Шишкина Марина Михайловна. Статья «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. «За» или «Против»?

Статья «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. «За» или «Против»?

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.» Тем не менее у большинства родителей дошкольников это вызывает определенные сомнения «Зачем детям так рано что-то рассказывать про деньги?». Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».

 

Наши дети растут. И не успеем мы оглянуться, как они станут взрослыми. А вот станут ли они самостоятельными и благополучными в финансовом плане? Это вопрос. Если они будут владеть знаниями о деньгах, то скорее всего «ДА».

В настоящее время, вряд ли найдется ребенок дошкольного возраста, который не держал в руках монетку. Бесспорно, многие дети знают, что такое деньги. Но проблема в том, что они растут без навыков обращения с ними. А ведь кто-то должен преподать им науку правильного отношения к деньгам. К сожалению, наука денег, это та наука, которой взрослые в отношении с ребенком очень часто пренебрегают. То ли родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах. Не знают, как и с чего начать говорить о них в силу возрастных особенностей ребенка. То ли не считают, что это важно. Но именно на родителях лежит ответственность — научить ребенка быть финансово грамотным. Почему? Да потому что только в семье можно получить столь бесценный опыт.

Попробуем разобраться, что означает для ребенка быть финансово грамотным?

Финансовая грамотность помогает понять, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от достижения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит:

  • рассказывать, откуда берутся деньги, как попадают к нам в карманы, что они не приходят ниоткуда и не даются просто так;
  • разъяснять, что деньги необходимы для того, чтобы что-то купить и не только;
  • учить его понимать ценность денег, что к деньгам нужно относиться уважительно и бережно;
  • учить экономить деньги;
  • принимать решение — потратить деньги сейчас или сохранить их «на мечту»;
  • распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды;
  • учить контролировать свои желания, объяснять, что желания должны соизмеряться с возможностями, а потребности отличаются от просто «хочу»; и т.п.

Это только самая необходимая часть этой науки, которую необходимо преподать своим детям, для того, чтобы они росли в уверенности о своем финансовом состоянии.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

На это есть несколько причин:

  • чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами;
  • чтобы мог позволить себе жить самостоятельно, когда станет взрослым;
  • и просто был финансово благополучным.

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Как бы абсурдно это не звучало, но именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые так необходимы для становления финансово грамотного человека. Уже с младшего дошкольного возраста стоит начинать учить ребенка знаниям о деньгах. Именно в этом возрасте он знакомится с деньгами. А уже в пятилетнем возрасте у детей появляются финансовые привычки, поэтому задача родителей — учить его обращению с деньгами.

В дошкольном возрасте можно познакомить ребенка с самой концепцией денег — то есть, дать ребенку понимание «Что такое деньги?», «Где их взять?» и «Зачем нужны деньги?». Можно побеседовать с ними о значении различных монет и бумажных денег. Рассказать им о том, что деньги используются для того, чтобы покупать вещи. А расходы могут быть «умными» и «неумными», «полезными» и «бесполезными». Самым простым и доступным способом преподавания концепции денег для детей дошкольного возраста является игра в «Магазин». Но не только в игре, а и в реальной жизни дети также могут участвовать в принятии финансовых решений, например, помочь с походом в продуктовый магазин. В этом возрасте можно познакомить ребенка с понятием «копилка».

Как стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка финансовой грамотности, это гораздо больше, чем один разговор. Здесь стоит прибегнуть к реальным жизненным ситуациям и примерам, которые помогут понять все на практике. Они будут учиться не только со слов, но и через свои действия. Вот несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах:

  • Когда он получает подарок деньгами.

Например, от бабушек или дедушек, что происходит довольно часто. Родители могут помочь ребенку принять решение — потратить деньги сейчас, например, на сладости и «хотелки», или сохранить, отложить их для последующих покупок, например, велосипед, о котором он так мечтает.

  • Когда взрослые пользуются банкоматом.

Некоторые дети думают, что банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги. Родителям нужно поговорить с детьми о том, что такое банкомат и как он работает.

  • В магазине.

Поход по магазинам — это идеальная возможность объяснить ему, что различные вещи стоят различные суммы. Можно даже попросить ребенка помочь сравнить цены и найти вариант подешевле.

  • Оплата счетов и квитанций.

Это вероятно, не то, что обычно родители делают вместе с ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых расходах в каждый месяц. Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег. Например, можно рассказать о том, что нужно выключать свет, когда в нем нет необходимости. Или открывать кран тоненькой струйкой, так как это приводит к экономии денег, которые можно потратить во время семейного отпуска.

Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство». Так давайте поможем детям овладеть искусством управления деньгами.

Финансового благополучия вам и вашим детям!

Просмотров: 600
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Гарькуша Светлана Рашитовна. «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
  • Зубкова Оксана Александровна. Научная статья «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Гаранина Ольга Евгеньевна. «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности»
  • Китаева Елена Николаевна. Формирование основ финансовой грамотности у детей с ОВЗ.
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Габилова Елена Сергеевна. Формирование основ финансовой культуры ребенка
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Абушахманова Екатерина Олеговна, Новицкая Татьяна Сергеевна. Конспект занятия по формированию финансовой грамотности старшего дошкольного возраста по теме «Приключения мышат»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Петрова Олеся Валериевна. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
  • Брязгун Альбина Фанзильевна. Статья «Приобщение дошкольников к финансовой грамотности»
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Ананьина М.В., Барсукова О.А.. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НРАВСТВЕННО — ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • Мещерякова Ксения Андреевна. «Экономическое воспитание дошкольников как один из шагов на пути к повышению уровня финансовой грамотности населения»
  • Тумашева Мария Петровна. Занятие по финансовой грамотности
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Гром Галина Владимировна. Презентация «Игры по финансовой грамотности»
  • Вишнцева Надежда Ивановна. Квест-игра по финансовой грамотности «Найди клад» в старшей группе
  • Ерофеева Светлана Николаевна. Культурные практики по формированию финансовой грамотности
  • Фатхуллова Рима Загитовна, Бдиева Гульфия Иршатовна. Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах»
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: чему и как учить в дошкольном детстве
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Главный Редактор. Надо ли учить детей читать до школы
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Надежда Сергеевна Рыбак. Как учить стихи играючи
  • Плотникова Антонина Анатольевна. «НАДО ЛИ УЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКА?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь