Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» МО «ЛГО» Задера Ираида Александровна г. Лысьва Пермский край
Игровая деятельность в жизни человека имеет огромную роль на протяжении всей его жизни. Проживая те или иные роли, человек социализируется в обществе, познаёт мир и самореализуется.
Выдающий исследователь в области советской психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры: свобода и самостоятельность игровых сочетаний со строгим, безоговорочным подчинением правилам.
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные социальные функции.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "
Несмотря на множество педагогической литературы по воздействию игры на развитие дошкольника, не все дети одинаково воспринимают игровую деятельность. В исследованных источниках отсутствует описание характерных особенностей детей, необходимых для эффективности того или иного вида игровой деятельности.
Поэтому я решила разработать проект на тему: влияние игры на развитие познавательной активности дошкольника и дала ему название «Мир познаем через игру».
Взаимодействуя с родителями, выступила на родительском собрании, где рассказала о разработанном проекте, призвала принять участие в его реализации. Создала для этого все условия: сделала подборку игр, упражнений и другого материала.
В ходе работы у детей воспитывался интерес к игровой деятельности. В совместной игровой деятельности все дети активно участвовали, помогали друг другу, делились впечатлениями и результатами, радовались совместным удачам.
На занятиях, в совместной, самостоятельной деятельности, дома дети и их родители получали возможность проиграть вместе в предложенные игры:
- «Кто где живет?» — научились умению детей классифицировать животных.
- «Угадай, кому принадлежит?» — научились соотносить часть и целое.
- «Собери семью» — научились группировать предметы по определённому признаку.
- «Чей дом?» — закрепили знание о жизни животных.
- «Кто что ест?» — закрепили знание о жизни животных.
- «Кто что делает?» — закрепили знание о жизни животных.
- «Какую пользу приносят домашние животные человеку?» — закрепили знания о взаимосвязях в природе.
- «Найди лишнего» — проверили умение детей определять лишнее.
В своей работе кроме игр я также использовала стихи, загадки, пальчиковые игры, мнемотаблицы, которые значительно помогли расширить познавательное развитие детей.
Комплекс игр и мероприятий, реализованный совместно с семьями воспитанников, позволил влиять на процесс развития познавательных способностей детей.
Хочется отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.
Таким образом, реализуя «метод проектов» в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия свершить, а также стремление «заразить» интересами детей их родителей.
|