До недавних времен все материалы, посвященные дистанционному обучению, технологиям имели отношение к профессиональному образованию, образованию школьников. Однако ситуация изменилась в связи с активным использованием современных технологий; возрастанию интереса к доступности образования детей с особыми образовательными потребностями.
В ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ».
Целью использование технологий является предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ в необходимом для него темпе и времени.
Актуальность и практическая значимость применения дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании определяет потребность в анализе теоретических и методических подходов в контексте данной проблеме.
Различные методологические подходы определяют приоритеты в педагогической практике сферы дошкольного образования. Большинство современных подходов к внедрению дистанционных образовательных технологий обеспечивают реализацию личностно-ориентированного, аксиологического, системно-деятельностного и технологического подходов. Рассмотрим интерпретацию предложенных подходов реализации дистанционных образовательных технологий в детском саду.
Личностно-ориентированный подход. Использование дистанционных форм в образовании предполагает активное общение педагога с родителями, воспитанниками, посредством использования методик синхронного и ассинхронного обучения. Что, в свою очередь, позволяет педагогу получить обратную связь от родителей, воспитанников и, с учетом полученной информации изменять, корректировать дидактические методы.
Аксиологический подход. При дистанционном обучении аксиологический подход реализуется через возможность дошкольника стать непосредственным участником образовательного процесса, выбирать наиболее интересные формы деятельности. При этом, важна работа не только по отношению к дошкольнику, но и формирование его общечеловеческих ценностей. Совместно с родителями педагогическая общественность способна решить эту задачу посредством: использования виртуальных экскурсий в области культурного наследия, которые помогут воспитать интерес и уважение к прошлому; интерактивных занятий и мастер-классов, которые направлены на развитие потребности в красоте, вере в собственные возможности.
Системно-деятельностный подход. При реализации данного подхода, акцент делается на разнообразие детских видов деятельности, предлагаемых в рамках дистанционного обучения. Отобранный педагогом материал используется как средство освоения деятельности, решающий задачи образовательных областей, который может быть представлен в банках электронных образовательных ресурсов.
Технологический подход. Предполагает четкий способ построения образовательного процесса в определенной последовательности действий воспитателя, подачи материала. Все это направлено на достижение диагностируемого и прогнозируемого результата.
Таким образом, эффективность использования дистанционных образовательных технологий будет обеспечена через:
- Изучение интересов и потребностей воспитанников, использование адекватных способов мотивации;
- Использование активных и интерактивных форм образования, возможность обратной связи;
- Отбор материала, который отвечает принципам возростосообразности и научности;
- Предоставление разнообразных видов детской деятельности в рамках дистанционного образовательного процесса;
- Наличие плана построения педагогического процесса, направленного на достижение поставленных целей;
- Наличие возможности корректировать и дополнять содержание дистанционной работы, с учетом возникающих интересов и потребностей детей.
Развитие системы дистанционного обучения дошкольников потребует еще много усилий, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы по отношению к данной проблеме; совершенствование материально-технической базы ДОО; разработку методических рекомендаций для педагогов. В итоге, если рассматривать дистанционное обучение как деятельность, направленную на повышение качества и доступности дошкольного образования, то, в дополнение к традиционным формам обучения, его использование позволит выполнить новый заказ общества.
|