Бубнова Оксана Сергеевна Суркова Татьяна Александровна Краснокутская Светлана Петровна. Культурные практики сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников

Культурные практики сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников

  • Суркова Татьяна Александровна Педагог-психолог
  • Краснокутская Светлана Петровна Воспитатель
  • Бубнова Оксана Сергеевна Воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 поселка Разумное Белгородского района Белгородской области» Белгородская область, Белгородский район, поселок Разумное

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования важнейшей задачей, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия)».

 

Психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.

Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:

  1. Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
  2. Общий эмоциональный тонус.
  3. Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
  4. Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.

Технологии укрепления психического здоровья дошкольников

Здоровьесберегающие технологии.

  • Релаксационные методы;
  • Коммуникативные игры;
  • Психогимнастика;
  • Игры и задания, направленные на развитие произвольности;
  • Игры, направленные на развитие воображения;
  • Уголки уединения;
  • Дыхательные упражнения;
  • Глазодвигательные упражнения

Арт-терапевтические технологии.

  • Элементы сказкотерапии;
  • Элементы песочной терапии;
  • Элементы изотерапии;
  • Элементы куклотерапии;
  • Элементы фототерапии

Остановимся подробнее на некоторых технологиях сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников.

Релаксационные игры

Цель релаксационных игр – снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон.

Существуют разные релаксационные игры:

  • Игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела
  • Игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.
  • Игры с прищепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки. Монотонные движения руками и сжимание мышц кистей рук затормаживают отрицательные эмоции.

Коммуникативные игры

Цель коммуникативных игр: создание положительного настроя и внимательного отношения друг к другу.

Игра «Мое имя»

Каждый участник говорит по кругу о том, какая форма его имени ему больше нравится. Как он хочет чтобы его называли в группе. (передавая цветок по кругу)

Игра «Комплименты»

Участники встают в круг. Каждый говорит комплимент своему соседу слева. Сосед отвечает: «Да, я… (повторяет сказанное ему), но я еще и… (добавляет что-то свое).

Релаксационные игры

Игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела.

Упражнение «Муха»

Инструкция: «Сядьте удобно, руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо хочет сесть муха. Она садится то на нос, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаза. Согнать назойливое насекомое».

Пушистый шарик (с 3 лет)

Описание. Эта игра дает детям прекрасную возможность расслабиться и сконцентрировать внимание. Игра развивает телесное сознание детей — в особенности их тактильное восприятие.

Инструкция: У меня в руках пушистый шарик, которым я коснусь разных мест вашего тела. Он приятен на ощупь, и его прикосновение подарит вам бодрость и веселье. Я поочередно буду подходить к каждому из вас. Тот, с кем я рядом останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно коснусь пушистым шариком его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, вы должны дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулся шарик.

Упражнение «Лимон»

Инструкция: Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх) плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор пока не почувствуйте, что «выжали» весь сок. Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполняйте упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Наслаждайтесь состоянием покоя.

Может сопровождаться стихотворением:

Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю
– Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю

Игры, помогающие добиться состояния релаксации, путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;

Упражнение «Воздушный шарик»

Инструкция: Представьте, что воздушный шарик находится у нас в животе, и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем живот, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте рукой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем живот. Повторим еще раз. Вдох – выдох, еще один вдох — выдох.

«Согреем бабочку»

Цель: достичь релаксации через дыхательные техники.

Инструкция: Представьте, что перед Вами бабочка, она замерзла и не может взлететь. Предлагаю согреть ее своим дыханием. Теперь бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки.

Просмотров: 714
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Рядовая Н.И. Велавас А.В.. «Лечебные игры» «Профилактические игры органов дыхания» средняя группа
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Баутина Елена Александровна. Здоровьесберегающие технологии как основа укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Мирон Татьяна Викторовна. Сенсорная комната, как средство релаксации для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Чернова Татьяна Анатольевна. Мастер-класс «Кинезиология – уникальный способ сохранения и укрепления психического и физического здоровья»
  • Тютина Наталья Владимировна. Коммуникативные игры и упражнения для успешной адаптации детей.
  • Скворцова Светлана Георгиевна. Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры
  • Рубанова Людмила Борисовна. Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС
  • Бунина Марина Викторовна. Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на снятие напряжения и агрессии у дошкольников 5–7 лет»
  • Бекенёва Наталья Владимировна. Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Редактор. Сценарий «Воздушный шарик» (сценарий Дня рождения для детей)
  • Оксана Алексеевна Стариченко. Игры, направленные на снятие конфликтности у детей дошкольного возраста
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Потовая Елена Сергеевна. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Груняшина Наталия Владимировна Коблова Татьяна Александровна Телятникова Светлана Витальевна. Использование технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в речевом развитии старших дошкольников с общим недоразвитие речи.
  • Менщикова Марина Александровна. Развитие речи: игры в кругу семьи
  • Прокофьева Елена Николаевна Шляпина Светлана Сергеевна Болдина Елена Александровна. Сценарий квест-игры «Путешествие в страну Здоровья»
  • Бабынина Татьяна Николаевна, Зайцева Юлия Викторовна, Краснокутская Светлана Петровна. Конспект игры со строительным материалом «Самолет. Экскурсия по Москве» в подготовительной к школе группе
  • Шеремет Е.А., Фадеева О.Н., Филиппова И.А.. Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь