ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕРЕМОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ДО ТРЕХ ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО
Людмила Петровна Линько МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты воспитатель
В тексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования впервые появился термин, который ранее не использовался в дошкольной педагогике. В пункте 2.11. 2 указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». Введение нового термина заставило задуматься о том, что такое культурные практики и что нового они внесут в дошкольное образование.
Скачать презентацию
Необходимо отметить, что однозначно единой трактовки термина «культурные практики» не существует. Наталья Михайловна Крылова определяет «культурные практики» как «обычные для ребенка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его жизни и события с другими людьми».
Культурные практики связаны с активной и самостоятельной, разноаспектной и многократной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности,
основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях.
Лыкова Ирина Александровна (доктор педагогических наук, профессор) и Протасова Екатерина Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент), разработчики
комплексной программы «Теремок» для детей от 2-хмесяцев до 3-х лет, отмечают, что «культурные практики» человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются – постепенно и постоянно – в процессе
самостоятельной деятельности.
Для расширения этих практик для ребенка значимы следующие виды и формы активности: свободное манипулирование различными предметами и материалами,
наблюдение и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, игровая и художественная деятельность. Все эти виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно сочетаются в разных вариантах.
Практика ребенка становится культурной, когда открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается
постепенно. В основе культурных практик лежат культурные умения. В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих
индивидуальных желаний, интересов, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно
уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать свой выбор, проявить свои интересы и выразить свои желания.
С осени 2019 года МБДОУ «Детский сад № 26» является инновационной площадкой в составе сетевой инновационной площадки ФГБНУ ИИДСВ РАО «Научно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение деятельности образовательных организаций, внедряющих основную образовательную программу «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет».
Современная образовательная программа «Теремок» предлагает научно обоснованный вариант проектирования образовательной деятельности в соответствии с основными направлениями развития детей от 2-х месяцев до 3-х лет в пяти образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со
взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.
Согласно ФГОС дошкольного образования выделяют следующие виды деятельности для детей раннего возраста (ФГОС ДО п.2. 7.):
- Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)
- Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка совок, лопатка и пр.)
- Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок
- Двигательная активность.
В раннем возрасте доступны следующие культурные практики:
- исследовательские (экспериментирование с материалами и веществами)
- коммуникативные (общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого).
- социально-ориентированные (предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями).
В соответствии с основными видами деятельности (активности) для детей от 2-3 лет программой «Теремок» предлагаются различные «культурные практики»,
которые я успешно применяю в своей педагогической деятельности.
Исследовательские культурные практики Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Примером исследовательских культурных практик в раннем возрасте являются игры с песком, водой, сдобным и соленым тестом, игры с дидактическими, динамичными и образными игрушками (пирамидки, матрешки, игрушки-каталки, пазлы, домино, сортеры, мозаика, юла, неваляшки и другое), музыкально-шумовыми игрушками.
Коммуникативные культурные практики
Примером коммуникативных культурных практик является инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев – «пальчиковые
игры». Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Примеры:
«Сорока – белобока», «Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Как живешь?», «Мальчик с пальчик», «Вышли пальчики гулять», «Большая стирка», «Капуста» и другие. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира:
предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Социально-ориентированные культурные практики Игры с бытовыми предметами и действия с бытовыми предметами-орудиями:
- игры с баночками и крышечками разных размеров. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
- игры с прищепками — развивают сенсорную координацию, мелкую моторику рук, творческое воображение, память и мышление, а также усидчивость. Чтобы игра была интересной детям, можно предложить прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке и т. п.).
- игры с крупами и сыпучим материалом: «Бассейн для пальчиков» или «Найди сюрприз», «Пересыпь крупу», «Выложи узор из красной фасоли».
Игры с составными и динамическими игрушками. К ним можно отнести картинки-вкладыши, пирамидки, игрушки-каталки, конструкторы, вкладыши, матрешки, коробка форм, бусы, шнуровки, крупные пазлы, тематические кубики, составные разрезные картинки и другое.
Игры с пирамидками. Многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И
дети не теряют к ним интереса.
Игры — нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, мелкие игрушки, рожки и макароны, сушки и т. п. Игры – нанизывание помогут
скоординировать движения обеих рук, отлично развивая руку, а также способствуют совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре
формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки — крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.
Игры-шнуровки ( «Забавные шнурки») — развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют
усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию
речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений
вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
Конструирование – ребенок не воспроизводит образец, а пробует, исследует, изучает самостоятельно и выбирает то, что наиболее интересно ему, что
соответствует его реализации замыслов/запросов.
Данные культурные практики доступны для детей раннего возраста, так как направлены на усвоение культурных способов употребления предметов. В качестве
ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и
взрослых. Процесс овладения культурными практиками детьми раннего детства – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии
со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде.
Культурные практики ребёнка вырастают на основе взаимодействия со взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных
действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изученияисследования). К концу периода раннего детства, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с
игрушками.
Таким образом, с помощью культурных практик реализуются целевые ориентиры образования на этапе завершения раннего возраста:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
- эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет
пользоваться ими;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих
предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
Детство — это не просто уникальная субкультура. Это — «ростки нового культурного уклада жизни», которые могут прорасти только в пространствах
автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию,
становясь ее авторами.
|