Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе «Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»»
Подготовила: воспитатель старшей разновозрастной группы Грибова Елена Юрьевна с.Походск, 2018 год Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Золотая рыбка» МР «Нижнеколымский район»
Цель: познакомить детей со сказкой Шарля Перро «Кот в сапогах», закрепить названия знакомых сказок.
Образовательные задачи:
- Развивать монологическую и диалогическую речь.
- Воспитывать у воспитанников интерес к чтению художественной литературы;
- Учить определять поступки героев и соотносить их со своими действиями;
- Побуждать воспитанников понимать сюжет;
- Учить анализировать произведение;
- Учить воспитанников эмоционально воспринимать образное содержание сказки;
- 7.Учить узнавать сказку по заданию.
Скачать: Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе «Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»» (полный конспект)
Развивающие задачи:
- Вспомнить порядок появления героев в сказке.
- Развивать умение действовать согласованно.
- Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
- Развивать устную речь;
- Расширять связную речь воспитанников; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий;
- способствовать развитию умения сотрудничать с воспитателем и друг с другом;
- вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания.
Познавательные задачи:
- Закреплять представления воспитанников по теме «Сказки».
Воспитательные задачи:
- Выработать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога.
- Формировать навык работы в коллективе.
- Прививать воспитанникам доброту;
- Способствовать созданию дружеской атмосферы в коллективе;
- Воспитывать интерес к чтению.
Речевой материал:
- Названия сказочных героев: «Гуси – лебеди», «Царевна –лягушка», «Маша и медведь», «Крошечка-хаврошечка», «Сивка-бурка», «Мальчик-с пальчик», «Красная шапочка», «Спящая красавица»;
- Игра «Добавь словечко»
- Игра «Сложи сказку из разрезных картинок»
- Викторина сказок Ш. Перро.
Оборудование:
- Картинки с изображениями сюжетов сказок;
- Раздаточный материал по количеству детей:
- Текст сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель и дети стоят в кругу:
Ребята сегодня мы с вами опять попадём в волшебную страну сказки.
Но сначала давайте поприветствуем друг друга.
Здравствуй небо (руки вверх).
Здравствуй Земля (приседают).
Здравствуйте мои друзья (руки вперед).
1,2, 3, 4, 5 (загибают пальцы рук).
Вместе мы в кругу опять (берутся за руки).
Будем дружно мы играть.
В сказку мы пойдем опять (идут по кругу, садятся на места)
2. Повторение пройденного материала..
Ребята. А вы любите сказки? Хорошо. А тогда скажите, что такое народная сказка. Да, правильно, народная сказка это сказка автором, которой является народ. Давайте проверим, какие вы знаете народные сказки. Я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывайте. (Дети подходят к столу берут картинку соответствующую отгадке и прикрепляют к доске.)
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Гуси –
Царевна-
Маша и –
Крошечка –
Сивка –
Мальчик с –
Красная –
Спящая–
Разрезные картинки.
Молодцы ребята, загадки вы хорошо умеете разгадывать. А давайте проверим, как быстро вы умеете собирать разрезные картинки по сюжетам сказки. (На столах лежат разрезные картинки (пазлы).
Итак, начали, засекаю время.
Все справились и получают приз.
Хорошо, Молодцы ребята, а сейчас я слышу, сказка мне на ушко шепчет и просит поиграть в ещё одну игру и узнать её. Задача у вас такая. Я буду называть вам одно словечко героя сказки, а вы мне второе, например я, говорю гуси, а вы лебеди. Всем понятно. Начинаем.
3. Введение темы «сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»»
Молодцы, ребята, а кто заметил особенность героев последних трёх сказок.
Да, правильно, у последних трёх сказок, автор не народ, а один человек автор этой сказки и такие сказки называются какими? Правильно авторскими или литературными. А какой автор объединяет последние три сказки? Да это известный сказочник, автор многих сказок Шарль Перро. Какие сказки Шарля Перро вы помните? (Золушка, Красавица и чудовище, Красная шапочка, Мальчик с пальчик, Ослиная шкура, Пряничный домик, Синяя борода, Спящая красавица.)
Сегодня мы тоже с вами вспомним одну из сказок Ш. Перро «Кот в сапогах».
Но в начале я хочу вас познакомить с биографией этого замечательного писателя.
Показ портрета Ш. Перро и рассказывание его биографии.
Шарль Перро — это известный французский писатель-сказочник. Он родился в многодетной семье в Париже. Шарль был младшим, седьмым ребёнком. Образованием и воспитанием детей в их семье занималась мать. Всё свое время она посвящала своим малышам- она учила их читать, писать, рисовать. В 8 лет Шарль пошёл в школу и учился так хорошо, что ни разу не был бит розгами, что по тем временам была большая редкость, так как за любую провинность и невыученные уроки в те времена дети были биты розгами.
По профессии Шарль Перро был адвокатом, автором серьёзных научных трудов, академиком. Но всемирную известность ему принесли сказки, хотя он этого немного стеснялся.
Перро с детства любил сам слушать сказки, а когда вырос, стал их собирать. Он записывал услышанные тексты, а потом пересказывал их, дополняя новыми деталями, менял образами персонажей.
Первый сборник сказок Шарль Перро напечатал под именем своего сына Пьера. Писатель боялся, что его, известного учёного, не поймут и осудят за такую несерьёзную работу, как пересказ сказок.
Под именем сына был издан и второй сборник «Сказки матушки гусыни». В него вошли известные и любимые по сей день сказки писателя. Позже историки долго разбирались, кому же принадлежат эти сказки. И только через 20 лет после смерти Шарля Перро, изучив рукописи и переписку отца и сына, они пришли к выводу: настоящий автор Шарль Перро.
«Сказки матушки гусыни» переведены на все языки мира. Первый раз на русский язык они были переведены в 1768 году и назывались довольно смешно; «Сказка о девочке с красненькой шапочкой», «Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах», «Сказка о спящей в лесу красавице».
Шарль Перро написал свои сказки так увлекательно. Что спустя 300 лет дети всего мира читают их перечитывают. И мы с вами тоже это сделаем.
Хорошо ребята, а теперь усаживайтесь поудобней и будем слушать сказку «Кот в сапогах». Будьте внимательны, чтобы потом правильно ответить на вопросы сказки.
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться!
Быть скромнее и мудрее,
Терпеливей и добрее!
Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», дети слушают.
Ребята, вы прослушали сказку, засиделись, наверное, давайте немного разомнемся.
4. Физкультминутка
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
5. Беседа по содержанию сказки:
Отдохнули, а теперь давайте продолжим, поговорим о сказке и ее главных героях.
- Как называется сказка, которую вы прослушали? Кто ее автор?
- Сколько детей было у мельника? (трое)
- Как разделил своё хозяйство мельник между сыновьями?
- (Старшему – мельница, среднему – дом, младшему – кот)
- Чем удивил кот своего хозяина?
- Что попросил Кот у нового хозяина? (Сапоги)
- Кого поймал Кот в поле? (Кролика)
- Кому Кот подарил кролика? (Королю)
- Кого поймал Кот на второй день? (Двух куропаток)
- Что дал король Коту в сапогах? (Мешок с золотом)
- Что Кот в сапогах велел сделать своему хозяину? (Искупаться в реке)
- Какое имя придумал Кот для своего хозяина? (Маркиз де Карабас)
- Куда ехал король с принцессой? (На обед к Маркизу де Карабасу)
- Как Кот в сапогах обхитрил Великана – Людоеда?
- Как вы думаете, почему Кот в сапогах победил Великана Людоеда?
Молодцы, правильно отвечаете на вопросы, очень внимательные.
Давайте поиграем в игру «Охарактеризуйте кота»: кот какой? (хитрый, умный, ловкий, быстрый, находчивый, смелый, сильный)
5. Закрепление темы, изучения нового материала.
Молодцы вспомнили все интересные моменты сказки, поговорили и о главных героях.
Скажите, сказка «Кот в сапогах» волшебная? А какое в ней происходит волшебство?
Викторина по сказкам Ш. Перро.
Молодцы ребята, а теперь давайте проверим, как вы знаете сказки Ш. Перро и проведём викторину. Я задаю вопрос, а вы отвечаете к какой сказке это относится, и даёте правильный ответ. За каждый правильный ответ получает по одной фишке с мордочкой кота, а потом посчитаем кто соберёт больше фишек.
- Как Коту в сапогах удалось обмануть Людоеда?
(Это сказка Кот в сапогах, которую мы прочитали. Кот сказал Людоеду, что не верит, как такой огромный великан может превратиться в мышку. Людоед сразу же это сделал, и кот быстренько с ним расправился)
- Тётя Золушки была феей и помогла девушке отправиться на бал. Что она для этого сделала?
(Сказка Золушка. Тыкву превратила в карету; мышей в лошадей; крысу в толстого кучера; ящериц – в выездных лакеев; старое платье – в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи; башмачки – в хрустальные туфельки.)
- Что несла Красная шапочка своей бабушке? – крынку молока и краюху хлеба; корзинку яблок, пирожок и горшочек масла.
(Это сказка Красная шапочка. Пирожок и горшочек масла).
- Что должна была помнить Золушка уезжая на балл?
(Сказка Золушка. Она должна была вернуться до того как часы пробьют полночь).
- Как разделил своё хозяйство мельник между сыновьями?
(Сказка Кот в сапогах. Старшему – мельница, среднему – дом, младшему – кот)
- Сколько пришлось спать юной прекрасной принцессе до того, как её разбудил принц? Неделю, целый месяц, сто лет.
(Сказка спящая красавица. Сто лет.)
- Что дал король Коту в сапогах? (Кувшин молока, Мешок с золотом, корзинку яблок, мешок муки.)
(Сказка Кот в сапогах. Мешок с золотом)
- Как Мальчику с пальчику удалось вывести своих братьев из дремучего леса? Он просто знал дорогу, делал зарубки на деревьях, бросал блестящие камешки на дорогу)
(Сказка Мальчик с пальчик. Бросал блестящие камушки на дорогу.)
- Кого поймал Кот на второй день? (Трех улиток, Двух куропаток, трёх зайцев)
(Сказка Кот в сапогах. Двух куропаток).
Молодцы ребята, как я погляжу, вы очень хорошо знаете сказки Ш. Перро.
Кто хочет попробовать кратко пересказать сказку.
6. Подведение итогов. Обобщение материала
На этом наше путешествие в мир сказки на сегодня заканчивается.
Давайте вспомним, Какую сказку мы сегодня слушали? Назовите её.
Кто автор сказки?
Как называют сказки, у которых есть автор?
Понравилась ли вам сказка?
Что в нашем занятии запомнилось вам больше всего?
7. Домашнее задание:
- Пересказать дома сказку родителям.
- Нарисовать понравившийся сюжет сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», принести рисунки в детский сад и мы с вами устроим выставку рисунков по прочитанной сказке.
Все хорошо сегодня старались. Молодцы!
|