Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35
Автор: воспитанница Анциферова Полина, 6 лет, воспитатель Аношина М.Н. г. Саров, 2018г.
Тип проекта: исследовательский
Вид проекта:
- индивидуальный
- исследовательский
Продолжительность: январь-февраль
Участники: воспитатель, ребенок, родители воспитанника
Скачать конспект
Образовательная область: Познавательное развитие
Актуальность, мотивация:
Зима в этом году такая разная: то сильный мороз ударит, то выпадет сразу очень много снега, то несколько дней подряд идет дождь. Поэтому на дорогах становиться скользко, опасно. Можно получить серьезные травмы.
Решила выяснить, чем лучше посыпать дорожки, чтобы было можно безопасно передвигаться.
Цель: найти наиболее приемлемый материал для посыпки скользких мест на дорожках для безопасного передвижения во время гололеда.
Задачи:
- учить самостоятельно, делать выводы и умозаключения
- использовать методы анализа и синтеза, для нахождения наиболее подходящего материала, путем исследования
- формировать умение выделять свойства изучаемых материалов
- развивать связную речь, словарь, познавательную активность в процессе экспериментирования, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению
- воспитывать навыки безопасного поведения в опасных ситуациях
Основные направления реализации проекта:
- беседы «Осторожно, гололёд», «Удивительная соль», «Из чего состоит песок»
- экскурсии по улицам города ( «Как дворники посыпают дорожки», «Какая техника нужна для уборки снега»)
- опыты и экспериментирования с разными материалами (песок, соль)
- коллективный труд на участке (расчистка от снега, посыпание скользких участков песком и солью)
Предварительная работа:
- наблюдения за работой дворника
- чтение рассказа Н. Носова «На горке»
- экспериментирование с разными материалами
- трудовая деятельность (посыпание скользких мест солью, песком)
Материалы:
- иллюстративный материал
- материал для экспериментирования
- морфотаблицы
Ход проекта:
1 этап: подготовительный
Собрать научные сведения о песке и соли.
Ответы нашли в энциклопедиях и материалах интернет сайтов.
Итак, выяснили, что песок — осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород. Очень часто состоит из почти чистого минерала кварца. Природный песок представляет собой рыхлую смесь зёрен размером 0,16—5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород.
Если мы возьмем горсть любого песка и рассмотрим ее очень близко (а еще лучше, воспользуемся для этого микроскопом), то мы увидим, что песчинки неоднородны: среди них есть кусочки камешков, ракушек, стеклышек и т.п. Они имеют разный размер и разную окраску. Общий цвет песка слагается из смеси цветов песчинок, которые его составляют.
Оказывается, песок — это распавшиеся на мелкие частички горные породы. Когда-то давным-давно, когда наша планета Земля была совсем новенькая, песка на ней еще не было. Тогда к небу вздымались одни острые скалы. Но постепенно, вода, ветер и чередование нагрева и охлаждения стали эти скалы разрушать. От скал откалывались крупные куски, потом эти крупные куски раскалывались на еще более мелкие, те — на еще более мелкие и так далее. Пока кусочки горных пород не превращались практически в пыль — в песчинки.
Так на Земле появился песок. Но песок не остается лежать на том месте, где он был образован. Реки своим течением постоянно выносят песчинки, которые они откалывают от скал или вымывают из почвы. И поэтому большинство песка скапливается по берегам рек, озер или морей.
Поваренная соль, или пищевая соль — пищевой продукт. В измельчённом виде представляет собой бесцветные кристаллы. Соль природного (морского) происхождения практически всегда имеет примеси других минеральных солей, которые могут придавать ей оттенки разных цветов (как правило, серого или бурого). Производится в разных видах: крупного и мелкого помола, чистая, йодированная, нитритная и так далее.
Я узнала, что в глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде, чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания.
В наше время – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, крупная и мелкая), морская.
За многообразие полезных свойств соль называют «белым золотом». Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения (например, соляные комнаты).
В Средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и имела она очень высокую цену.
Наши предки заметили, что соль не только не портится сама по себе, но и предохраняет от порчи другие продукты. Таким образом, соль стала символом бессмертия и вечности.
Также в народе говорят: «Солью сыт не будешь, слезами горя не избудешь».
Большинство русских пословиц, так или иначе, связывают соль с хлебом. «Хлеб-соль!» — так на Руси встречали знатных гостей. Это пожелание добра, достатка, хорошего аппетита, выражение гостеприимства.
Соль также нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого.
Организовали эксперимент:
Участок льда посыпали песком Участок льда посыпали солью
добывать песок пришлось в песочнице, это было очень трудно, так как песок замерз, и его приходилось с трудом откапывать, долбить купили в магазине, принесли из дома, но нужно заплатить деньги, правда стоит не дорого
посыпав песком дорожки, где был лед, отметили, что стало не так скользко. Но концу прогулки песок «куда-то» исчезал лед начинал как-будто, подниматься, расти. Это соль «съедала» лед
в детский сад мы на своих сапогах приносили огромное количество песка, и уборщицам приходилось очень трудно мыть полы
в детский сад приходили в чистой обуви, полы стали намного чище
Вывод: выгоднее посыпать солью, так как
- соль быстрее растворяет лед,
- по ледяным дорожкам можно ходить, не опасаясь упасть,
- не пачкается обувь
Далее Полине захотелось узнать о других свойствах соли. Поэтому совместно с воспитателем стали экспериментировать:
Опыт 1 «Растворение льда при помощи соли»
Я взяла кусочек льда и положила поверх него чайную ложку соли. Немного втерла соль в лед. На глазах – лед начал таять.
Опыт 2 «Окрашивание соли»
В магазинах я видели в продаже разноцветную соль для ванн. И решила проверить, можно ли окрасить обычную поваренную соль.
Для окрашивания я использовала гуашь. Мне понадобились: чистая баночка, гуашь и соль. В баночку я насыпала соль, затем налила гуашь, и хорошо размешала кисточкой. Подкрашенную соль выложила на лист бумаги, чтобы просушить.
На следующий день соль хорошо размяла, чтобы не было комочков, и с помощью чистого тетрадного листа разноцветную соль засыпала в баночку, чередуя цвета.
Так я узнала, что обычную поваренную соль можно окрасить.
Опыт 2 «Как быстро можно отделить соль от перца»
Я положила в тарелку соль и молотый перец. Затем взяла надутый воздушный шарик, потерла его о шерстяную ткань и приложила к тарелке с солью и перцем. И, чудо песчинки перца примагнитили к шарику, в тарелке осталась соль.
Опыт 3 «Соль чистящее средство»
Я видела, как бабушка чистит солью утюг и решила проверить, можно ли солью почистить грязную посуду.
Я взяла грязную чашку, в которой был коричневый налет от чайной заварки, насыпала в неё немного соли, затем тщательно её потерла губкой. Чашка стала чистая, налет был удален с помощью соли.
Значит, с помощью соли можно чистить грязную посуду.
Опыт 4 «Лавовая лампа»
Этот опыт мы делали вместе с воспитателем. Налили в стакан воду (на 2/3), добавили в воду растительное масло. Масло оказалось на поверхности. Затем добавили пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпали 1 чайную ложку соли. Когда соль начинает растворяться, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.
Заключение
Благодаря исследовательской работе, я узнала, что песок и соль необходимые материалы для посыпания скользких участков дороги зимой. Однако выяснила, что соль быстрее растворяет лед и является очень интересным материалом для опытов.
В дальнейшем я планирую провести опыты по выращиванию кристаллов из соли.
Список литературы
- Проектная деятельность старших дошкольников/авт. – сост. В.Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Н.Измалкова, И.Михейкина. Сборник проектов (из опыта работы МДОУ «Детский сад №37» г.С аров, 2012г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.
- Детская энциклопедия «Всё обо всём».
|