Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.
Выделяют формы культурных практик детей младшего дошкольного возраста в соответствии с основными видами деятельности:
- Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры и т.д.) Цель: обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Например, с.р. игры: «Семья», «Ждем гостей», «В гости к Кате», «День рождения» «Дочки – матери». «У бабушки в деревне».
- Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта. Цель: формирование умения разрешать проблемные ситуации близкие для детей дошкольного возраста.
Примеры: «Откуда пришла к нам дымковская игрушка», «Как нужно обращаться с глиняной игрушкой», «Если мама устала», «Я люблю бывать
с мамой и папой…», «Русские народные игрушки», «Веселая ярмарка», «Почему нужно умываться по утрам», «Как мы провели выходной день».
3. Творческие мастерские. Цель: создание условий для использования
и применения знаний и умений детьми на практике, развитие творческих способностей и т.д. Обязательное условие – результат. Например: «Укрась платьице кукле», «Украсим полоску флажками», «Укрась салфеточку», «Большой дом», изготовление коллажа «Осень золотая», оформление коллекций «Коллекция ткани», «Коллекция фантиков от конфет», мини музей «Киндер сюрприз», «Коллекция пуговиц» и др.
4. Музыкально-театральные и литературные гостиные. Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
5. Сенсорные и интеллектуальные тренинги — это система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.).
Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания, восприятия.
6. Экспериментирование. Цель: создание условий для опытнической деятельности детей. Например, опыты с водой: «Как вытолкнуть воду», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус и запах».
7. Детский досуг, например: развлечение «Развеселая матрешка», развлечение «День матери» и др.
8. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность Формы проведения, это трудовая деятельность ребенка в быту и в природе.
Например: уборка игрушек; дети помогают накрывать на стол; готовить материал к занятиям; с помощью взрослого поливать цветы; уборка на веранде, уборка мусора на участке; сбор шишек и листьев; сгребание песка в песочнице, уборка снега и т.д.
Как один из эффективных методов реализации культурных практик является реализация их в режимных моментах и при свободной самостоятельной деятельности детей. Это можно делать через различные творческие задания, направление на развитие познавательных процессов, происходит познание разных объектов детьми, различных ситуаций, явлений, с которыми дети сталкиваются и за пределами детского сада.
Искусство педагога заключается в такой организации образовательного процесса, когда ребенок сам хочет чему-либо научиться, что-то узнать или сделать. И в этом педагогу помогает технология «Ситуация». Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми,
на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда
и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня. Технология «Ситуация», дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг
в познании мира; приобрести опыт выполнения универсальных действий
по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели
с полученным результатом и др.
Культурная практика, с одной стороны сложное понятие, а с другой культурной практикой является не просто совместная развивающая игра воспитателя с ребенком, а запанированные, проходящие по четкому алгоритму с поставленными целями и задачами занятия.
|