Протасова Л.Ю., воспитатель ГБДОУ детский сад № 77 Приморского района Санкт- Петербурга
Игра – это не пустая забава. В ней заложен глубокий смысл и серьезность. Фридрих Вильгельм Фрёбель
Как отечественные, так и зарубежные исследователи развития ребенка раннего и дошкольного возраста видят в детской игре один из центральных факторов здорового развития, основную форму опыта и учения — освоения предметного и социального мира — присущую детям этого возрастного периода. Во всех программах обучения и воспитания, принятых в европейских странах, подчеркивается центральная роль игры в здоровом развитии. Задача детского сада — обеспечить такую возможность. Также и в нашей стране традиционно игра рассматривается как основная ведущая деятельность ребенка-дошкольника.
Так почему же сегодня родители, психологи и педагоги отмечают, что спонтанная детская игра практически исчезла из детских садов? В чем причина этого явления и какие последствия для развития ребенка мы можем ожидать от замены игры на «занятия» школьного типа?
Для игры выделяется особое время и воспитатели следуют оригинальному подходу к педагогике игры. Для нас открывается уникальная возможность увидеть детскую игру изнутри, поразмышлять о ее значении и условиях, в которых игра может беспрепятственно развиваться. В данном методическом пособии я хотела бы уделить внимание, во-первых, психологии игры, во-вторых, методическим подходам к организации игры в условиях ДОУ.
Развитие ребенка-дошкольника происходит в ритмической смене двух полярных импульсов – «вдоха» — впечатлений, которые ребенок получает из внешнего мира, и «выдоха» — творческих объективаций, в которых ребенок выражает внутренние импульсы своего существа, перерабатывая и усваивая свои впечатления и переживания.
«Вдох» — впечатления проникают в глубины природы ребенка и оказывают на него формирующее – позитивное или негативное — воздействие. «Выдох» — означает внутреннюю переработку впечатлений, в процессе которой полученный ребенком опыт усваивается структурами его души и тела. Такое усвоение происходит в фантазии, размышлениях, повторном внутреннем проживании, в подражательном воспроизведении впитанного и т.п. В идеале, программа детского сада должна реализовывать равновесие этих двух полярностей – получаемых извне впечатлений и собственной, самостоятельной автономной активности ребенка.
Наиболее полно и адекватно это равновесие реализуется в свободной, то есть не специально организованной взрослыми, игре, в которой проявляется индивидуальное ядро личности человека, его «Я».
Следуя этой идее, практика детского сада должна отводить значительное время для самостоятельной, автономной игровой активности детей. Более того, вся деятельность и обустройство детского сада должны иметь своей целью пробуждение в детях этого творческого источника.
Хотя теоретически игра в отечественной психологии развития считается ведущей деятельностью, на практике игре не уделяется должного внимания. Взрослые считают, что ребенка постоянно нужно чему-либо учить, ставить перед ним определенные задачи, обязательно достигать видимых результатов. Утверждается, что такое обучение ведет за собой развитие. Также и игру следует формировать извне, и игра зачастую рассматривается как средство формирования и усвоения социальных правил и норм, то есть как средство решения поставленных взрослыми задач развития. Таким образом, традиционная педагогика работает преимущественно на «вдох», не уделяя должного внимания «выдоху».
Между тем, хотя свободная игра не является дидактической в узком смысле, осуществляемой только для достижений поставленных взрослыми целей обучения, ребенок в процессе свободной игры интенсивно учится. В свободной игре ребенок воспроизводит свой опыт, творчески использует предметы и осваивает их свойства, интенсивно взаимодействует с другими детьми, добровольно подчиняется общим правилам. Таким образом, свободная игра понимается, прежде всего, как творческое, свободное раскрытие сущностных сил ребенка.
Такое понимание игры соответствует современной психологии развития и педагогике раннего и дошкольного детства, принятым во всем мире. Согласно этому взгляду, ребенок активно и самостоятельно строит себя и свой мир, активно взаимодействуя с предметным и социальным миром, с которыми он сталкивается в своей жизни. Задача взрослых — помогать ему в этом.
Спасибо всем за внимание.
|