Ирина Удалова. «Сегодня дошкольник – завтра школьник» (саморегуляция как условие эффективной подготовки к школьной программе

«Сегодня дошкольник – завтра школьник» (саморегуляция как условие эффективной подготовки к школьной программеСодержание:    Слайды:
Добрый день уважаемые родители!
    слайд 1
В этом учебном году ваши дети посещают подготовительную группу компенсирующей направленности, и уже совсем скоро они покинут детский сад и станут школьниками. Но пока они еще дошкольники, с удовольствием ходят в детский сад, где их ждут самые разные игрушки.
    слайд 2
А вот как раз одна из игрушек, пожалуй, самая первая, с которой встречаются дети в детском саду, посмотрите на нее. Что это?
На слайде появляется пирамидку из 5-ти колец
    слайд 3
А сейчас я предлагаю вспомнить и раскрасить кольца пирамидки в той последовательности, в какой они были у нашей игрушки.
Педагог раздает листочки с изображением контура пирамидки и цветные  карандаши. Родители раскрашивают кольца пирамидки.
     слайд 4
Давайте проверим, правильно ли вы раскрасили нашу игрушку: цвет колец, и последовательность их расположения.
Родители сравнивают свои рисунки с образцом на экране.
    слайд 5
Как Вы думаете, уважаемые родители, что могло бы Вам помочь выполнить это задание правильно?
(ответы родителей)
А еще, наверное, ошибок было бы меньше, если бы я четко обозначила цель задания и способы его выполнения. Вам легче было бы выполнить задание, после того, как Вы прослушали инструкцию, поняли ее, после выполнения задания проверили правильность его выполнения и исправили ошибки, если они были.
    


слайд 6
(по щелчку)
Всё это – компоненты очень важного качества для старших дошкольников – саморегуляции.
На слайде появляется слово: САМОРЕГУЛЯЦИЯ.
Как Вы думаете, что означает это слово?
(ответы родителей)    

слайд 7
Да, в целом Вы правильно определили смысл этого понятия. Саморегуляция – это способность управлять своей деятельностью.

Сформированность этого качества является необходимым для старшего дошкольника, оно позволяет ребенку эффективнее усваивать материал на занятиях. Также саморегуляция является важным условием успешной учебной деятельности в школе, ведь школьник должен уметь понять учебную цель, найти способы достижения цели, проверить правильность выполнения задания.
Формированием саморегуляции мы занимаемся в процессе коррекционно-развивающей работы. Но заниматься этим можно и нужно и в домашних условиях.    слайд 8
Я предлагаю вам ненадолго вернуться в детство и немного поиграть. Игра называется «Бусы».
Мы с вами уже отметили, что первое, что нужно для правильного выполнения задания – это четкая инструкция.
Посмотрите на экран, там три инструкции к нашей игре. Как Вы считаете, какая инструкция будет более понятной и доступной для ребенка?
На слайде представлены три варианта инструкции к игре «Бусы»:
ИНСТРУКЦИЯ  №1: Исправь ошибку.
ИНСТРУКЦИЯ  №2: Маша собирала бусы и сделала ошибку. Найди и исправь ее.
ИНСТРУКЦИЯ  №3: Посмотри на рисунок. Геометрические фигуры
на рисунке  повторяются в определенной последовательности. Но одна фигура изображена неправильно. Найди ее. Исправь ошибку.

Родители высказывают свое мнение.

Обратите внимание: в первой инструкции ребенку дано недостаточно информации. В третьей инструкции, наоборот, слишком много дополнительной информации, отвлекающей ребенка от основного задания.     слайд 9
Краткость и доступность для ребенка инструкции позволит ему правильно понять задание и выполнить его без ошибок.
Ну а теперь давайте выполним задание и найдем ошибку.
    слайд 10

слайд 11
Родители выполняют задание.
Подобные задания мы часто используем в работе с детьми. В процессе его выполнения ребенок должен выявить определенную закономерность в ряду геометрических фигур и продолжить эту закономерность.
    слайд 12
Следующий компонент саморегуляции – это внимание.
    слайд 13
Как часто мы говорим ребенку: «Будь внимателен!», но не всегда эти наши слова имеют результат. Развитием внимания в группах компенсирующей направленности занимаются все специалисты, но проводить эту работу можно и вам дома. Например, на кухне.
На слайде изображен холодильник.     слайд 14
Посмотрите и запомните, что лежит в нашем холодильнике.
                Через 30 секунд холодильник закрывается.
Итак, что же лежало в нашем холодильнике?
Родители по очереди называют продукты, которые запомнили, другие дополняют.
Вот в такую несложную игру вы можете играть с ребенком хоть каждый вечер. Также можно предложить ребенку поиграть в аналогичные игры – «Что лежит в шкафу?», «Что за окном?» и т.п.
    слайд 15-16
Хорошо развивает внимание, саморегуляцию и мелкую моторику игры-раскраски.
(на слайде – варианты раскрасок)
    слайд 17

Правда, такого пособия может не быть у каждого дома. А вот следующее упражнение на развитие внимания выполнить будет совсем несложно, ведь для его подготовки нужны только старые газеты или журналы.
(на слайде изображение газетного текста)
    слайд 18
Подойдет любая газета с объявлениями, которые постоянно бросают в наши почтовые ящики. Вы можете попросить ребенка найти в тексте знакомую букву (например, а) и зачеркнуть ее (или подчеркнуть, или обвести в кружок). Эта игра поможет развить у ребенка способность концентрировать свое внимание. А если усложнить задание: попросить букву А – зачеркивать, а букву О – обводить в кружок – это поможет развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой. А именно эти качества пригодятся ребенку при поступлении в школу.
    слайд 19
Уважаемые родители, еще одним из компонентов саморегуляции является проверка правильности выполнения задания и исправление допущенных ошибок. Поэтому после выполнения каждого задания вам вместе с малышом нужно проверить его и исправить допущенные ошибки. Важно, чтобы не Вы сами сделали это (хотя, конечно, намного проще просто показать, что сделано неправильно), а дать возможность ребенку сделать это самому (например, подчеркнуть слово, где он не выделил нужную букву, и попросить найти ее и выделить).
    слайд 20
В конце нашей встречи мне хотелось бы сказать – для того, чтобы формировать у ребенка необходимые для будущего школьника, не обязательно быть дефектологом, главное, быть заинтересованным в успешной коррекции родителем, ведь средства для развития ребенка всегда могут быть у Вас под рукой.
А на память о нашей встрече я хочу подарить Вам буклеты с подборкой игр на развитие саморегуляции в домашних условиях.

Желаю Вам успехов!
    
слайд 21


Литература
1.    Бабкина, Н.В. Формирование – саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения [Текст] / Бабкина Н. В. // Дефектология. 2003. – №6. – С. 46 – 50
2.    Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, – 1988. – 245 с.
3.    Жаренкова, Г.И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции [Текст] // Дефектология. – 1972. – №4. – С. 17 – 33.
4.     Жмуров, В.А Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., [Текст] / В.А Жмуров – М.: 2012. – 616 с.
5.    Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития [Текст] / О.А Конопкин. // Вопросы психологии. – 2004. – № 2. – 128 – 135 с.
6.    Ульенкова, У.В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / У.В Ульенкова. В.В Кисова. // Дефектология. – 2001. – № 1. – 26 – 33 с.
7.    Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б Эльконин // Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев. – 1961.  – 12-13 с.

Просмотров: 603
Категория: Подготовка к школе




Другие новости по теме:

  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Романова Валентина Викторовна. Особенности обучения дошкольников технике выполнения метания в цель и на дальность.
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Редактор. Как научить ребенка пересказывать текст
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Яковлева Елена. Хотите, чтобы родители помогали детскому саду? – впустите их в детский сад
  • Мамасуева Ю.Н., Бондарева М.В.. Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Ионат Наталья Сергеевна. Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
  • Маликова Наталья Александровна. Формирование саморегуляции у дошкольников
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'
  • Васильева Наталья Анатольевна. Рекомендация для родителей «Как правильно одеть ребенка в детский сад»
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Сайгушкина Анастасия. Консультация «Влияние имитации на точность выполнения движений»
  • Елена Куликова. Основы саморегуляции.
  • Цыганова Татьяна Владимировна. Конспект образовательной деятельности по ФЭМП «Кузины задания выполняем – цифры на часы возвращаем»
  • Анна Хмарун. Методы саморегуляции эмоциональной сферы
  • Альбина Шуманова. Алфавит для дошкольников - задания
  • Чабиева Ольга Николаевна. Педагогический проект: «Планшет саморегуляции»
  • Редактор. Текст (слова) песни «Happy New Year!»
  • Гнеушева Татьяна Викторовна. Конспект открытого занятия за первое полугодие в подготовительной логопедической группе «Задания Мудрой совы»
  • Проценко Ольга Анатольевна. Проект «Вместе дружная семья – детский сад – родители – и я!»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Главный Редактор. Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Задания для Незнайки»
  • Быкова Светлана Евгеньевна. Задания диагностики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь