Программное содержание:
Цель занятия: Учить детей разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний.
Коррекционно-образовательные задачи.
- Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
- Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительным в роде, числе, падеже;
- Совершенствовать навыки составления и использования простых и сложных предложений;
- Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;
- Развивать умение поддерживать беседу.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи.
- Совершенствовать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход занятия.
Логопед: — Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются).
Логопед: — С гостями мы поздоровались, а вот друг с другом нет.
Игра приветствие «Ладошки»
Поднимите все ладошки И потрите их немножко. Дружно хлопните опять: Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший- Я ему пожму ладоши. И другой сосед хороший- И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора. И сказать дружное: Ура!
(Подкинуть лист с мнемо — таблицей «В лесу плачет ёж»)
Логопед: Ребята, посмотрите, что это за мусор, откуда он тут взялся?
(дети рассматривают листы), От кого это письмо (от ёжика), что он тут написал? составляя мнемо таблицу «В лесу плачет ЁЖ»). А как нам узнать, почему он плачет? (Чтобы точно узнать нужно спросить у него). А где он живёт? (в лесу). А как же мы доберёмся в лес. (Можно к нему отправиться).
Логопед: — А на чём мы можем отправиться? (Опрос детей на чём хотел бы отправиться. Обыгрывание ситуации, подвести к результату – воздушный шар). У воздушного шара для пассажиров есть большая корзина, где же нам её взять? (сделать). Вы мне покажите.
Логопед: — Сейчас мы сплетем корзину (дети становятся в круг, кладут руки на плечи друг другу). Какая получилась корзина? – обогащение прилагательными. (Большая, красивая, цветная, синяя и т.д.) Посмотрите, какой огромный шар сейчас нас поднимет в воздух. Закройте глаза и держитесь крепче. Делаем глубокий вдох-выдох, шар взлетел. Вокруг нас белые пушистые облака, лучи солнца согревают щечки. Посмотрите, как высоко мы взлетели! (опрос детей).
Логопед: ……Что ты видишь с высоты воздушного шара?
(логопед летит с детьми и обыгрывает ситуацию, что видно с корзины воздушного шара)
Логопед: А я вижу много различных деревьев, кустарников, что это может быть? (Лес). Вот мы и прилетели. Я предлагаю вам совершить прогулку по осеннему лесу. Присядем на полянку, полюбуемся красотой осеннего леса.
(Мультимедийная презентация).
Логопед: Очень красивый осенний лес. В этом волшебном осеннем лесу я представляю себя маленьким зайчиком. Я ещё не поменял свою шубку, она у меня серая. Я бегаю по лесу собираю грибы ягоды. Прячусь за кустиками, вдруг где-то бродит волк. А вы кем себя представляете?
(опрос детей)
Логопед: Как здорово мы с вами поиграли. А вы помните зачем мы с вами прилетели в осенний лес? (ответы детей).
Логопед: Ой, ребята, я что то слышу в лесу, по-моему это кто-то плачет.
(дети проходят и видят маленького ёжика)
Логопед: Как вы думаете, почему ёжик плачет? (ответы детей) а как же нам узнать кто прав, что же случилось у Ёжика. (Спросить у него?). Ежик плачет не сможет нам ничего сказать, что же нам делать? (успокоить). Как успокоить (пожалеть, сказать ласковые слова).
Дети гладят Ёжика, говоря ласковые слова. Ёж успокаивается и отвечает ребятам.
ЁЖ: Здравствуйте ребята, как я вас ждал, вы получили моё послание. Спасибо что вы пришли. (плачет). Я думал, мне уже ни кто не поможет.
Мама ежиха давно легла спать, а я не успел собрать себе листики для зимней спячки (плачет). Вы мне поможете?
Логопед: А для чего листья Ёжику? (ответы детей). А для чего вообще в природе нужны листья? (ответы детей).
Логопед: В лесу очень много деревьев, осенью они сбрасывают свои листья. Посмотрите, как много листьев вокруг. Я смогла собрать целый букет. Выберете один листик себе. (Дети выбирают лист). (Имя ребёнка) ты выбрала лист с клёна, какой у тебя лист (кленовый) и т.д.
Д/и «Какой лист?» (ответы детей).
Лист клёна (какой лист?) – кленовый; рябины – рябиновый; берёзы – берёзовый; дуба – дубовый; липы – липовый; каштана- каштановый; ивы-ивовый.
Логопед: — Ребята, все знают какой лист с какого дерева у него в руках? А теперь соберите на лесной поляне такие же листья, как у вас в руках. (собирают идентичные листья в группе на полу). Как много у вас листьев.
Даша, сколько у тебя берёзовых листьев? (согласование существительных с числительным).
Логопед: — Молодцы ребята, а давайте пошуршим листочками
( «Ш-ш-шшш»)
Логопед: — представим, что мы с вами осенние листочки и аккуратно падаем на землю. Но у каждого листика своя песенка. (Имя ребёнка) твой листик падает с песенкой ша-шо-шу.
Игра «Запомни и повтори цепочки слогов» (Цепочки произносятся с ударением на разный слог)
Ша-шо-шу; ши-шу-ша; ши-ша-шу.
Логопед: У нас такие красивые осенние листочки в руках, Ёжик, тебе подойдут? Ребята что мы можем сделать с этими листочками, чтобы помочь ёжику? (собранными листочками).
(дети укрывают ёжика).
Логопед: Что ещё можно сделать, чтобы Ёжик поскорее уснул? (спеть песенку). Кто знает слова колыбельной песенки? (Дети предлагают варианты, поют)
Логопед: А я не знаю слова этой песенки, но мне очень хотелось бы спеть для Ёжика, а как же быть? (Логопед тихонько напевает гласные звуки, дети подхватывают идею и пропевают их вместе. Дети поют АААААА, ООООО, УУУУ, ИИИ).
Логопед: Вот наш ёжик и заснул. А нам пора возвращаться домой.
(Делаем шар, приземляются в ДОУ).
Рефлексия деятельности.
Логопед: Вот мы и в группе. Ребята вам понравилось наше путешествие? Ребята, где мы сегодня были? Как попали в лес? Где взяли листья? Как вы считаете, мы помогли ёжику? Как мы ещё можем помогать природе, защищать её? (Рассказы детей).
Логопед: Молодцы, я думаю, что вы никогда не нанесёте вред природе.
Логопед: А вы бы хотели рассказать о нашем путешествии маме? (Имя ребёнка) что тебе запомнилось, что ты интересного расскажешь маме? (ответы детей). Ребята, у кого ни будь, были затруднения в нашем путешествии? (ответы детей).
Логопед: Мне кажется, что вы справились, не оставили в беде маленького ёжика и будете любить и защищать природу дальше. И сможете всегда прийти на помощь.
|