, ребята учатся незаметно для себя контролировать и регулировать своё поведение. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят к творческой самостоятельной игре, что особенно важно в раннем возрасте. Чередование подвижных игр-забав и спокойных занятий соответствует интересам малышей.
«Я по полю шла»
Дети стоят свободно. Взрослый предлагает одному из детей взять в руки 2 камушка разного цвета (например, розовый и голубой). На слова: «я по полю шла (шёл) и два камушка нашла (нашёл), розовый и голубой (взрослый помогает ребенку ходить между детьми.
На слова: «Угадай-ка, где какой?», ведущий ребенок подходит к одному из детей и предлагает угадать цвет камушка. В этом возрасте детям важен процесс игры, поэтому на цвет они внимания обращают мало, берут камушки и начинают играть по очереди.
«Гуси» (упрощенный вариант)
Дети стоят стайкой в одном конце зала или игровой площадки, на другом конце лежат обручи или начерчен круг (домики).
Взрослый произносит слова: «Гуси, гуси»
Дети – «Га-га-га», взрослый – «Есть хотите?»
Дети – «Да, да, да»
Взрослый – «Так летите же скорей!
Дети – «Серый волк озорной, не пускает нас домой!»
Волк сидит между детьми и домиками (в середине зала), ловит детей на слова: «Не пускает нас домой»
«Солнышко и тучка»
Взрослый произносит известные стихи В. Маяковского: «Дождь покапал и прошел, солнце в целом свете, это очень хорошо и большим и детям!»
Затем взрослый предлагает детям «понарошку»:
- поиграть с воздушным шариком,
- намочить цветы (можно бумажные сбрызнуть руками),
- полетать как бабочки
- собрать ягоды и т. д.
Затем взрослый произносит слова: «Тучка черная летит, ветер дует и свистит, дождь бежит на длинной ножке, убегайте детки – крошки»
Дети бегут под зонтик, а потом снова выбегают на солнышко и гуляют.
«Воронята»
Дети-воронята сидят на стульчике, расставленные полукругом. Дети «спят» (закрываю глазки, склонив голову на руки со сложенными ладошками.
Взрослый говорит: — «Воронята крепко спят, все по гнездышкам сидят, а проснуться на заре, будут каркать во дворе»
«Воронята» просыпаются, машут крыльями, кричат «кар-кар-кар», затем «летают» — бегают по комнате, размахивая разведенными в стороны руками – «крыльями».
Взрослый: — «Полетели – полетели, воронята полетели «Кар, кар»,
Вышла тетя на дорожку, воронятам сыплет крошки (выходит на середину и «сыплет» крошки). «Воронята» садятся на корточки и «клюют» (стучат пальчиками по полу) – тук, тук, тук
«Тузик по двору гулял, вороняток испугал (берет игрушку – собачку и догоняет убегающих детей «воронят»).
Музыкальные игры
«Только музыка имеет силу формировать характер… При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства». (Аристотель)
Приобщение детей к музыке — один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Дмитрий Шостакович в беседе с молодежью сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Маленькие дети особенно отзывчивы на интонацию, мелодию, ритм. Поэтому введение музыкальных моментов в их игры делает игру более привлекательной и развивает ценные качества ребёнка: чувство ритма, эстетические качества, эмоциональность, чувство общности с другими детьми. Игры, приведённые в этом разделе не ставят своей задачей музыкальное развитие детей, поэтому не так уж важно насколько правильно и хорошо поёт ведущий. Но очень важно комплексное и разнообразное воздействие на ребёнка, в котором сочетаются движение, музыка, текст, и какой-либо простой, доступный малышам сюжет. Остановимся на конкретных вариантах музыкальных игр, доступных детям раннего возраста.
«Пирожки»
Дети сидят на стульчике, взрослый — напротив. Взрослый предлагает детям положить ладошку на ладошку и под простую песенку выполнять соответствующие движения.
«Я пену, пеку, пеку, деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка (дети поворачивают кисти рук то одной, то другой ладошкой вверх), кушай, кушай мамочка вкусные два пряничка, а ребяток приглашу, пирожками угощу (затем вытягивают руки вперед, предлагают попробовать прянички и пирожки)
«Сели заиньки в кружок»
Взрослый вместе с детьми садится на корточках и поет следующую простую песенку:
Сели заиньки в кружок,
роют лапкой корешок,
вот такие зайки,
зайки – побегайки – 2 раза.
Тут бежит лисичка — рыжая сестричка (лисичку изображает второй взрослый или образная игрушка). При этих словах дети поднимают головы, и делают ушки руками
(поднимают ручки над головой)
Лисичка спрашивает: «Где же, где же зайки?»
Взрослый-ведущий при этом говорит: «Зайки – убегайте!»
Ребята разбегаются от лисички в разные стороны, а лисичка их пытается догнать.
Когда дети соберутся вместе, игру можно повторить.
«Листочек»
Детям раздаются листочки из бумаги разного цвета, предлагается встать, кто как хочет.
Взрослый напевает слова и выполняет движения вместе с детьми.
Закачался надо мной
мой листочек золотой
(качаем листочками в разные стороны над головой)
Листики, листки
Вот какие листики
Тут подул вдруг ветерок,
Закружился мой листок
Листики, листки
Вот какие листики
(все выполняют круговые движения, крутятся вокруг себя и бросают листочки под ноги)
Дети поднимают листочки, игра повторяется
Взрослый говорит – вот как много листочков в конце игры упало на дорожку, давайте их соберем в красивый букет
«Паровозик»
В этой игре создаётся образ паровозика, состоящий из вагончиков-детей. Впереди всех вагончиков – паровоз (взрослый). В начале игры можно использовать дудочку (гудок паровоза) или издать звук голосом: Ту-Ту-Ту-у-у-у, чу-чух-чух
Детям предлагается встать друг за другом, идти за взрослым, держась за плечи или за веревочку. Когда все дети встали, взрослый начинает петь и медленно продвигаться по комнате (площадке). Дети могут подпевать.
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребятки сидят.
Чу- Чу, Чу- Чу, Чу- Чу,
Бежит паровоз далеко, далеко, ребят он повез.
Но вот остановка. Давайте слезать,
Кто хочет, ребята, пойдёмте гулять!
Взрослый объявляет остановку, например, «Луговая» и предлагает ребятам погулять Дети выходят из вагончиков, «собирают цветы», предварительно разложенные на полу или играют с бабочками, сажая их на цветок того же цвета, что и бабочка (закрепление знаний цвета) или найти цветок того же цвета. Затем вновь раздается гудок: — Ту-Ту-Ту-у-у-у
Дети быстро «садятся» в поезд. Взрослый поет ту же песенку. Затем объявляет остановку, например, «Спортивная». Детям предлагается встать в круги совершить несколько спортивных упражнений – приседаний, движений руками в стороны, вверх и пр.
Названия остановок и соответствующие движения могут быть какими угодно, например, «художественная мастерская» (рисуем, лепим, конструируем; «песочная» – играем с песком, бассейн — игры с водой и т.д.
На занятиях широко используются наглядные методы (показ предметов, образца, способов действия); словесные (вопросы, указания, объяснения); игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, в виду особенности восприятия детей данного возраста рассказ воспитателя используется редко.
Изобразительная деятельность
«Творчество — особый вид деятельности,
оно в самом себе несет удовлетворение»
(С. Моэм)
Самостоятельная изобразительная деятельность ещё мало доступна детям до 3-х лет. Вместе с тем малыши с большим удовольствием рисуют, лепят, делают аппликации. Эти занятия чрезвычайно полезны, поскольку развивают сосредоточенность, произвольное внимание, целенаправленность, сенсорику и моторику. Создание своего продукта (рисунка, фигурки, аппликации), приносит ребёнку уверенность в себе, чувство собственной компетентности и ни с чем несравнимое удовлетворение. Поэтому использование изобразительной деятельности на занятиях очень, полезно и целесообразно. Вместе с тем изобразительная деятельность детей раннего возраста имеет свою специфику, которая заключается, прежде всего, в том, что она происходит только вместе со взрослым. Взрослый предлагает малышам «заготовку», представляющую собой контурное изображение объекта, или отдельные детали будущей аппликации. Задача ребёнка заключается в том, чтобы наклеить или дорисовать отсутствующие детали. При этом у него возникает ощущение, что автором произведения является он сам.
Приведём некоторые варианты занятий изобразительной деятельностью с маленькими детьми. Следует подчеркнуть, что в этих занятиях нередко используются разные техники, например, рисование, сочетается и с аппликацией, и с лепкой. Одним из вариантов изобразительной деятельности, доступных для детей раннего возраста, является плоскостное конструирование, т.е. создание изображений на плоскости (желательно на фланелеграфе) с помощью разнообразных геометрических фигур.
Заключение
Группы кратковременного пребывания помогают маме и малышу привыкнуть к условиям в детском саду, адаптироваться к коллективу, режиму дня и правилам дошкольного учреждения, и в дальнейшем они с большим удовольствием посещают детский сад.
Мы мечтаем о том, чтобы каждый ребенок проявлял инициативу и творческий подход, больше задавал вопросов и становился любознательным, вежливым, внимательным к людям, чутким к природе и восприимчивым к искусству, чтобы чаще смеялся, был счастлив. Поэтому весь воспитательно-образовательный процесс в группе строится
с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка, включает в себя разнообразные формы совместной деятельности как взрослого с детьми, так и самих детей.
Источник:
- Группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста. / Сост. М. М. Цапенко, Н. Ю. Симонова. М.: Центр «Школьная книга», 2010.
- Группа кратковременного пребывания: Для детей раннего возраста/ Под ред. Т.М. Бабуновой. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Трифаненкова С. В. Группы кратковременного пребывания для детей 2–4 лет: программа, тематическое планирование, разработки занятий — М.: Учитель, 2011.
4.
|