Шаренко Вера Александровна МБДОУ «Детский сад «Варенька» г. Абакана Республики Хакасия. Воспитатель старшей группы.
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. Многие годы традиционной целью образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память детей загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования.
Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности. Таким образом, в российском образовании появилась необходимость сместить акцент с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), наступило осознание необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Понятие системно — деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи). Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем, не только в индивидуальной, но и в совместной, коллективной деятельности.
Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- планировать образовательную деятельность с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт детей;
- оценивать достижения детей не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Выделяют две главные составляющие системно — деятельностного подхода. Первый из них заключается в том, информация представляется в виде последовательности задач, которые следует решать детям вместе со взрослым, формулировать выводы, осуществить обобщения на различных этапах и выполнить переход к следующим задачам. Вторая составляющая – поэлементное формирование у детей умение осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.
Прежде всего системно — деятельностный подход ориентирован на формирование информационно-коммуникативной культуры воспитанников. Познавательная активность, мотивация к самостоятельной работе резко возрастает. Деятельностный подход органично сочетается с различными современными образовательными технологиями.
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» — сказал когда – то Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века.
Литература
- Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142
- Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика.-2009. -№4. -С. 18-22.
- Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов//Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010
|