25 сентября 2017 года была принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Актуальность этой темы продиктована рядом проблем, остро вставшими в современном обществе. Среди них общая низкая финансовая грамотность в стране, нерациональное потребление ресурсов, безответственное к ним отношение, закрепившееся в привычках, и вместе с тем отсутствие единой массовой системы обучения финансовой грамотности населения. Плохо просвещенное в финансовом отношении население легко поддаётся различным обманам и махинациям. И страдают от этого как молодые, «не умудрённые жизненным опытом» люди, так и старшее поколение. Ведь ещё с советских времен сложился неверный стереотип о том, что финансово грамотными необходимо быть только людям, по роду деятельности напрямую связанным с деньгами или ценными бумагами. А ведь современные реалии таковы, что уже младшие школьники имеют карманные деньги, ценные вещи, и потому должны уметь с ними обращаться. Кроме того, сегодняшний школьник и дошкольник – это в будущем взрослые члены общества, и от того, чему они научатся сейчас, какой пример ведения хозяйства будут видеть перед глазами, какие привычки сформируют зависит то, насколько успешной и обеспеченной будет их дальнейшая жизнь.
Неоднозначно обстоят дела и в семейном просвещении детей на тему финансов и их использования. Многие родители хотят для своего ребёнка лучшее, но забывают, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами. Обязанность родителей объяснить ребёнку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется надо потрудиться и заработать деньги. Поэтому я пришла к выводу о том, что одну из задач дошкольного образования, закреплённую в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, — развитие предпосылок успешной социализации дошкольника, – невозможно реализовать без введения в дошкольном образовательном учреждении систематической работы по формированию основ финансовой грамотности. Большинство наших воспитанников продолжат жить, учиться и взрослеть в Санкт-Петербурге. Это должно сказываться на построении специфических, региональных, составляющих образовательного процесса. В числе прочих компетенций жители мегаполиса должны обладать и финансовой грамотностью. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, а к тому, что имеешь, относиться бережно и разумно. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное, зачастую неверное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам.
Содержание работы по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.
Необходимо сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по следующим направлениям:
- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию
- с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой
- научить правильно относиться к рекламе, разбираться в её содержании и назначении; — вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности
- дать понятие о том, что стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести
- показать, как взрослые люди ведут учет доходов и расходов для обеспечения надёжности и благополучия жизни своей семьи
- сформировать представление о финансовой безопасности (то есть о том, что деньги могут быть интересны не только их обладателю, но и посторонним лицам)
- и главное! – привить понимание того, что главные ценности – жизнь, любовь, радость близких людей – за деньги не купишь!
Формы работы по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников: дидактические игры, настольно-печатные игры, эвристические беседы ( «Путешествие в прошлое денег», «История игрушки на витрине магазина» и другие), электронные игры- викторины (по аналогии с детской телевизионной интеллектуальной игрой «Самый умный», когда игроки по очереди открывают поля на экране, за которыми спрятаны задания и вопросы), проблемные ситуации, требующие решения и дальнейшего обсуждения с другими детьми и взрослыми, исследовательские проекты, интеллектуальные командные игр)
Работа по формированию основ финансовой грамотности должна быть включена в локальные акты учреждения, иметь отражение в рабочих программах педагогов и может быть зафиксирована в основной образовательной программе дошкольного образования в качестве парциальной программы.
Работа с педагогическими коллективами по организации образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности дошкольников включает в себя внутрифирменное обучение, обучение на курсах повышения квалификации. Работа с родителями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности дошкольников заключается в большинстве своём в консультировании и педагогическом сопровождении процесса воспитания у детей полезных финансовых привычек в семье, предостережении от возможных ошибок.
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности. С детства детям нужно прививать чувство ответственности во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не жить в долг, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Особенно актуально это для жителей крупных и развитых городов. Главная образовательная и воспитательная задача в детском саду – дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, понятие ценности их труда, производимых продуктов и оказываемых услуг. Заниматься финансовой грамотностью детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это во многом определяет его будущее. Формирование экономического сознания приближает ребенка к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет успешно социализироваться в окружающем мире.
Нормативная база
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минобранауки Росси от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. № 2/15)
Методическое обеспечение процесса
Электронные ресурсы:
https: //www. koiro. edu. ru/activities/prioritetnye-proekty-v-sfere-obrazovaniya/finansovaya-gramotnostnaseleniya/
https: //revolution. allbest. ru/pedagogics/00782508_0. html
Методическая литература:
- Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста Текст: учебно- методическое пособие / Л.Н. Галкина. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. — сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016
- Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников// Молодой учёный, 2017, № 8. С.349-351
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015.
|