Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Семочкина Наталья Александровна, Соавтор Полякова Наталья Михайловна. Комплексный подход к стимуляции деятельности речевых центров у детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей логопедической группе.



Семочкина Наталья Александровна, Соавтор Полякова Наталья Михайловна. Комплексный подход к стимуляции деятельности речевых центров у детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей логопедической группе.

Комплексный подход к стимуляции деятельности речевых центров у детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей логопедической группе.

Авторы статьи:

  • Семочкина Наталья Александровна- воспитатель высшей категории СП ГБОУ СОШ №4 г.Сызрани,
  • Полякова Наталья Михайловна- воспитатель первой категории СП ГБОУ СОШ №4 г.Сызрани

Оптимизация средств коррекционной — образовательной работы с дошкольниками предполагает совершенствование традиционных и поиск новых ресурсов согласно ФГОС ОУ, которые способствуют её четкой и эффективной организации. В нашем дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида используется комплексный подход к ребенку всех специалистов по коррекции речевых нарушений у каждого дошкольника. Речь теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка. Восприятие, память, мышление, моторные навыки, целенаправленное поведение формируется с прямым участием речи.

 

Скачать конспект

Поэтому мы в своей работе используем самые разнообразные методы и средства для развития речевых возможностей ребенка. Воспитателями группы была подобрана и разработана гимнастика для стимуляции речевых центров, которая представляет собой систему упражнений для коррекции речи. Её можно проводить как на образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Данные комплексы гимнастики для стимуляции деятельности речевых центров с детьми с тяжелыми нарушениями речи, подчиняются лексическим темам и включают в себя:

  • артикуляционную гимнастику
  • пальчиковые игротренинги
  • динамические паузы
  • самомассаж рук
  • самомассаж лица
  • аурикулярный массаж
  • плантарный массаж
  • дыхательную гимнастику
  • кинезиологические упражнения.

Далее подробно рассмотрим составляющие гимнастики по стимуляции речевых центров, которые проводятся на занятиях.

Пальчиковые игротренинги.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихи, которые сопровождаются движениями пальцев, например, «Сорока – белобока…». Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали взаимосвязь двигательных и речевых центров в коре головного мозга.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах ГМ и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, т. к. он запоминает определённые положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет рассказать «руками» целые истории.
  7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Экспериментально доказано, что уровень развития речи детей зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук (Кольцова М.И., Исенина Е.И., Фомина Л.В.). Поэтому пальчиковые игротренинги должны быть разнообразными, эмоционально-приятными, неутомительными, динамичными, проводимые в хорошем темпе, с веселым настроением. Содержание пальчикового игротренинга согласуется с лексической темой, изучаемой в группе на данной неделе. Мы совместно с учителем – логопедом разработали картотеку для удобства в практической работе «Игры и упражнения для развития общей и мелкой моторики».

Динамическая пауза.

Динамическая пауза – это комплекс движений, который сочетается с речевым сопровождением; она способствует развитию в речи — двигательного и слухового анализаторов, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. Динамические паузы мы используем в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений в природе, в качестве физкультминутки.

Стихотворный материал подбирает учитель – логопед и предъявляет к нему ряд требований:

  • разнообразную коррекционную направленность: для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей
  • определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи
  • среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение
  • сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением

- при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.

Динамическая пауза может нести в себе целый комплекс коррекционных задач:

  • снять напряжение после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти
  • развивать память, внимание, эмоции
  • закреплять произношение отдельных звуков речи
  • развивать интонационную сторону речи.

Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием игрового материала (шапочки, маски, игрушки и т.д.), потому что задания превращаются в занимательную игру. Обязательно мы учитываем возраст детей и речевую патологию при подборе содержания и объема стихотворения. Также, мы совместно с учителем – логопедом разработали картотеку для удобства в практической работе по лексическим темам.

Массаж и самомассаж.

Ещё одна нетрадиционная форма, используемая нами в работе: массаж и самомассаж. Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. Одним из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук. Мы учим детей делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений. Также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благоприятно развивается речевая функция.

Самомассаж рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы — при гипотонусе, помогает снять излишнее напряжение – при гипертонусе. Специальные упражнения по самомассажу способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений – торможению ненужных и активизации необходимых. Это, в свою очередь, поможет детям с речевым недоразвитием старшего возраста направить внимание не столько на техническую сторону выполнения задания, сколько на контроль выполненной работы. В нашей группе не все дети могут выполнять самомассаж в связи с тяжелыми комплексными нарушениями, с ними мы проводим активизирующий массаж.

Нами были подобраны упражнения, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальные способности ребенка. При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое вдавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как все вместе, так и поочередно). Используются упражнения с нетрадиционным материалом: катание грецкого ореха, шарика, мяча, цилиндра, катание ребристого карандаша как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, имитация скатывания колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной плоскости и др.

С детьми старшего дошкольного возраста самомассаж мы проводим 2 раза в день, причем начинать учебную деятельность полезно именно с самомассажа. Мы используем его и в качестве физкультминутки на занятиях, на прогулке и пр. Дети старшего возраста самомассаж выполняют по 2 — 3 минуты, 2 — 3 повторения. Начинать следует с прогревающих движений, так как согревание делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение можно сопровождать стишками или счетом.

Таким образом наши наблюдения позволяют сделать вывод, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, в процессе коллективных игровых действий становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.

Проведение пальчиковых игротренингов, динамических пауз, самомассажа предупреждает переутомление дошкольников, служит средством эмоциональной разрядки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволяет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.

А теперь более подробно познакомим с различными видами коррекционного воздействия по стимуляции речевых центров вне занятий.

Дыхание — важнейший физиологический процесс, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы. Состоит из трёх фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Серьёзно посмотреть на вопрос дыхания педагогов нашего ОУ заставила личная встреча и общение с заведующим лабораторией валеологии Московского института повышения квалификации работников образования, действительным членом Академии педагогических и социальных наук, национальным координатором Российского отделения Европейской сети школ формирования здоровья ВОЗ Михаилом Львовичем Лазоревым в 1999 и 2001 годах. В его программе формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!» дыханию уделена целая тема «Чудо — нос», которая направлена на отработку у ребёнка основных 7 дыхательных качеств и оптимизацию функций дыхания. Михаил Львович рассказал и показал на практике, как необходима и интересна эта работа.

Мы учитываем доступность выполнения упражнений, возраст дошкольников, уровень подготовки, частоту и тяжесть лор — заболеваний (например, дыхательная гимнастика не выполняется если у ребёнка имеется медотвод по ЛОР заболеванию), сложность речевых и медицинских диагнозов. Необходимо учитывать особенности речевой патологии у детей с различными диагнозами. Работа с детьми с заиканием и с дизартрией имеют некоторые отличительные особенности.

Логопед нашей группы подбирает и планирует упражнения и игры по формированию правильного дыхания, проводит обучающий этап (индивидуальный или подгрупповой). Мы, воспитатели, закрепляем изученные упражнение во время ежедневной дыхательной гимнастики, как элемент утренней гимнастики и на физкультурных и музыкальных занятиях (в тесной связи с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре).

Работа над формированием правильного дыхания ведётся в нашей группе систе-матически, с постепенным усложнением. В средней группе логопед подбирала упражнения с целью формирования длительности выдоха — физиологического и фонационного, дифференциации носового и ротового выдоха. В старшей группе мы работаем с дыхательной гимнастикой по программе «Старт». В подготовительной группе упражнения будут усложняться, запланированы упражнения для развития груднобрюшного типа с включением элементов дыхательной гимнастики А. И. Стрельниковой. Остановимся на дыхательных упражнениях, проводимых нами в старшей группе.

Дыхательная гимнастика проводится в игровой форме, разбита на три комплекса. Все они связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определённые мышцы дыхательной системы и по технике выполнения.

В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания — успокаивающе — восстанавливающему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).

Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и лёгких с напряжением тонуса определённых мышц.

Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.

Ещё одной неотъемлемой частью коррекционной работы является артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии (причины). Гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов ар-тикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы языка.

Принцип отбора артикуляционных упражнений зависит от особенностей структуры дефекта звукопроизношения, его причины возникновения. Наиболее тщательно отрабатываются те движения, которые нуждаются в исправлении и необходимы для постановки звука. Подбор артикуляционных упражнений осуществляет логопед. Логопед проводит индивидуальное постепенное обучение каждому упражнению. Воспитатель по заданию логопеда закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата с помощью игровых упражнений артикуляционной гимнастики. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения. Сначала упражнения выполняются в несколько замедленном темпе, обязательно перед зеркалом, с целью зрительного самоконтроля.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием придумывается игровой образ. Например: движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы называются «Качели». К этому упражнению подбирается картинка — образ, которая удерживает внимание ребёнка. Мы также создали картотеку упражнений артикуляционной гимнастики.

Дозировка одного и того же упражнения строго индивидуальна для каждого ребёнка, определяется логопедом. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Гимнастика не должна проводиться шаблонно, скучно; необходимо создать бла-гоприятные условия, положительный эмоциональный настрой, поэтому мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы.

Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики:

  • путешествие Весёлого Язычка (комплекс игровых упражнений, связанных темой, сочетающий в себе движения языка, рук и ног, фонационную ритмику). Этот интересный комплекс является итоговым, объединяет в себе все хорошо изученные упражнения артикуляционной гимнастики
  • биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движением кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти). Но эти упражнения доступны не всем детям. Например: детям с дизартрией сложно скоординировать несколько движений одновременно, с ними мы используем эту форму в подготовительной группе, когда уровень подвижности артикуляционного аппарата улучшается. Подгруппа детей с дислалией может выполнять её в старшей группе
  • «Театр пальчиков и языка» — интересный лексический материал объединяет движения артикуляционного аппарата и мелкой моторики. Мы используем эту форму в подготовительной группе.

Важно поощрять успехи ребёнка, систематически показывать ему его достижения, подбадривать.

Совместно с логопедом в своей работе мы используем самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей. В связи с тем, что в нашей группе есть дети с ЗПР, мы стали использовать нетрадиционные: кинезиологические упражнения (по методике А.Л. Сиротюку). Это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Данные нетрадиционные упражнения повышают стрессустойчивость, синхронизуют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения проводим индивидуально и с подгруппой детей с ЗПР ежедневно по 3-5 минут (утром или между занятиями). Для постепенного усложнения упражнений можно использовать: ускорение темпа выполнения, выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключительно речевого и зрительного контроля), подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Очень интересными и полезными мы считаем и нетрадиционные виды массажа (аурикулярный и плантарный массаж).

Аурикулярный — массаж ушных раковин. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. Несложность этого массажа, отсутствие противо-показаний позволили нам широко внедрить его в практику. Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых «контролирует» определённый участок, в том числе зоны для повышения концентрации внимания и улучшения.

Плантарный — это массаж стоп. Стопы ног — ещё один экран состояния систем и органов человека. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные центры. При массаже, направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа. При массаже ноги должны быть максимально расслаблены. Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливания), растирают подошву от пяток к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладоням. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава. Массаж большого пальца требует более длительного воздействия (до 2 мин).

Обучение каждому упражнению проходит индивидуально, затем мы включаем эти упражнения в коллективную оздоровительную работу, что отражается в календарном плане. Вместе с логопедом были подобраны упражнения, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребёнка. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно- образное мышление, многие массажные комплексы имеют стихотворное сопровождение. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняли упражнения молча, затем с проговариванием текста. Дети очень любят выполнять эти необычные, весёлые упражнения.

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников предполагает активное участие в этом процессе родителей. Родители нашей группы всегда в курсе того, что изучают и чем занимаются дети. Различные формы работы с родителями (родительские собрания с показом занятий, элементов оздоровительной работы день открытых дверей, индивидуальные беседы и консультации по интересующим вопросам, тренинги, практикумы, информационные стенды, анкетирование) позволяют повысить их грамотность в области коррекционной педагогике, пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми.

Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров у детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей логопедической группе.

Просмотров: 537
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Куриленко Татьяна Алексеевна. «Пальчиковая азбука и гимнастика в стихах» — упражнения в стихах как одно из средств профилактики дизграфии у детей с нарушениями речи.
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Уханова Любовь. Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Кувшинчикова Ольга Владимировна. «Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
  • Володина Светлана Александровна. Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Климова Ирина Владимировна. Комплексы упражнений в работе над формированием правильного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса, укрепление мимических и артикуляционных мышц
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Ольга Викторовна Калиниченко. Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения.
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Торопцева Наталья Николаевна. Применение игровых методов и приёмов в процессе формирования коммуникативно-речевых умений и навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Титова Анна Сергеевна. Упражнения для гимнастики после дневного сна
  • Грелова Ирина Макаровна. Обучение грамоте детей среднего дошкольного возраста с элементами коррекционных упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь