Переход ребёнка в школу – новый этап в его развитии. Под «готовностью к обучению в школе» обычно имеется в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети быстро утомляются, чаще болеют, их работоспособность снижена – всё это может отражаться на качестве обучения и состоянии здоровья.
Все дети, поступающие в 1–й класс, проходят медицинское обследование, на основе которого делается заключение о физиологической готовности к обучению в школе.
В понятии психологической готовности к обучению ребёнка в школе можно выделить готовность к усвоению определённой части культуры, которая включена в содержание образования в форме учебной деятельности.
Выделяют ряд качеств, уровень развития которых оказывает влияние на успешность усвоения программного материала:
- мотивы учения (один из главных мотивов «Хочу многому научиться»)
- общее развитие (внимание, мышление, память, ориентировка в пространстве)
- организация деятельности (способность принимать учебную задачу)
- вводные навыки (речевые, математические, графические)
- произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого)
- обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).
Социальная (личностная) готовность детей к обучению в школе представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к себе и окружающему миру в условиях школьного обучения.
Ребёнок стремится установить позитивные отношения со сверстниками и взрослыми; может учиться, а не только играть; может работать самостоятельно; стремится к успеху; способен достаточно объективно оценить результат.
Перечисленные выше характеристики социальной готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребёнка от рождения до шести лет в семье и дошкольном учреждении, на занятиях и вне их.
Необходимо, чтобы ребёнок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах. Чем разнообразнее деятельность ребёнка, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.
Родителям важно знать уровень сформированности у ребёнка положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования интереса к ней. Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения.
Нужно беседовать с ребёнком на тему «школа». Материал о школе должен быть не только понятен, но и прочувствован ребёнком.
Взрослый может рассказать детям о своих любимых учителях, прочитать рассказы о школе, посмотреть фильм. Это будет активизировать сознание детей, создаст положительную установку на учёбу в школе.
Рекомендация родителя по организации домашних занятий по подготовке ребёнка к обучению в школе:
- Занятия по подготовке к школе должны напоминать ребёнку увлекательную игру.
- Ребёнку необходимо определить место для занятий, создать тишину.
- Время занятий не должно превышать 30 минут. Иначе ребёнок переутомится.
- Каждые 10 минут желательно делать короткие перерывы. Можно поиграть в подвижную игру, сделать пальчиковую гимнастику.
- Тон взрослого во время занятия должен быть доброжелательным. Ребёнок чувствует настроение родителей, и оно передаётся ему.
- Ребёнок должен получать поощрения. Можно похвалить его за успехи перед лицом родственников, знакомых. Ребёнку нужно уметь чувствовать собственный успех. Но важно – знать меру, не перехваливать.
- Всегда положительно оценивая личность ребёнка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, находить причины трудностей и ошибок, способы их исправления. При этом важно формировать у ребёнка уверенность, что он справится с трудностями и у него всё получится.
|