В современном обществе одной из насущных проблем остается дефицит человеческого общения. Взрослый человек играет важную роль в развитии этого процесса у ребенка.
На первых этапах жизни малышу достаточно общения лишь со своими родителями. Они являются для него примером, образцом. Но с возрастом дошкольнику необходимо общение и со сверстниками, так как оно дает ребенку возможность обдумать мнение товарища, не совпадающее с его собственным, а иногда даже сделать попытку изменить неверное на его взгляд суждение.
Играя со сверстниками, дети проявляют те качества, которые не могут иногда показать в общении со взрослыми, например, придумывать новые игры. В общении дошкольников все виды деятельности более ярки, основаны на эмоциях малышей. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости, печали как свои собственные, что позволяет ему становиться эмоционально на точку зрения другого. Малыш может сам проявить инициативу.
Дети по - разному общаются на различных этапах жизни. Так, в возрасте года внимание ребенка к сверстникам не проявляется, так как еще не сформировано. К полутора годам оно становится устойчивым, но малыш еще не умеет привлекать внимание других. Такая способность проявляется у него после двух лет жизни.
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) ребенок может играть один, не обращая ни на кого внимания, а может заинтересовываться другими детьми, но не вступать с ними в контакт. Он может обмениваться игрушками с другим ребенком, а потом сказать, что играл один. Поэтому в данный период важно вмешательство взрослого. Поскольку единственной формой общения детей является обмен игрушками, то необходимо подготовить своего малыша, показав ему, как это здорово – поменяться ими. Таким образом, создается совместная игра.
В среднем дошкольном возрасте (4 года – 5,5 лет) характерна связная игра, но ребенок не умеет еще создавать ее с другими, распределять роли. Значит, здесь важно научить детей организации микроигры, а средством может служить обыкновенная считалка.
В 5-6 лет появляется первая детская дружба. В детском саду многие ребята впервые получают возможность научиться дружить. Причем у старших дошкольников, имеющих друзей, выше самооценка, они более уверены в себе. Поддерживать дружбу – значит делиться игрушками, какими бы любимыми они не были, заступаться друг за друга, помогать в чем – то. Товарищи учатся договариваться и о том, чтобы время от времени меняться ролями в игре, мириться между собой, а если произошла ссора. Просить прощения друг у друга, сохранять общие секреты и тайны.
В детской дружбе уже сложно найти место взрослому, ведь ее нельзя навязывать. Если родителям не нравится лучший друг ребенка – старайтесь никогда не критиковать его, ведь тогда чувство товарищества будет выглядеть для вашего малыша еще менее привлекательно. Ваш ребенок будет расти, а его избирательная привязанность – меняться с возрастом.
Хочется пожелать, чтобы ваши дети умели дружить, и чтобы на их жизненном пути были только верные и преданные друзья.