Протасова Любовь Юрьевна. «Игра в среднем дошкольном возрасте»

«Игра в среднем дошкольном возрасте»

Протасова Л.Ю., воспитатель ГБДОУ детский сад № 77 Приморского района Санкт- Петербурга

Игра – это не пустая забава. В ней заложен глубокий смысл и серьезность.
Фридрих Вильгельм Фрёбель

Как отечественные, так и зарубежные исследователи развития ребенка раннего и дошкольного возраста видят в детской игре один из центральных факторов здорового развития, основную форму опыта и учения — освоения предметного и социального мира — присущую детям этого возрастного периода. Во всех программах обучения и воспитания, принятых в европейских странах, подчеркивается центральная роль игры в здоровом развитии. Задача детского сада — обеспечить такую возможность. Также и в нашей стране традиционно игра рассматривается как основная ведущая деятельность ребенка-дошкольника.

Так почему же сегодня родители, психологи и педагоги отмечают, что спонтанная детская игра практически исчезла из детских садов? В чем причина этого явления и какие последствия для развития ребенка мы можем ожидать от замены игры на «занятия» школьного типа?

 

Для игры выделяется особое время и воспитатели следуют оригинальному подходу к педагогике игры. Для нас открывается уникальная возможность увидеть детскую игру изнутри, поразмышлять о ее значении и условиях, в которых игра может беспрепятственно развиваться. В данном методическом пособии я хотела бы уделить внимание, во-первых, психологии игры, во-вторых, методическим подходам к организации игры в условиях ДОУ.

Развитие ребенка-дошкольника происходит в ритмической смене двух полярных импульсов – «вдоха» — впечатлений, которые ребенок получает из внешнего мира, и «выдоха» — творческих объективаций, в которых ребенок выражает внутренние импульсы своего существа, перерабатывая и усваивая свои впечатления и переживания.

«Вдох» — впечатления проникают в глубины природы ребенка и оказывают на него формирующее – позитивное или негативное — воздействие. «Выдох» — означает внутреннюю переработку впечатлений, в процессе которой полученный ребенком опыт усваивается структурами его души и тела. Такое усвоение происходит в фантазии, размышлениях, повторном внутреннем проживании, в подражательном воспроизведении впитанного и т.п. В идеале, программа детского сада должна реализовывать равновесие этих двух полярностей – получаемых извне впечатлений и собственной, самостоятельной автономной активности ребенка.

Наиболее полно и адекватно это равновесие реализуется в свободной, то есть не специально организованной взрослыми, игре, в которой проявляется индивидуальное ядро личности человека, его «Я».

Следуя этой идее, практика детского сада должна отводить значительное время для самостоятельной, автономной игровой активности детей. Более того, вся деятельность и обустройство детского сада должны иметь своей целью пробуждение в детях этого творческого источника.

Хотя теоретически игра в отечественной психологии развития считается ведущей деятельностью, на практике игре не уделяется должного внимания. Взрослые считают, что ребенка постоянно нужно чему-либо учить, ставить перед ним определенные задачи, обязательно достигать видимых результатов. Утверждается, что такое обучение ведет за собой развитие. Также и игру следует формировать извне, и игра зачастую рассматривается как средство формирования и усвоения социальных правил и норм, то есть как средство решения поставленных взрослыми задач развития. Таким образом, традиционная педагогика работает преимущественно на «вдох», не уделяя должного внимания «выдоху».

Между тем, хотя свободная игра не является дидактической в узком смысле, осуществляемой только для достижений поставленных взрослыми целей обучения, ребенок в процессе свободной игры интенсивно учится. В свободной игре ребенок воспроизводит свой опыт, творчески использует предметы и осваивает их свойства, интенсивно взаимодействует с другими детьми, добровольно подчиняется общим правилам. Таким образом, свободная игра понимается, прежде всего, как творческое, свободное раскрытие сущностных сил ребенка.

Такое понимание игры соответствует современной психологии развития и педагогике раннего и дошкольного детства, принятым во всем мире. Согласно этому взгляду, ребенок активно и самостоятельно строит себя и свой мир, активно взаимодействуя с предметным и социальным миром, с которыми он сталкивается в своей жизни. Задача взрослых — помогать ему в этом.

Спасибо всем за внимание.

Просмотров: 369
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Дьяченко Елена Николаевна. Консультация 'Игра, как средство социально- коммуникативного развития ребенка'
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Евстафьева Елена Борисовна. Игра — основа детского воспитания по Фребелю и врата в мир познания ребенка по ФГОС ДО.
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Козырь Наталья Валерьевна. Мастер-класс 'Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого'
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Театрализованная игра как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада
  • Аксёнова Ирина Александровна. Театрализованная игра как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада
  • Екатерина Яр. Консультация для воспитателей детского сада «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
  • Додонова Кристина Юрьевна. Роль предметно-пространственной развивающей среды в развитии ребенка в условиях введения ФГОС ДО 'Портрет выпускника детского сада'
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Влияние театрализованной игры на формирование социальных компетенций ребенка - дошкольника
  • Шуршилина Елена Владимировна. Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста.
  • Исайчева Надежда Яковлевна Кирбитова Любовь Георгиевна. Игра — лучшее средство для знакомства и адаптации ребенка в детском саду
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Бобылева Лариса Леонидовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОСОБОГО РЕБЕНКА
  • Прохорова Светлана Юрьевна. Роль подвижной игры в развитии движений ребенка
  • Михайлова Инна Павловна. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Французова Ирина Александровна. Игра-драматизация как средство эмоционального развития дошкольника.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь