Клименко Марина Александровна. Методы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

Методы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

С самых малых лет родители знакомят ребенка с художественной литературой, тем самым развивая интерес ребенка к книге. Заинтересованность книгой проходит в несколько этапов. Поначалу малышу интересно перелистывать странички, рассматривая иллюстрации в книге, слушать чтение взрослого. Если ребенку понравилась картинка начинает возникать интерес к тексту художественного произведения. Одной из самых главных особенностей восприятия литературного произведения детьми дошкольного возраста выступает сопереживание героям. Сопереживание носит весьма активный характер. Дошкольник переносит себя на место героя, мысленно совершает действия по ходу произведения, борется с врагами героев. Художественные произведения, в первую очередь раскрывают перед дошкольником смысл человеческих отношений, переживаний, формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.

В научных трудах посвященных исследованию детского творчества отмечается, что ребенок никогда не сможет сочинить собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих. Но совсем не каждый дошкольник сможет сочинить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый ребенок может понять авторскую мысль художественного произведения и зачастую затрудняется ответить на вопросы о содержании прочитанного.

Для решения данной проблемы следует проводить в ДОУ целенаправленную методическую работу по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

 

Опираясь на особенности восприятия дошкольников, ставятся следующие задачи по ознакомлению их с художественной литературой:

  1. Воспитывать интерес дошкольников к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
  2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.
  3. 3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.
  4. Формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.

Основная задача детского сада заключается в том, чтобы подготовить ребенка дошкольника к долговременному образованию, которое начинается в детском саду и продолжится в школе. Детский сад может дать достаточно богатый литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребёнок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица...). В детском саду дети знакомятся с русской и зарубежной классикой, с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н Толстого, К.Д Ушинского, братьев Гримм, Г.Х Андерсена и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать детям знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

Ключевыми методами ознакомления ребят с художественной литературой выступают следующие:

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Передача художественного текста не отступая от слов автора. Читающий, сохраняет язык автора, точно передаёт текст, написанный писателем.
  2. Рассказывание воспитателя. Метод относительно свободной передачи текста – возможна перестановка слов, их замена, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
  3. Инсценирование. Данный метод можно рассматривать как возможность вторичного ознакомления с художественным произведением.
  4. Заучивание наизусть. Выбор возможности передачи художественного произведения зависит от жанра и возраста слушателя.

Методика проведения ООД (организованной образовательной деятельности) по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа ООД, содержания литературного материала и возраста детей.

В ходе организованной образовательной деятельности можно выделить три части:

  1. Знакомство с произведением, основная цель — обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова.
  2. Проведение беседы о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности.
  3. Организация повторного чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

При проведении ООД требуется соблюдать ряд условий, а именно спокойная обстановка, чёткая организация детей, соответствующая эмоциональная атмосфера. Перед чтением можно провести краткую вводную беседу, которая подготовит детей к восприятию художественного текста, свяжет их опыт или текущие события с темой произведения.

В ознакомительную беседу можно включить такие элементы как: короткий рассказ о писателе, вспомнить другие книги, написанные данным автором, с которыми уже познакомились дошкольники. Если предварительная работа была проведена воспитателем ДОУ правильно, дети будут готовы к восприятию художественного текста. Усилить интерес к художественному произведению возможно при помощи загадки, стихотворения, картинки. Следующим шагом в работе является оглашение названия произведения, его жанра (рассказ, сказка или стихотворение) и имя автора, написавшего данное произведение.

Необходимо помнить, что полноценное восприятие художественного текста будет возможно только после объяснения дошкольникам незнакомых слов. Важно запомнить, что объяснять необходимо только значения тех слов, без понимания которых понять основной смысл произведения становится невозможным. Объяснить незнакомые слова можно разыми способами, например, подставить другое слово во время чтения рассказа или сказки, подобрать синоним (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); произносить слова или словосочетания воспитатель может до чтения художественного текста. Эмоциональное прочтение текста с выражением, интерес и мастерство самого воспитателя, эмоциональный контакт с дошкольниками увеличивает шансы воздействия художественного слова на детей. При чтении лучше не отвлекать детей от восприятия текста вопросами, замечаниями касающихся поведения ребят, зачастую будет достаточно повысить или понизить голос или сделать паузу.

Переходить к беседе о прочитанном следует только после небольшой паузы, так как дети находятся под впечатлением от услышанного и им необходимо время, чтобы осознать текст произведения. Некоторые ученые выдвигают предположение, что будет правильнее поддержать детские переживания, а анализ произведения произвести при повторном чтении. Разговор, который будет начат по инициативе воспитателя, будет неуместен, так как испортит впечатление от прочитанного. Можно задать вопрос: «Понравилась ли сказка?», и подчеркнуть, например: «Хорошая золотая рыбка, как она сумела помочь?». В конце ООД можно повторно прочитать произведение (если оно короткое) и рассмотреть иллюстраций, которые расширят понимание текста, уточнят его, полнее раскроют художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника – научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка — иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот — иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, формирующая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.

Таким образом, при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой применяются различные приемы и методы формирования целостного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

Просмотров: 405
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Титова Ольга Викторовна. Игра и установка на восприятие художественного произведения у дошкольника
  • Попова Ольга Васильевна. Беседа о птицах — чтение детям произведения В.Бианки «Молодая ворона» (старшая группа)
  • Богданова Ольга Ильинична. ООД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка»
  • Левченко Евгения Владимировна. Имитационные игры как одно из средств ознакомления детей с художественной литературой.
  • Полубояринова Анна Дмитриевна. Перспективное планирование ознакомления детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой
  • Фадеева Ольга Николаевна. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».
  • Мартыновская Татьяна Александровна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания
  • Воробьева Маргарита Евгеньевна. Игры — драматизации в коммуникативном развитии младших дошкольников на основе восприятия художественного слова и интеграции
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Кружкова Татьяна Владимировна. Проект по развитию речи и ознакомление с художественной литературой «Дети дошкольного возраста знакомятся с творчеством А. П. Чехова»
  • Грибова Елена Юрьевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе «Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»»
  • Яковлева Марина Борисовна. Конспект занятия по НОД - «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» - «Что такое дружба»
  • Бузулукова Валентина Леонидовна. Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе Тема: Беседа по сказке С. Козлова «Зимняя сказка»
  • Ткацкая Марина Игоревна. Последовательный пересказ текста описательного характера «Лиса» с опорой на картинный план и слова-признаки
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Алмаева Нина Юльевна. Сценарий конкурса художественного чтения среди детей старшего дошкольного возраста групп комбинированной направленности «В гостях у сказки»
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Ситдикова Гузал Фанависовна. Конспект театрализованного представления для детей старшей группы по мотивам произведения С.Я. Маршака «Кошкин дом»
  • Уколова Ольга Анатольевна, Алмаева Нина Юльевна. Сценарий конкурса художественного чтения среди детей старшего дошкольного возраста групп комбинированной направленности «Мы снимаем поэтический фильм»
  • Иванова Елена. Организация и осуществление процесса развития замысла в изобразительной деятельности у младших дошкольников с использованием художественного слова.
  • Маркина Ольга Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности. Чтение художественной литературы. Сказки В. Сутеева.
  • Татьяна Михайловна Чинарова. Значение художественного слова для дошкольника (Из опыта работы)
  • Максютова Альмира Алямовна. Проект РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
  • Кадыкова Ольга Юрьевна. Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Рассказывание сказки «Два жадных медвежонка»
  • Шох Т.Н Голованова Н.А. Сценарий экологической сказки по мотивам произведения К.Чуковского «Муха-Цокотуха».
  • Назаренко Елена Васильевна. Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.
  • Курносенкова Ирина Викторовна. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Осенняя сказка»
  • Екатерина Васильева. Циклограмма по ознакомлению дошкольников с художественной литературой во второй младшей группе
  • Полукарова Марина Викторовна. Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.
  • Морозова Е. А. Консультация для педагогов. Тема: «Методы и приемы, используемые для обучения дошкольников на занятиях по восприятию художественной литературы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь