Щербакова Галина Владимировна Петрова Елена Вячеславна. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Статью подготовили:

  • Щербакова Галина Владимировна,
  • Петрова Елена Вячеславна.

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».

Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, мы определили для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание.

 

Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. Литература тоже играет одну из важнейших ролей, яркие художественные образы и различные удивительные сюжеты порой на всю жизнь остаются в памяти, могут навести на самые глубокие размышления. Например: зачем с утра до вечера твердить ребенку, как плохо быть неряхой, лучше прочитать «Федорино Горе» К. Чуковского и рассказать, что игрушки тоже могут убежать, обидевшись на беспорядок.

Для детей дошкольного возраста одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому всю свою работу по нравственному воспитанию мы начали с возрождения интереса у детей к художественной литературе.

Из опыта работы с детьми можем сказать, что средства массовой информации зачастую оказывают отрицательное действие в нравственном становлении характера детей. Поэтому мы решили как-то помочь родителям в воспитании гуманных чувств и отношений дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.

Принцип воспитания гуманистической направленности через приобщение к общечеловеческим ценностям во всех видах его деятельности выдвинут как ведущий в основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса.

Мы решили что целью нашей работы в нравственном воспитании детей будет воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей в своих поступках следовать положительному примеру.

Планируя работу по «Нравственному воспитанию старших дошкольников через художественную литературу ставили перед собой следующие задачи:

Воспитательные:

а) воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.

б) приобщить детей к истокам народной культуры.

в) воспитывать эстетический и художественный вкус.

г) способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др.

Развивающие:

а) содействовать развитию речи детей.

б) развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

в) создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.

Обучающие.

а) формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.

б) знакомить детей с художественной литературой.

в) расширять представления об окружающем мире.

г) учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.

Для формирования нравственных качеств личности дошкольника мы использовали такие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В течение года познакомили детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: рассказывали сказки, показывали настольные кукольные театры, читали книги с иллюстрациями. Формировали у детей умение воспринимать литературное произведение, также анализировать произведение его содержание и форму.

Важными методами считаем использование беседы с элементами дискуссии, рассказа, примера.

Беседуя с детьми, побуждаем их думать и говорить. В совместной беседе дети справедливо оценивают поступки героев художественной литературы, своих сверстников, учатся понимать, что хорошо, а что плохо.

При подготовке к беседе и её проведении учитываем следующие требования:

  • содержание должно быть интересным для детей, близким их опыту
  • дети должны иметь возможность не только отвечать, но и задавать вопросы, высказывать свое мнение
  • после беседы создавать условия для деятельности детей в соответствии с основными выводами детей.

Очень широко используем примеры родителей, сверстников, героев художественной литературы, придерживаясь требований:

  • приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности ребенка и быть приемлемым для него.

В образовательной деятельности используем игры и упражнения, направленные на овладение эмоциональной отзывчивостью, невербальными и вербальными способами общения и др.

Используем воспитывающие ситуации, которые побуждают детей совершить тот или иной поступок, действие.

Большое внимание уделяем использованию методов стимулирования и мотивации деятельности – поощрение, благодарность, доверие, похвала и др.

Наблюдая за деятельностью детей, рассматривая продукты детского творчества, обеспечиваем благоприятную эмоциональную обстановку в коллективе, оцениваем работы детей с позиции пользы для другого, разделяем с детьми ощущение счастья.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации.

Родители — первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности и это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

С целью установления контактов с семьей для единства в воспитании нравственной культуры используем следующие формы работы:

  • анкетирование
  • групповое собрание
  • консультации
  • выставки книг
  • открытые мероприятия с участием родителей
  • папка передвижка
  • полезные советы.

В ходе бесед убеждали родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т.е. больше внимания уделять своим детям.

Мы стараемся работать в тесном содружестве с родителями, что обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, стараемся доброжелательно относиться к каждому ребенку, ведь только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.

Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что дети учатся жить у жизни, но если чему-то учиться у жизни, то это творчеству. Творчество нельзя просто «показать», надо самому решать задачи. Так возникает вопрос, каким образом ребенок может получить опыт такого решения, читая сказки? В сказках все задачи предлагаются, уже в решенном виде.

Дети воспринимают сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей.

В ходе изучения каждой сказки занятия посвящены проигрыванию, рисованию и придумыванию своих собственных историй. Ведь это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.

Самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, восхищения от неожиданной идеи. Мышление будет работать, если дети поймут, что им надо не отгадывать мысли взрослых, а действовать самостоятельно, не боясь ошибиться.

У детей дошкольного возраста мышление наглядное — оно нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи. Ребенок может несколько раз сменить точку зрения. Чтобы не потерять нить дискуссии — нужна опора. Вот такой опорой становится наглядная модель или схема.

С помощью сказки развивается у детей творческое мышление, умение самому находить ответы на проблемные вопросы. В жизни часто встречаются противоречивые, проблемные ситуации. И человек, у которого развита логика, творчество, умение думать и решать задачи, всегда найдет ответ на неразрешимую задачу.

Могучим средством воспитания детей является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. В связи с этим периодически с детьми организовывала игры — драматизации по литературным сюжетам. С помощью детских книг мы старались воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.

Подводя итоги, мы сделали вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывают у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

Просмотров: 524
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Сеничкина Дарья Андреевна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Уразбаева Е. С.. Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Саура Любовь Николаевна. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в современном мире
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Нуриева Ляйсан Менеадисовна. «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
  • Искакова Асель Бекбулатовна. «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
  • Валитова Роза Нагимовна. Название работы: Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Малова Виктория Вячеславовна. Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
  • Мальцева Галина Рудольфовна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Советы родителям - нравственное воспитание детей
  • Каиль Ольга Викторовна. Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей младшего дошкольного возраста.
  • Рахубенко Татьяна Егоровна. Использование игры-драматизации в социально-нравственном воспитании детей старшего возраста.
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Кочурова Наталья Витальевна. Описание работы по воспитанию трудолюбия у детей старшей группы с помощью художественной литературы
  • Козлова Татьяна Александровна. «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем»
  • Ненашева Елена Алексеевна. Методическая разработка образовательной ситуации по развитию речи с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» для детей среднего дошкольного возраста
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Ксения Герасимова. Проект «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через участие в Православных ярмарках»
  • Прокопенко Татьяна Петровна. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Ларионова Ирина Александровна. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
  • Петрова Екатерина Георгиевна. Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста
  • Парамонова Елена Валерьевна. Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
  • Кусяпова Гульгина Навгатовна. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
  • Евдакова Таисия. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.
  • Севастьянова Евгения Валерьевна. Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством трудовой деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь