В старшем дошкольном возрасте у ребёнка появляются новые интересы: он чаще задаёт вопросы, на которые порой взрослому нелегко ответить; пишет на песке, снегу и бумаге цифры и буквы, просит вам рассказать сказку, почитать книгу, активно обсуждает всё происходящее вокруг и, что совсем неожиданно, проявляет интерес к такой сложной сфере, как экономика и финансы.
С экономикой и финансами ребёнок сталкивается постоянно: когда идёт с родителями в магазин, где просит купить понравившуюся игрушку; когда в банке или сберкассе вносят плату за квартиру, газ и свет, когда бабушка с дедушкой дарят деньги…
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности-о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, даже искусство пользования.
Поэтому современная педагогическая наука ориентирует взрослых на формирование у детей элементарных знаний о мире финансов и экономики уже в старшем возрасте. Я же начала свою работу в средней группе, разработав вводный курс по формированию основ финансовой грамотности.
Именно в дошкольном возрасте у ребёнка формируется способность к аналитико-синтетической деятельности, начинают закладываться основы логического мышления, ребёнок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения в мире экономических ценностей, свои способы действий и приобретает жизненный опыт.
За основу я взяла образовательную программу «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» разработанная в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста.
Данная программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития.
Занятия организовываются в занимательной и игровой форме.
Программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в РФ», а также «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа составлена в соответствии с принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования-ФГОС (полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития, учёт индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьёй и др.) И направлена на достижение следующих целей:
- формирование первичных экономических представлений и компетенций.
(Компетентность-это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющим выносить объективные суждения и принимать точные решения)
- развитие экономического мышления дошкольников
- воспитание социально-личностных качеств ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно—эстетическое развитие
- физическое развитие.
Предлагаю Вам познакомиться с содержанием базового модуля программы «Финансовая азбука».
Раздел «Потребности» -способствует формированию первоначальных представлений о потребностях:
- знакомит детей с многообразием потребностей человека
- формирует представления об ограниченности возможностей
- учит определять разницу между «хочу» и «надо»
В результате, ребёнок учится определять основные потребности человека; различать материальные и нематериальные потребности; выбирать необходимые для жизни предметы; соотносить собственные желания и возможности.
Раздел «Труд» -способствует формированию первоначальных представлений о труде:
- расширяет представления детей о труде взрослых
- знакомит детей с многообразием профессий человека
- способствует воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей.
В результате, ребёнок может определять продукт труда, понимать значимость труда для человека.
Раздел «Товар» -способствует формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров:
- знакомит детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа»
- учит определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара
- объясняет роль торговли в удовлетворении потребностей человека
- объясняет, от чего зависит цена товара
- воспитывает понимание того, что в любой товар вложен труд человека и к нему надо относиться бережно.
В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
- сравнивать цены на товар, объяснять разницу; выбирать товар в соответствии с ценой и качеством.
Раздел «Деньги» — способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления:
- знакомит детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта»
- учит находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства
- помогает детям осознать детям необходимости труда для получения денег
- способствует развитию умения детей пользоваться деньгами
- формирует разумное отношение к расходованию денег.
В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
- сравнивать цены на товар, объяснять разницу
- учиться пользоваться и разумно расходовать деньги.
Раздел «Семейный бюджет» -способствует формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике:
- знакомит детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов) и динамикой
- учит ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи
- формирует первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи
- формирует представление о расходах семьи и способов их удовлетворения.
В результате, ребёнок умеет объяснять структуру семейного бюджета:
- размышляет о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии
- понимает потребности и возможности семьи
- учится экономить и сберегать средства семейного бюджета.
Очень хочется, чтобы родители с пониманием отнеслись к данному курсу обучения, чтобы сформировать первоначальные экономические представления у детей, которые способствуют эффективному развитию и воспитанию личности будущего гражданина, ответственного и успешного
|