Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Богданова Ольга Ильинична МБДОУ «Детский сад №91 «Журавушка» г. Набережные Челны
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова.
Задачи:
Образовательные
- Закрепить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров
- Закрепить навыки грамматически правильного оформления высказываний.
- Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение
- Обогащать словарный запас
Скачать конспект
Скачать презентацию
Развивающие
- Способствовать развитию связной речи, зрительного восприятия, воображения, памяти, мышления
- Способствовать развитию интонационной выразительности при инсценировке и озвучивании фрагментов произведения
- Продолжать формировать умение четко произносить слова, сочетать слова с движениями рук
Воспитательные
- Воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребности в дружеских
взаимоотношениях
- Прививать детям интерес к художественной литературе
- Помочь детям почувствовать комизм ситуации, изложенной в художественном произведении
Оборудование: экран, ноутбук, текст рассказа «Заплатка», лист с заданиями на каждого ребенка, цветные карандаши
Словарная работа: хвастается, заплатка, материя, наново.
Ход ООД:
(Дети заходят и встают полукругом перед экраном)
I. Вводная часть:
В: Дети! Отгадайте мою загадку:
Не дерево, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает (Книга) (Слайд №2 на экране)
В.: Правильно, это книга. Книга с давних времен считается лучшим другом и помощником человека. Как вы думаете, почему? (Потому что из книг можно узнать много нового и интересного)
Все, что создано умом.
Все, к чему душа стремится.
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится
Вспомните, пожалуйста, пословицы о книге:
Дом без книги – день без солнца.
Кто много читает, тот много знает.
Книга мала да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде
В.: Что, по вашему мнению, может быть напечатано в книгах? (В книгах могут быть напечатаны рассказы, сказки, стихи, загадки, басни и т.д.)
Да, вы правы! (Слайд №3 — экран) Посмотрите на экран. Здесь я собрала только малую часть того, что печатается для детей. Все это различные жанры литературных произведений.
- Какие жанры вам знакомы? (Сказки, рассказы, басни, стихи…)
- Назовите, пожалуйста, несколько ваших любимых сказок. А какие басни вам знакомы? (Называют)
В.: Дети, как вы считаете, можно ли отличить один жанр литературного произведения от другого? Например, сказку от басни? Чем они похожи и чем отличаются? (И в сказке, и в басне много того, чего не может быть в жизни. Например, животные могут говорить человеческим голосом)
В.: И в сказке, и в басне присутствует мораль, нравоучение. Не зря в народе говорится: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
- На какие жанры литературы похожи басня и сказка? (Басня похожа на стихотворение, а сказка на рассказ)
Правильно, молодцы! А как отличить сказку от рассказа? (В сказке много выдуманного, волшебного. В сказках существуют волшебные предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, волшебная палочка, избушка на курьих ножках и т.д. (Слайд №4 — экран)
А в рассказе автор описывает то, что происходило на самом деле)
Молодцы! Все верно!
Физкультминутка: «Сказки»
«Курочка Ряба»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
«Репка»
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка. (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
«Волк и семеро козлят»
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (встают парами и указательными пальчиками обеих рук показывают «рожки»)
(Дети усаживаются на стульчики)
II. Основная часть:
В.: Ребята, в последнее время мы читали рассказы Н.Н. Носова. Какие рассказы вам особенно запомнились? ( «Мишкина каша», «Фантазеры», «Клякса», «Живая шляпа» …)
Посмотрите на экран, узнаете ли вы, к каким произведениям нарисованы эти иллюстрации? (Слайд №5 — экран) Молодцы! Вы узнали все произведения Н. Носова.
Книги этого автора хочется читать и перечитывать. Его произведения нравятся не только детям, но и взрослым.
- Как вы думаете, почему? (Героями рассказов Носова являются дети – фантазёры и непоседы, выдумщики, которым часто достаётся за их затеи)
- Хотите услышать еще один рассказ?
Работа над произведением
1. Словарная работа
Дети, сегодня я прочитаю вам рассказ Н.Н. Носова «Заплатка». В этом произведении вам встретятся непонятные слова. Давайте разберем их.
«Заплатка» — Кусок ткани, нашиваемый на порванное место. (Показать рубаху с заплаткой)
«Хвастается» — хвалится, говорит с излишней похвалой
«Материя» — ткань, из которой можно что-нибудь сшить. (Показать образцы)
«Наново» — Заново, вновь, снова, еще раз.
2. Выразительное чтение произведения воспитателем
3. Беседа по содержанию
- Понравился рассказ? Как звали главного героя?
- Почему все дети завидовали Бобке?
- Как он порвал свои штаны?
- К кому он обратился за помощью?
- Почему мама отказалась помочь сыну?
- Почему дети смеялись над мальчиком?
- За что Бобка испытал чувство стыда?
- Как мальчик пришивал заплатку в первый раз?
- Почему Бобка решил переделать свою работу?
- Как мальчик работал во второй раз?
- Понравился ли результат друзьям Бобки?
- Чему захотел научиться Бобка в следующий раз?
4. Интонационное упражнение
- Вспомните, каким был Бобка в начале рассказа? (Был хвастуном, неумехой, торопыжкой, нетерпеливым)
- Кто попробует показать, как он хвалился своими штанами перед другими детьми, что он говорил, каким голосом, с какой интонацией? (2-3 ребенка пытаются передать интонацию Бобки)
- Каким стал Бобка в конце рассказа? (Терпеливым, настойчивым, умелым, аккуратным)
Бобку переполняло чувство гордости за свою работу. Вспомните, как он двигался, что говорил.
- Кто попробует передать его состояние с помощью интонации? (Дети пробуют передать движение, интонацию)
5. Д/игра «Мамины помощники»
В.: Ребята, вы любите своих мам? Конечно! Представляете, утром мама торопилась на работу, случайно за что-то зацепилась и порвала платок. Она очень огорчилась, потому что это был ее любимый платок. Как вы думаете, мы сможем помочь маме? Конечно! Возьмите свои листы, подойти к столам, найдите нужную заплатку и почините мамин платок. (Звучит спокойная музыка)
Молодцы! Вы быстро справились!
III. Заключение
- С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто автор этого произведения? Понравился ли вам этот рассказ? Обязательно расскажите его дома.
Я тоже очень люблю рассказы Н. Носова. Ведь в них самые обычные жизненные ситуации превращаются в необычайно смешные поучительные истории.
А еще мне известно, что вы очень любите книги! Поэтому сегодня нашу библиотечку пополнят несколько новых книг. Вы сможете рассмотреть их в свободное время.
|