Понятие культурных практик появилось с ФГОС ДО, где особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.
Более подробно остановлюсь на культурных практиках как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников. Это инновационное направление в дошкольной педагогике. Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Через культурные практики формируется правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях. Тема оказалась очень интересной и актуальной.
Скачать конспект
Поэтому я решила помочь своим воспитанникам: ознакомить и повысить их уровень финансовой грамотности. Чтобы экономика стала для дошкольников понятной подбираю интересные виды культурных практик:
- включение игрового компонента-форму «путешествия» по известным сказкам, викторины, соревнования
- проектная деятельность-интересная тема для познавательного проекта- «История появления денег». Продуктом данного проекта стало создание лэпбука «Открытия Феечки-Копеечки»
- разрешение проблемных ситуаций, требующей от детей размышления ( «Хорошо-плохо», «Что будет, если…»)
- организация сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Кафе», «Банк», «Парикмахерская», где проговариваются все манипуляции с предметами, обогащается словарный запас экономическими терминами
- настольно-печатные и дидактические игры экономического содержания «Монополия», «Менеджер», «Русское лото» и др.;
- трудовая деятельность-это способствует формированию у детей полезных бытовых привычек, эффективному расходованию ресурсов (например, напоминание выключать воду при мытье игрушек). Постоянно обращаем внимание детей на испорченные вещи — сломанные игрушки, порванные книги, обсуждаем, как их можно починить. В результате этой культурной практики в нашей группе появился лэпбук «Гном Эконом».
На всех этапах данной деятельности требуется поддержка ребенка дома, в семье. Свою работу по формированию финансовой грамотности начала с опроса родителей. На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. Ведь современные дети участвуют в покупках в магазине, им могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки. Решить данную проблему позволила разъяснительная работа с родителями. Были проведены беседы, консультации, оформлен для них информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании финансовой грамотности в условиях детского сада, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи. Семьям было предложено изготовить стенгазеты на тему «Семейный бюджет», которые позволили раскрыть сущность понятий «доход, расход, бюджет».
Предлагаем им вместе с детьми посещать магазин, банк, почту, отправиться на ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или соответствующие вывески на витринах магазинов.
Таким образом, использование культурных практик для формирования финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
|