г.о. Отрадный Самарской области
Сегодня мы вас познакомим с нашим новым направлением, проектом – это группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности.
Начнем сначала – как мы к этому пришли и почему.
В ходе нашей работы мы постоянно проводим мониторинговые исследования развития детей, а также анкетирование родителей.
Анализируя полученные данные, мы увидели, что 25% детей на выходе из нашей Службы еще показывают средний или низкий уровень адаптации к дошкольному учреждению, а 39% родителей выражают мнение, что 1-2 раза в неделю развивающих занятий недостаточно.
Ведь возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей. Разлука с близкими, изменение привычного образа жизни, страх новизны, вызывают у малыша негативные эмоции, что зачастую сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита и снижением общего состояния организма. От того, насколько ребенок подготовлен к переходу в детский сад, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие в целом.
Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, желателен постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ и осуществление профессиональной помощи семье.
Естественно, мы, специалисты, понимаем, что достижение устойчивой положительной динамики развития и повышение уровня адаптированности детей можно только при увеличении частоты посещения занятий и увеличения срока реализации индивидуальной программы развития от 3-6 месяцев до года.
Поэтому организация групп кратковременного пребывания, основной целью которых является создание единой воспитательно-образовательной среды, одновременно важной для ребенка и его семьи, а также возможность научить родителей педагогическим приемам работы с малышами, показалась нам наиболее эффективным решением данной проблемы.
Всей общей командой специалистов мы определили следующие направления в решении данной проблемы:
- организация деятельности штатных сотрудников
- оборудование помещений для групп
- определение оптимального режима посещения групп и их наполняемость
- выбор образовательной программы
- определение актуальных форм работы с детьми и родителями.
Работа групп кратковременного пребывания должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе нормативно-правовых документов.
Содержание некоторых приказов и положений зависит от конкретных условий функционирования групп (количества, их видов, занятых в образовательном процессе, режима работы и т.д.)
Нами был разработан примерный перечень документации, обеспечивающей работу групп: Положение о группах, новое Положение о Службе, где прописан обязательный алгоритм движения ребенка из семьи к нам на занятия, положение о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в адаптированную образовательную программу, договор с родителями, должностные инструкции,, приказ по учреждению о создании групп.
1. Положение о группах кратковременного пребывания направлено на реализацию положений основных нормативных документов и предназначено для регулирования процесса создания и функционирования групп кратковременного пребывания, создаваемых на базе образовательного учреждения. Основными функциями ГКП являются:
- охрана жизни и здоровья детей;
- коррекция физического и психического развития детей;
- обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
- забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
- обеспечение преемственности раннего и дошкольного образования;
- диагностическая и консультативная помощь семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ЗПР;
- координация деятельности в целях обеспечения потребности населения в получении раннего дошкольного образования детьми, не посещающими детские сады.
Группы кратковременного пребывания формируются по разновозрастному принципу (дети от 1,5 до 3 лет), предельная наполняемость – не более 15 человек.
Длительность и периодичность работы групп кратковременного пребывания составляет 4 раз в неделю (вторник- пятница) –1 смена с 9:00ч до 10: 30ч.
2 смена с 11: 00 ч до 12: 30 ч.Группы функционируют без организации питания.
Финансовые средства образуются из средств бюджетного финансирования согласно установленному нормативу затрат на содержание детей данной категории в условиях ГКП компенсирующей направленности.
Продолжительность занятий и режим работы в группах организуется с учетом гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей раннего возраста:
- индивидуальная работа от 7 до 15 минут
- подгрупповая от 10 до 15 минут
- групповая от 15 до 20 минут.
2. Договор с родителями, по которому стороны заключающие договор обязуются выполнять определенные обязательства. Договор действует с момента его подписания и может быть продлен, изменен, дополнен и расторгнут по соглашению сторон. Изменения, дополнения к Договору оформляются в форме Приложения к нему. Договор составляется в двух экземплярах: один у родителей, другой в Службе.
Прием детей в группы осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) и заключения ПМПК.
Чтобы определить образовательную программу, по которой будут работать специалисты, мы организовали совместную работу с нашей территориальной ПМПК. Честно скажу, были некоторые сложности в этом вопросе, но мое психологическое образование и человеческий фактор помогли наладить взаимодействие.
После прохождения комиссии, дети, которых мы направили, получили статус ОВЗ, с заключением – задержка нервно-психического развития.
Следующим этапом была разработка адаптированной образовательной программы для детей раннего возраста с задержкой психического развития.
Условия и порядок разработки адаптированной образовательной программы устанавливается отдельным локальным нормативным актом образовательного учреждения, в котором указываются:
- порядок и периодичность разработки АОП или внесения изменений в действующую АОП
- состав участников разработки АОП, их полномочия и ответственность
- порядок утверждения АОП и ввода в действие.
Адаптация общеобразовательной программы осуществлялась с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума, возрастных особенностей детей и включает следующие направления деятельности:
- анализ и подбор содержания
- изменение структуры и временных рамок
- использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего возраста с ЗПР и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, психических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа отражает основные аспекты образовательной среды для ребенка раннего возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда
- характер взаимодействия со взрослым и с другими детьми
Система отношений ребенка к миру, другим людям, к самому себе.
Чтобы обеспечить выполнение образовательных и коррекционных задач, прописанных в Программе, команда специалистов разрабатывает индивидуальную программу развития каждого ребенка, которая включает в себя направления деятельности по выявленным проблемам, коррекционные задачи, формы и методы реализации этих задач. В индивидуальной программе развития назначается ответственный специалист за определенную сферу деятельности с ребенком. Как правило, с нашими детьми работают все специалисты Службы (воспитатель, учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог). В ИПР также прослеживается мониторинг динамики развития ребенка.
Для работы групп кратковременного пребывания в Службе необходимо наличие следующих документов:
- заявление родителей о зачислении ребенка;
- заключение ПМПК;
- договор с родителями (или их законными представителями);
- режим дня или сетка занятий;
- расписание занятий;
- списочный состав детей;
- образовательные программы;
- индивидуальная программа развития на каждого ребенка с обязательным листом динамического наблюдения;
- планирование коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы на год;
- календарно-тематическое планирование занятий;
- табель посещаемости;
- отчет о проделанной работе каждого специалиста.
Разработанная нами модель кратковременного пребывания детей раннего возраста в службе позволяет сохранить эмоционально-личностную связь малыша и мамы, чтобы не пережить резкой смены условий жизни, как это бывает при переходе ребенка в детское учреждение для полного пребывания. Кроме того, опыт работы групп показал, что включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям, но и помогает родителям по новому видеть своего ребенка и относится к воспитанию, как сложному и кропотливому процессу приобщения малыша к окружающему миру.
В данный момент группы кратковременного пребывания посещает более 60 детей ежегодно. Выпускники наших групп практически все имеют стойкую положительную динамику в общем развитии, а также показывают успешную адаптацию к условиям новой образовательной среды. Мы продолжаем интересоваться достижениями наших выпускников в стенах дошкольных образовательных учреждениях. Отрадно, что многие ребята успешны в разных творческих областях, а родители распространяют положительные отзывы о нашей работе среди населения города и округа.
|