Хоменко Лилия Анатольевна. Формирование основ дорожной грамотности у дошкольников

Формирование основ дорожной грамотности у дошкольниковХоменко Лилия Анатольевна
Воспитатель 2К МАДОУ Детский сад № 69 "Ладушки" г.Старый Оскол Белгородской области

Безопасность на дороге детей была и остаётся одной из самых острых проблем современности. Как уберечь детей, предотвратить трагедию семьи, никогда не испытать боль бессмысленной и невосполнимой утраты?
В городе Старый Оскол за последние годы много сделано для улучшения дорожного движения: благоустраиваются дороги, строятся тротуары и пешеходные дорожки, внедряются современные средства регулирования движения. Однако принимаемые меры перечёркиваются противоправным поведением участников дорожного движения, недисциплинированностью пешеходов.


Помощь обществу в решении этой проблемы первыми могут оказать воспитатели детских садов. В дошкольном возрасте восприимчивость у детей к обучению высока, а навыки легко формируются и прочно закрепляются. Посредством развития и обогащения жизненного опыта можно достичь значительных результатов в овладении основными понятиями, умениями и навыками, которые в дальнейшем будут способствовать повышению уровня культуры их поведения на улицах города.
Правила дорожного движения едины для взрослых и детей, но, к сожалению, они написаны только «взрослым» языком, поэтому главной своей целью и задачей для родителей, считаем умение доступно объяснить правила ребёнку.

Анализируя свою практическую работу с детьми, мы сделали вывод о том, что отличное знание Правил дорожного движения само по себе не гарантирует малышу безопасности. Необходимо разработать такие технологии, которые эффективно будут формировать устойчивые практические навыки у детей для применения их в сложных дорожных ситуациях.
Обучая детей Правилам дорожного движения, старалцеь использовать все доступные формы и методы работы. Это - беседы, игры - тренинги, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, настольные, дидактические игры. Проводились специальные занятая но разработанному перспективному плану, на которых дети не только получали знания, но и отрабатывали практические навыки, занятия в авто-городке с участием сотрудников автоинспекции. Полученные знания закрепляли в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах.
Пользовались такими приёмами: использовали свой и родительский авторитет, нежелание ребёнка огорчить взрослых плохим поведением, организовывали игровые ситуации для введения детей в роль культурных пешеходов с положительными привычками, давали чёткую мотивацию правильного поведения: «Это нужно для меня», «Я буду хорошим пешеходом»
Наиболее эффективным оказалось ситуативное обучение - систематизация и анализ типичных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. В процессе учёбы дети наблюдали за реальной обстановкой на дороге, ситуацией воспроизводимой на макете, схеме или в авто-городке. Затем давали оценку действиям участникам дорожного движения, составляли рассказы о том, как бы я поступил в этой ситуации?
Очень нравятся дошкольникам занятия, где им предлагается выполнять самостоятельно какие-либо задания: пройти лабиринт и помочь кому-то, раскрасить дорожные знаки или дорисовать недостающие элементы, найти правильный выход из сложившейся дорожной ситуации, решить кроссворд, логическую задачу.
Отрабатывая практические навыки, объясняли детям, какая ошибка совершается наиболее часто: решив перейти проезжую часть, не осмотревшись и не остановившись, некоторые дети сразу же выходят, а иногда и выбегают на проезжую часть дороги. Что может произойти?
Человека транспорт сильно ударяет, отбрасывает его в сторону на несколько метров и может даже переехать.
Как выработать у детей навык наблюдения за проезжей частью и объяснить правила её перехода?
Например, можно так: дети подходят к пешеходному переходу, останавливаются (заостряю внимание на обязательной остановке). Затем подчёркнутым движением поворачивают голову влево, потом направо и ещё раз налево, убедившись в безопасности, строго под прямым углом к проезжей части, дети, не спеша, переходят дорогу. Нельзя бежать, разговаривать, толкаться. Дойдя до середины, останавливаются и поворачивают голову направо, налево и ещё раз направо. Рассказывается, как вести себя на середине проезжей части, если пришлось сделать вынужденную остановку.
А вот как отрабатывались навыки предвидения опасности на проезжей части: несколько детей на велосипедах, или с игрушечным транспортом располагались на дорожке за кустами так, чтобы их не было видно. Рассказывалось, какую ошибку часто делают дети: видят, что опасности нет, и выбегают, не посмотрев по сторонам, прямо на проезжую часть. А транспорт появляется из-за кустов, ведь водитель не ожидает появления человека в месте, где нет перехода. Потом дети смотрят, как, ранее не видимые, появляются и проезжают транспортные средства. Руководя их деятельностью, всегда старались поощрить правильное поведение, а не наказывать за нарушения.
Особое значение всегда придавалось необходимости развивать мышление: умению обрабатывать полученную информацию, подключать знания, полученные от родителей, взрослых, от средств массовой информации (телевидение, радио, кино). Ведь от того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза её развития. На занятиях по психоэмоциональной разгрузке обучали воспитанников способам психологического тренинга в неординарных ситуациях, которые могут произойти на дороге, по необходимости проводили психотерапию детских страхов «Внимание! Автомобиль!», «Если не успел на зелёный сигнал светофора?»
Большое внимание уделялось созданию предметно-развивающей среды. Совместными усилиями детей и родителей создали уголок безопасности дорожного движения. Он включает в себя: игрушки - автомобили, модели средств регулирования дорожного движения (светофор, дорожные знаки), фигурки пешеходов, макеты различных зданий, деревья, схему перекрёстка и дорог, настольно - печатные игры: «Изучаем дорожные знаки», «Мой путь в школу», «Расставь знаки» и другие, плакаты, кубики, сюжетные картинки с дорожными ситуациями, атрибуты для сюжегно- ролевых игр (рули, шапочки, нагрудные знаки и символы, оборудование для ремонтных мастерских и автозаправочной станции).
Вместе с детьми изготовили занимательный материал: альбом с кроссвордами, логическими заданиями, альбом с подборкой стихотворений и рисунками «Азбуку дорожную знать каждому положено», собрали небольшую библиотеку детских книг на дорожную тематику, серии раскрасок. Проделанная работа вызвала живой интерес у детей, особенно у мальчиков. Так многие стали коллекционировать модели автомобилей, собирали вырезки из журналов на тему «Транспорт», из конструкторов изготавливали автомобиль будущего. Любимыми стали сюжетно-ролевые игры: «Улица», «Поездка на автобусе», «Бензозаправочная станция», «Прогулка по городу», «Станция техобслуживания» и другие.
Одним из направлений работы по профилактике детского дорожного травматизма является взаимодействие с родителями воспитанников. Ведь родители - это и пешеходы, которые личным примером воспитывают наших детей, и водители, в салонах автомобилей которых сидят дети, и пассажиры городского транспорта.
В работе использовались различные формы работы с семьями: индивидуальный диалог с отдельными родителями, приобщение к чтению популярной литературы о культуре поведения, приглашение родителей на дискуссионные встречи с участием инспектора ГИБДД, врача - травматолога, проведение показательных мероприятий, практических занятий, например, «Оказание первой медицинской помощи в случае ДТП», размещение информации на стендах, ширмах, папках - передвижках и её регулярное обновление, раздача информационных писем, буклетов, памяток, тематические собрания, изучение положительного опыта семейного воспитания.
Итоги наблюдений и данные диагностического обследования позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. У детей произошли значительные изменения. Они не только рассказывали, но и показывали (сами составляли дорожные ситуации, дорисовывали недостающие элементы рисунка, показывали движением рук, головы, положением тела) и проговаривали вслух свои действия. В поведении исчезла суетливость, неуравновешенность, спешка, бегающий взгляд. Появился навык наблюдения, у большинства детей сформированы навыки «переключения на проезжую часть» и «переключения на самоконтроль».
Родители больше внимания и времени стали уделять данной проблеме. Повысилась их ответственность за жизнь и здоровье ребёнка, и понимание личного примера ответственного поведения.
Несомненно, что проведённая работа оказывает положительное влияние на снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

 

Список литературы:
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Учебно-методическое пособие по основам безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М. 2004
Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко Дошкольникам о правилах дорожного движения. М. 2003
Л.Б. Поддубная Правила дорожного движения в младших группах. Волгоград, 2009
Т.П. Гарнышева Как научить детей ПДД, Санкт-Петербург, 2010 г
К.Ю. Белая, В.Н. Зимонова, Л.К. Кондрыкина Твоя безопасность, М. 2000
О.В. Яременко Твой друг – автомобиль. М. 2001 г.
И.В. Ковалева Конкурсы виторины. Ростов-на-Дону 2001 г.

Просмотров: 574
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Балукова Татьяна Вячеславовна Гильмиярова Римма Шайдулловна Салихова Ольга Владимировна. Конспект КВН по правилам дорожного движения на тему: «Знатоки правил дорожного движения» для детей подготовительной группы
  • Шаповал Варвара Сергеевна. Методическое пособие «Викторина по правилам дорожного движения «Знать правила движения – большое достижение»
  • Ченцова Ольга Николаевна. Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Набиева Эльза Финатовна. Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»
  • Раптанова Лариса Владимировна. Презентация 'Знаки дорожного движения для детей 6-7 лет'
  • Климова Ирина Владимировна. Конспект викторины по правилам дорожного движения в старшей группе «Дорожные знаки» (с использованием игровых технологий)
  • Климова Ирина Владимировна. Конспект викторины по правилам дорожного движения в старшей группе «Дорожные знаки» (с использованием игровых технологий)
  • Галаева Ирина Владимировна. Конспект занятия по безопасности дорожного движения в младшей группе детского сада, для детей с трудностями в обучении «Наш друг-светофор»
  • Фирсова Анастасия Николаевна. Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Брусенцева Галина Викторовна. ВИКТОРИНА по правилам дорожного движения «ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ ДОСТОЙНЫ УВАЖЕНИЯ»
  • Ткаченко Татьяна Митрофановна. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
  • Константинова Инесса Анатольевна. Проект «Правила дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста
  • Худякова Вера Анатольевна. Правила дорожного движения для детей
  • Корнеева Ольга. Сборник стихотворений для детей по теме 'Правила дорожного движения'
  • Роговая Галина Дмитриевна. Конспект НОД по правилам дорожного движения «Научим Незнайку правилам дорожного движения»
  • Федотова Светлана Юрьевна. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Конспект организованной деятельности детей старшей группы по лексической теме «Правила и безопасность дорожного движения»
  • Наталья Николаевна Ратова. Презентация 'Предметно-развивающая среда по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста'
  • Опарышева Наталья Сергеевна. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Редактор. Как сделать Азбуку Безопасности дорожного движения в домашних условиях
  • Сулейманова Рвмиля Хасанзановна. Опыт работы по обучению детей раннего возраста по правилам дорожного движения
  • Баздырева Людмила Владимировна. Методическая разработка Лэпбук по теме «Правила дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста
  • Ефремова Марина Викторовна. Статья «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Фролова Ольга Ивановна. Проект: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
  • Ирина Еселёнок. Конспект НОД по теме: «Правила дорожного движения» для детей старшей группы
  • Хазова Наталья Дмитриевна. Конспект НОД по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. «Наша улица»
  • Чугалаева Ирина Наилевна. Сценарий развлечения по ПДД с родителями «Правила дорожного движения, нужно знать без промедленья!
  • Смирных Галина Александровна Бурляева Оксана Николаевна Иванова Светлана Владимировна. Конспект НОД «Правила дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Чистопрудов Александр. Сказка — утренник для воспитанников старших групп детского сада и младших школьников «Правила дорожного движения»
  • Ляпина Елена Васильевна. Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей младшего и среднего возраста «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь