Дмитрина Ирина Александровна. Развитие и коррекция памяти детей

Развитие и коррекция памяти детей

Цель:

Оказание помощи родителям для осуществления процесса развития психических процессов (памяти)

Задачи:

  1. Формирование элементарных представлений о памяти как психического процесса.
  2. Обоснование необходимости коррекции и развития памяти дошкольников с ЗПР.
  3. Знакомство с возможными направлениями работы по коррекции и развитию памяти.

Ход собрания

Память лежит в основе человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человечества, то необходимо с большей ответственностью относиться к развитию этой способности у детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития (ЗПР) характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. В большинстве случаев психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР запаздывает, упускаются благоприятные сроки развития ребенка в дошкольном возрасте, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения.

Давайте вспомним все семь психических процессов: ощущение, восприятие, память, внимание, речь, воображение, мышление.

Память – одна из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков, является непременным условием обучения и развития и становления личности. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретения умений, привычек – все это связанно с работой памяти.

А сейчас перечислим все виды памяти, которые наиболее продуктивны у человека:

ПАМЯТЬ

  • Произвольная (связанная с волевым контролем запоминания)
  • Логическая (связанная с употреблением логики)
  • Опосредованная (связанная с использованием различных средств запоминания)

Память человека делится по времени сохранения материала:

  • Мгновенная (это память — образ, она связана с непосредственным отражением информации только что воспринятой органами чувств без какой-либо переработки полученной информации. Ее длительность 0,1- 0,5 секунд)
  • Кратковременная (обеспечивает сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают. Длительность удержания мнемических следов составляет примерно 20 секунд (без повторений)

Из мгновенной в кратковременную память попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание

ИГРА «Парочки»

В игре участвуют двое или более игроков. Дети переворачивают картинки и пытаются найти им пару. Ошибаясь, игрок переворачивает две картинки и продолжает игру. Пытаясь запомнить расположение картинок, развивается кратковременная память.

ИГРА «Что исчезло? Что изменилось?»:

В этой игре надо запоминать последовательность, в которой разложены картинки. Ребенку дается время для запоминания картинок и их последовательности, затем он отворачивается или закрывает глазки, а взрослый убирает одну или несколько картинок, или меняет их расположение. Далее ребенок называет ту картинку, какая исчезла или воспроизводит их последовательность.

  • Оперативная (рассчитана на хранение информации в течение определенного заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведение этой памятью определяется задачей, которая поставлена перед человеком и рассчитан только на решение данной задачи)
  • Долговременная (способна хранить информацию в течение неограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, приобретенных человеком в процессе выполнения им различных видов деятельности. Знания эти хранятся в обобщенном и систематизированном виде)
  • Генетическая (организм передает от поколения к поколению свои наследственные признаки. Генетическая память у человека — единственная на которую нельзя оказывать влияние через обучение и воспитание)

Рассмотрим деление памяти по преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала:

  • Двигательная — это запоминание, сохранение и воспроизведения различных движений и их систем (служит для формирования различных двигательных умений и навыков, является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, так же как и навыков ходьбы, письма и т.д. Признаком хорошей двигательной памяти, является физическая ловкость и сноровка)
  • Образная — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти является зрительная, слуховая, осязательная и обонятельная память (в наибольшей степени у всех людей проявляется слуховая и зрительная память. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; слуховая — с запоминанием и воспроизведением разнообразных звуков. Роль осязательной, обонятельной и вкусовой памяти в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностью связанных с безопасностью и самосохранением организма)
  • эмоциональная — память на чувства, переживания (на эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала — то, что вызывает эмоциональные переживания, запоминается без особого труда и на более длительный период)
  • словесно-логическая — выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей и понятий (одной из важнейших характеристик этой памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая воспринята (дословно) и может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в условии знаний учащимися в процессе учения)

И рассмотрим еще одно деление памяти по характеру участия воли в процессах запоминания:

- Непроизвольная — запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Она наиболее развита для детей дошкольного возраста

- Произвольная – поставленная перед собой цель человеком что-то запомнить или воспроизвести.

Все типы памяти находятся в тесно взаимосвязи. Без кратковременной памяти невозможно функционирование оперативной и долговременной. Работа словесно-логической памяти без определенно сложившейся системы образов-представлений зрительного, слухового, осязательного характера.

1. Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Для развития слуховой памяти детей можно рекомендовать заучивания песен, потешек, стихотворений.

Стихотворения, как правило, выбираются сюжетного характера: ( «Петушок, Петушок», «Ай, качи-качи-качи», «Тень-тень, потететень», «Сидит белка на тележке», «Тили-тили-тили-бом, загорелся Кошкин дом»),

«Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.»

Взрослый обязательно должен задавать вопросы ребенку.

НАПРИМЕР:

  1. Какая у кота шубка?
  2. Какие усы?
  3. Что еще есть у кота?

Эти вопросы позволят более полно воспринять образ кота, что облегчит процесс запоминания.

Зачитывая каждую строчку стихотворения попросите ребенка повторять по две строчки. Только после этого — весь стишок.

С детьми следует читать и пересказывать как можно больше русских на-родных сказок: «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь» и др.

Читать сказку нужно неоднократно. При первом прослушивании впечатления ребенка бывают неточны. Обычно дети следят лишь за сюжетом, поэтому многое упускают. При повторных прослушиваниях сказок впечатления углубляются, ребенок лучше запоминает.

Для лучшего запоминания можно задать ребенку ряд вопросов:

  1. Что посадил дед?
  2. Смог ли дед один вытащить репку?
  3. Почему не смог?
  4. Кто пришел на помощь?
  5. В какое время года происходят события сказки? Когда дед посадил репку? Когда он решил ее вытащить?
  6. Чему учит эта сказка? Нужно ли помогать друг другу?

Читая и разучивая с ребенком стихотворения русских писателей о природе, необходимо знакомить ребенка с временами года. Ребенок должен хорошо усвоить, что зиму всегда сменяет весна, весну —лето, лето — осень, а осень — зима. Обязательно нужно говорить с ребенком о том, что происходит в природе в каждом времени года.

Более сложными, с острым захватывающим сюжетом, являются сказки «Гуси-лебеди» и «Кот, петух и лиса».

Эти сказки также необходимо прочитать ребенку не один раз. При неоднократном прочтении ребенок более вникает в ход событий, яснее для него становятся сказочные персонажи, их взаимоотношения, поступки. Именно эти сказки рассказывают, как трудна борьба между добром и злом, но что победа добра неизбежна, мужество, стойкость, преданность всегда побеждают. Об этом можно поговорить с ребенком, задавая ему ряд вопросов. Вопросы, с одной стороны, облегчат понимание, следовательно и запоминание, а с другой стороны, развивают и смысловую, логическую память ребенка.

2. Игры для развития памяти у детей дошкольного возраста.

Игра «ГДЕ СПРЯТАНА ИГРУШКА?»

Развивает зрительную память и внимание ребенка. Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

В один из ящичков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку (шарик, солдатика, ластик, кружок от пирамидки и др.). Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку.

Игру можно несколько усложнить:

а) убрать ящички на более длительное время;

б) спрятать 2, а потом и 3 игрушки;

в) заменять игрушки.

Игра «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ».

Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.

Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.

Для проведения игры можно порекомендовать карточки с следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.

Игра «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?»

Рекомендуется для развития зрительной памяти Детей.

Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить:

а) увеличить количество игрушек;

б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Игрушки для организации игры можно взять следующие: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка.

Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки. Играть можно 2—3раза в неделю.

Игра «ПРОГУЛКА В КАРТИНКАХ».

Эта игра развивает зрительную и слуховую память и внимание ребенка дошкольного возраста.

Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на- дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно.

По возвращении домой попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил.

На каждой прогулке ребенок может с вашей помощью узнавать что-то новое. Можно эту игру проводить довольно регулярно.

Игра «РИСУЕМ по ПАМЯТИ УЗОРЫ»

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.

Игра «ЗАПОМИНАЕМ ВМЕСТЕ»

Для развития слуховой памяти детей возраста 4—5—6 лет можно рекомендовать занятия с группой ребят.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.

Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.

3. Для развития зрительной памяти дошкольников можно использовать специальные упражнения.

Для организации работы с ребенком вам потребуются карточки с геометрическими фигурами.

Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.

4. Воспроизведение рассказа.

Методика воспроизведения рассказа может помочь в диагностике смысловой памяти, а также для развития смысловой памяти ребенка дошкольного возраста.

Для детей дошкольного возраста можно предложить следующий вариант рассказа для запоминания:

Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку в начала его катать. «Ту-ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

Детям дошкольного возраста рассказ зачитывается. Затем ребенка просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту.

При воспроизведении рассказа обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы. Например, к первому рассказу:

  1. Что построила Зоя из кубиков?
  2. Кого катала Зоя на машинке?
  3. Почему она перестала играть?
  4. Как помогла Зоя мишке?
Просмотров: 673
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Степанишина Ирина Павловна. МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Воронова Елена Васильевна. Особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
  • Шумакова Галина Анатольевна. Игры для развития памяти у дошкольников
  • Романова Елена Евгеньевна. Роль мнемотаблиц в системе формирования словесно-логической памяти у дошкольников 6-7 лет с ОНР
  • Антипина Алёна Иннокентьевна. Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Развивающие игры с дошкольниками для развития внимания и памяти
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Щипакина Анна Александровна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Треничева Оксана Александровна. Педагогическая статья 'Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе'
  • Ленгард Софья Ильдаровна. Программа занятий по развитию произвольной памяти детей дошкольного возраста
  • Казанцева Юлия Викторовна. Семинар-практикум для родителей «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.
  • Мунтайкина Алевтина Анатольевна. Развитие памяти через заучивание стихотворения
  • Жилич Н.А., Макарчук Л.А., Подофеденко О.А., Романюк Т.А.,. Сценарий праздника, посвященного Дню Победы «Вахта памяти» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Шепоткова Ольга Николаевна. Методическая разработка занятия по продуктивной деятельности для детей среднего дошкольного возраста (возраст 4-5лет) Тема «Создание книги памяти»
  • Бекетова Ирина Анатольевна. Конспект организации изобразительной деятельности детей 5-6 лет на тему «Лента Памяти»
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Федосеева Ольга Дмитриевна. Конспект праздничного досуга для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Достойны памяти героев»
  • Кожедуб Ирина Степановна. Конспект занятия по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Тема занятия: «Развиваем память и внимание»
  • Имамутдинова Алсу Шафиулловна. Научно-практическая статья: «Развитие памяти дошкольников через заучивание стихотворений.
  • Варламова Светлана Станиславовна. Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности «Смотри и запоминай»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Досуг, посвящённый дню памяти А. С. Пушкина «В гостях у Кота Учёного»
  • Руденко Анастасия Валерьевна. Особенности памяти у детей с ЗПР



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь