Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №18 «Светлячок» Кусяпова Гульгина Навгатовна
В век разработки научных технологий и внедрения инноваций важное значение приобретает актуальная во все времена тема нравственного воспитания. Современные исследования отражают изменение сознания и духовных ценностей общества. Это происходит за счет увеличивающейся экономической и социальной дифференциации в обществе, роста эгоистичного образа поведения, потребительского отношения друг к другу. Также, сильное влияние на общество имеют культурно-массовые развлечения, который, порой, превосходят духовно-нравственное просвещение. Исследования В.В. Абраменковой, М.В. Осориной, О.М. Потаповской и др. говорят о негативном влиянии массовой культуры на воспитание и формирование личности. Современные дети, играя в анти-игрушки, смотря странные мультфильмы, читая новомодную детскую литературу, впитывают в себя все увиденные модели поведения, которые могут способствовать духовному растлению, так как в них либеральные установки направляют поступки детей не на миролюбие, уважение и добро, а на удовлетворение личных меркантильных желаний.
Многочисленные исследования педагогов и психологов утверждают, что именно в детстве закладываются основные черты характера и, в том числе, нравственные качества. К шести-семи годам у ребенка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения.
Нравственность обозначает понятия и суждения, которые отражают сущность нравственных явлений, благодаря которым дети осознают, что хорошо и что плохо. Нравственное развитие происходит за счет поведения и отношения человека к обществу, к миру.
Ценности, нормы морали, которые были выработаны людьми в процессе исторического развития общества считаются основой нравственного воспитания. К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, толерантность, уважение, доброта, трудолюбие. Общество постоянно развивается и вместе с ним и развиваются новые ценности, нормы морали, привычки поведения.
Нравственное развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, однако основы закладываются в детстве, как было ранее сказано. Первые шаги в нравственном воспитании дети делают в семье. В зависимости от отношений в семье, привычках, традициях у детей формируются его представления о таких понятиях, как «хороший» и «плохой», «уважение» и «неприязнь» и т.д. Поэтому, ребенок учиться с первых лет всему у окружающих его людей. Он может быть честным и добрым, если он видел эти модели поведения в семье. Также, он может быть совсем другим, например, вредным и злым, то тогда он усвоил лишь эти образы действий, которые были в семье.
Таким образом, с первых дней жизни детей необходимо уделять внимание на его нравственное развитие. Особую роль играет эмоциональная отзывчивость детей, формирующаяся к четырем-пяти годам. На данном этапе воспитания стремительно развиваются чувства любви к родным и близким. Также, нужно воспитывать у детей навыки семейного труда, взаимопомощи. Это необходимо для признания авторитета родителей детьми. Это является основанием формирования уважения к старшим. Общество сверстников между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей возникает чувство товарищества и дружбы. Нужно развивать у дошкольников взаимоуважение, толерантность, умение оказать помощь нуждающемуся и т. д. Чувства любви к природе, к родному городу, к стране развиваются за счет условий, в которых дети испытывают чувства переживания, восхищения, принадлежности и др. Примером служат проведение бесед об истории страны, о братьях наших меньших, об окружающей природе. Также, прогулки по городу, различные экскурсии в музеях.
Нравственное воспитание дошкольников может происходит за с помощью разнообразных методов и средств. Важными из них являются:
- Художественное просвещение, которое сильно влияет а эмоции и чувства детей. Например, читая сказку «Три медведя» дети могут сопереживать Маше, удивляться вместе с медведями, ощущать благодарность за помощь Маше;
- Природа, как средство, помогает детям понимать и заботиться о животных, о растениях. Также, расширяется кругозор у детей;
- Взаимодействие с обществом помогает выстраиванию дружеских, близких отношений между сверстниками, семьей; влияет на формирование норм и ценностей;
Эффективность нравственного воспитания зависит от правильного выбора средств, в соответствии с целью и задачей воспитания, возрастными особенностями детей, уровня их развития.
Можно сделать вывод о том, что нравственное воспитание детей – важная задача общества. Ребенок, только начинающий путь формирования личности, живет в социуме, который может и негативно, и положительно на него влиять. Для защиты ребенка от негативного воздействия необходимо воспитывать его, закладывать основы нравственности, культуры и морали, формирующие в дальнейшем жизненные принципы и взгляды, опираясь на которые ребенок будет действовать.
|