Горошникова Татьяна Сергеевна, Егорова Марина Николаевна. Формирование базовых культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста в условиях развития информационного общества

Формирование базовых культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста в условиях развития информационного общества

Formation of the basic cultural values of senior preschool children in the conditions of development of the information society.

Авторы:

  • Т.С. Горошникова,
  • М.Н. Егорова

МАДОУ «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида», Киселевск

T.S. Goroshnikova,

M.N. Egorova

MADOU “Kindergarten №2 «Rays» combined type “ Kiselevsk

 

В данной статье рассмотрены источники информации, с помощью которых происходит формирование базовых культурных ценностей дошкольников. В статье предлагается описание важнейших источников информации. Особое внимание уделяется работе с информационными технологиями.

This article describes the sources of information in which is formed the basic cultural values of preschool children. The paper proposes a description of the most important sources of information. Particular attention is paid to work with information technologies.

Ключевые слова: воспитанник, культурные ценности, межличностное общение, информационные технологии, наблюдение, книга.

Pupil, cultural values, interpersonal communication, Information technology, observation method, book.

В ходе реализации основной образовательной программы ФГОС, педагог сталкивается с множеством вопросов, которые требуют решения. Как способствовать тому, чтобы мир, окружающий ребенка стал для него понятен и интересен? Какие условия необходимо создать, чтобы воспитанник захотел познать этот мир? Как довести современный мир информации до понимания ребенком? Как научить его отбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна, и пользоваться ею? ДОУ, в соответствии с существующим законодательством, призвано обучить ориентированию детей в информационных потоках, дошкольники должны уметь работать с информацией, полученной различными способами, то есть искать, получать и фиксировать информацию и использовать ее в своем познавательном развитии. Базовые ценности выступают как система координат, которая необходима, чтобы оценить себя, других, выразить свое отношение, сделать выбор. Система ценностей, которая изменяется в течение жизни и зависит от возраста, интересов, мировоззрения, социума, необходимо учитывать этническую и религиозную принадлежность семьи, профессии родителей, традиции и обычаи, эстетические, нравственные и познавательных потребностей близких людей. Ценностный компонент составляет ядро структуры личности и характеризует ценностную направленность, которая является основой общей культуры.

В настоящее время при формировании базовых культурных ценностей старших дошкольников главными путями получения необходимой информации являются изучение книг, межличностное общение, постоянные наблюдения, работа с компьютером.

Книга, книжный текст — представляет собой наиболее доступный источник знаний для детей в детском саду. Обращение к книгам способствует раскрытию перед детьми всего мира, красочные издания, которые так привлекают детское внимание, рассказывают обо всём, что необходимо знать об окружающем мире в данном возрасте. В течение осуществления образовательной деятельности ребенок черпает учебную информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации, т.е. осуществляет информационное взаимодействие. При рассматривании и изучении книги детям легче осмыслить полученную учебную информацию, перенося её в реальный мир, как бы сравнивая происходящее, обогащают свой словарный запас, развивают память, мышление, учатся концентрировать внимание, работать с рисунками, таблицами, анализировать полученную информацию, выделять главное и второстепенное в тексте, осуществляют библиографический поиск, реализуют простые проекты. С помощью различных энциклопедических изданий воспитанники запасаются новыми знаниями, пополняют свой словарный запас, уточняют его и активизируют, знакомятся с лексическим значением новых слов, усваивают грамматические формы, учатся правильному произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Здесь роль педагога заключается в том, чтобы научить детей правильно пользоваться энциклопедиями и отбирать нужную для себя информацию.

Ещё одним важнейшим источником информации является межличностное общение. Коммуникативное взаимодействие воспитанников между собой, со взрослыми, с родителями. В процессе общения происходит обмен информацией. Возникает вопрос, а всегда ли дети готовы к тому, чтобы правильно использовать информацию, которой они овладевают при осуществлении образовательного процесса? Во время своей деятельности, педагог учит дошкольника общаться, обмениваться информацией, формировать умение взаимодействовать с полученной информацией, выбирать жизненно важное в ней для решения каких-либо трудностей. Дошкольники вступают во взаимодействие тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-практические основания, которые обуславливают смысл межличностного общения, его длительность, интенсивность и устойчивость. Словарный запас дошкольников достаточно богат, однако умение вести диалог у многих детей развито слабо, тем не менее типичным в этом возрасте является информационный диалог. Тематика разговора детей друг с другом обуславливается главным образом обсуждением игр, игрушек, кинофильмов, телепередач, коллекций, домашних животных, отношений между детьми и семейных событий. Межличностное общение дает дошкольнику возможность принять на себя черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного и духовного поведения.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит в основном эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник принимает на себя роль маленького исследователя, опытным путем получая ответы на свои вопросы, испытывающий чувство радости от своих открытий и тем самым пробуждая ещё больший интерес. Ребенок стремится к активной деятельности. Экспериментирование и наблюдения в данном возрасте являются наиболее близкими и естественными для дошкольника. Наблюдение — особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Наблюдения детей должны быть научными, доступными, увлекательными и интересными. Наблюдение обогащает кругозор, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Наблюдение выступает как ещё один способ извлечение информации.

Сегодня дети быстро осваивают новую информационную технику, в том числе компьютеры, поэтому работа на персональных компьютерах, которые являются наиболее доступными дома, прежде всего, оживляет процесс обучения и вовлекает его в познание окружающего мира. У ребенка появляется интерес не только к предмету, но и к обучению в целом. Развивается стремление познать и увидеть большее. В процессе компьютерных игр у ребенка развивается самостоятельность и чувство ответственности за те или другие действия.

С помощью технических средств можно рационально использовать учебное время, снять перегрузку воспитанников и высвободить время для их творческого развития. Приобщение дошкольников к работе с компьютерными технологиями способствует совершенствованию психических процессов (восприятия, логического мышления, внимания и др.). При использовании компьютерной презентации, образовательная деятельность становится более насыщенной, яркой, появляется возможность увеличения темпа. Информационные объекты, демонстрируемые в ходе образовательной деятельности привлекают большее внимание дошкольников. Помогают развивать и автоматизировать у детей необходимые навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками, флешкартами, учат рационально использовать своё время.

Все эти возможности позволяют увлечь дошкольников процессом обучения и создать для них прочную мотивацию. Таким образом, занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал воспитанников. Так как дети в среднем дошкольном возрасте обладают широкой фантазией и огромным желанием проявить себя с помощью любых средств доступных в данном возрасте, то педагогу следует учить его как можно чаще выносить во внешний мир свои собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование на занятиях в ДОУ дает возможность проявить себя любому из воспитанников, при этом ребенок самостоятельно выбирает форму работы, доступную именного для его понимания.

Современное общество характеризуется как информационное, что порождает значимость информации в современном мире, ее особую роль и ценность, а также диктует необходимость совершенствования способов и методов получения, обработки, систематизации и передачи информации. Область образования в этом плане является самой актуальной: одним из приоритетных направлений развития образования в России становится создание образовательной информационной среды, которая важна для усвоения ребенком социального опыта, выражения собственной позиции, проявления самостоятельности, индивидуальности, а также для сотрудничества ДОУ и семьи.

Литература

  1. Михеев, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников [текст] / Е.В. Михеев, — Волгоград: Учитель, 2013. – 223 с.
  2. Соколова Т.Е. Информационная культура ребенка. Учебно-методическое пособие. Выпуск 1, Самара: Учебная литература, Федоров, 2008.
  3. Гурьев, С.В. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста / С.В. Гурьев
  4. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003. — № 9. -С. 32-38
  5. Фарафуллина В. Х. Развитие информационной культуры младших школьников. http: //festival. 1september. ru/authors/102-622-032
Просмотров: 673
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Мохначева Светлана Сергеевна. Внедрение информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «По дороге из желтого кирпи
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Тренинг-семинар для педагогов ДОУ «Как сообщать негативную информацию родителям?»
  • евгения доника. Организация сбора информации через анкетирование родителей и педагогов с помощью сети Интернет
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Марина Трофимова. Консультация для воспитателей «Наглядная информации для родителей в дошкольных учреждениях»
  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Семено Л. В. Сценарий образовательной ситуации по организации познавательно – коммуникативного развития в подготовительной к школе группе «Как древние люди передавали информацию на расстоянии».
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Елистратова Н. А. Использование современных методов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для развития у детей дошкольного возраста актерских способностей и интереса к театральному искусству.
  • Авдеенко Наталья Борисовна. Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Слынько Светлана Анатольевна Балюк Марина Александровна Филько Елена Викторовна. «Культура здорового питания дошкольников, как развитие правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания».
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Сдержикова Е. В., Чаркина Л. М.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ
  • Демченко Елена Сергеевна. Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи в дошкольном возрасте»
  • Главный Редактор. Презентация Нужен ли педагогу свой сайт? Как его создать?
  • Степаненко Наталья Михайловна. Статья 'Мир эмоций дошкольника. Как сделать его ярче?'
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Детская мультипликация, как средство решения наиболее актуальных задач возрастного развития дошкольников.
  • Линько Людмила Петровна. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕРЕМОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ДО ТРЕХ ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Суханова Елена Павловна. Как научить ребенка правильному поведению при пожаре?
  • Ольга Витальевна Лушникова. Наблюдение как основной метод развития речи младших дошкольников на прогулке
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Кутовая Дарья Викторовна Кривчикова Александра Юрьевна. Особенности развития речи как высшего психического процесса у детей-близнецов в дошкольном возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь