Автор:
- Елена Александровна Фокеева учитель-логопед МКДОУ №451
«Развитие каждого ребенка уникально, и идет по своим законам».
В статье описаны основные методы по созданию оптимальных условий направленных на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ. Приведены примеры инновационных методик и мастер классов.
Своевременное оказание коррекционно – развивающей помощи детям младшего возраста становится актуальной проблемой в современном обществе. В сложившейся системе образования логопедическая служба начинает оказывать помощь детям в возрасте 4-5 лет, при этом профилактику речевых нарушений необходимо начинать с детьми 2-3 лет, так как с возрастом ухудшаются условия для компенсации и коррекции речевых функций ребенка. Это вызывает необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми младшего возраста. [1; 15]
Для успешной работы, в нашем ДОУ, была создана модель коррекционно-речевой работы с детьми младшего возраста, которая позволяет:
- максимально рано выявить детей с задержками речевого развития;
- сократить разрыв между моментом выявления первичного нарушения и началом логопедического воздействия;
- целенаправленно вовлекать родителей в процесс развития речи детей. [2; 216]
В течение учебного года было организованно профессиональное методическое объединение, где учитель — логопед являлся координатором коррекцинно – образовательной деятельности. Основными направлениями, которого являются всестороннее повышение компетентности и рост профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, повышение качества и эффективности образовательного процесса.
В рамках методического объединения «Организация речевых уголков в группах ДОУ» в начале учебного года стартовал фестиваль «Центр речевой активности» для педагогов младших групп оздоровительной направленности. Одной из основных тем фестиваля было обсуждение вопросов речи как высшей психической функции. У детей до 3х лет речь и мышление в своём развитии идут параллельно друг с другом. После 3 лет речь и мышление начинают взаимодействовать, развиваться совместно: отставание в речевом развитии влечёт за собой отставание в развитии мыслительной функции и наоборот. В рамках фестиваля специалисты и педагоги коррекционных групп поделились опытом, создания и наполняемости речевых центров в группах, продемонстрировали пособия и игры, изготовленные своими руками, а так же предложили основные коррекционные направления и пути их решения.
После фестиваля, у воспитателей младших групп, возникло огромное желание поучаствовать в фестивале и создать свой неповторимый речевой центр в группе. [3; 112]
Постепенно в течение года речевые уголки пополняются различными методическими и дидактическими пособиями по определенным разделам:
1. Для развития психологической базы речи. Оформили игры, сделанные своими руками для развития мыслительной деятельности, внимания, памяти, воображения:
- «Цвет, форма, размер»;
- «Четвёртый лишний»;
- «Разрезные картинки»;
- «Почтовый ящик» (соотнесение формы и размера);
- «Сравни предметы» (по всем лексическим темам);
2. Для развития лексико-грамматического строя речи, создали дидактический материал и игры для активизации словарного запаса слов и грамматически правильного его использования.
- картотека предметных картинок в едином стиле оформления по всем лексическим темам;
- игры: «Что забыл нарисовать художник?», «Большие и маленькие», «Профессии» и др.;
- наборы сюжетных картинок для составления простых грамматических форм;
- сюжетные картины для составления предложений;
- настольно-печатные игры и лото ( «Кому чего не хватает?», «Что для чего?», «Кто кем работает?» и др.) [4; 4]
4. Для развития связной речи. Оформили игры своими руками, которые отражают логику мышления ребенка, его умение обдумывать воспринимаемое и умение выразить слова в правильной форме, такие как: сюжетные картины для составления предложений «Репка», «Маша и Медведь», «Колобок»; настольно-печатные игры и лото «Что для чего?», «Что любит наша кукла?»
5. Для развития фонематического восприятия. Пополнили речевой уголок играми, которые развивают способность к дальнейшему анализу и синтезу слов:
- «Узнай, что звенит (гремит)?»
- Сказка «Три медведя»
- «Узнай по голосу»
- «Мышка и мишка» [5; 14]
6. Для «физиологического (речевого) дыхания», которое является — процессом, обеспечивающим нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии). Был пополнен логопедический центр: мыльными пузырями, вертушками, стаканчиками с шариками из пенопласта.
7. Для развития артикуляционного аппарата изготовили яркие карточки по артикуляционной гимнастике «Сказка о веселом язычке», «Путешествие язычка в зоопарк». Приобрели пособия «Гимнастика для развития речи» под редакцией Елены Косиновой.
8. Для развития мелкой моторики воспитатели использовали игры: «Золушка» использовался сухой бассейн, наполненный фасолью, гречкой, горохом, где детям необходимо рассортировать крупы в разные стаканчики.
«Найди игрушку» дети находили и сопоставляли киндер – игрушку по цвету, размеру. «Накорми поросенка» игра изготовлена из пластиковой бутылки, дети откручивают крышку и кормили различной крупой.
9. Для самомассажа были приобретены су-джок мячики, с помощью которых дети массажируют лицо, руки, спину друг другу и аппликатор-Кузнецова, для массажа стоп, пальцев рук. [6; 44]
10. Для ориентировки в пространстве, чтобы дети могли накапливать опыт восприятия ближайшего пространственного окружения, и для подготовки ручки совсем маленьких детишек к письму предлагается распечатать прописи в виде простых линий, зигзагов, кругов, волн.
С целью повышения компетенций в коррекционной работе для воспитателей были проведены мастер – классы, которые дали возможность педагогам ознакомиться с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
Мастер классы «Сказка о веселом язычке» по развитию артикулярной моторики, позволяют улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк, что является хорошим профилактическим средством для развития речи. Для артикуляционной гимнастики использовались яркие карточки с крупным рисунком.
Мастер-класс «Дует в поле ветерок», для формирования правильного речевого дыхания, выработки целенаправленного ротового выдоха и закрепления навыков речевого дыхания; ведет к развитию силы, плавности, длительности выдоха, мягкости и гибкости голоса. [8; 27]Для игр на развитие речевого дыхания применялись вертушки, свистульки, свечи на батарейках.
Мастер-класс «Внимательные ущки», на развитие фонематического слуха. С детьми проводились игры на неречевые и речевые звуки, использовались музыкальные инструменты: барабан, маракас, погремушка, игрушки.
Мастер-класс «Умелые ручки», на развитие мелкой моторики, с использованием самомассажа. Игровой массаж стимулирует активные точки,
расположенные на пальцах рук, лица, органах артикуляции; нормализует мышечный тонус.
Мастер-класс «Качаем куклу Катю», направлен на развитие голоса, формированию интонационной выразительности.
Мастер-класс «Раз шажок, два шажок», развитие общей моторики, с использованием логоритмических упражнений по методике Екатерины Железновой.
Мастер-класс «Дедка за репку», развитие связной речи, обогащению словарного запаса, побуждать к проговариванию и повторению отдельных слов и фраз. Для инсценировки использовались яркие атрибуты.
В конце года воспитатели младших групп представили свои «речевые центры» в группах, продемонстрировали дидактические пособия, сделанные своими руками и игры на развитие мелкой моторики изготовленные родителями.
На сегодняшний день в нашем ДОУ организован родительский клуб
«Речевечок», он являются дополнительным компонентом образовательного процесса. Родительский клуб направлен на оказание теоретической и пропедевтической помощи родителям в вопросах развития речи детей раннего возраста, работа выстроена как комплексный подход, коллектива в целом, с привлечением родителей. Такой комплексный подход создает единое коррекционное образовательное пространство для малышей «педагог – ребенок – семья» и предполагает взаимодействие и общие цели коррекции речевых нарушений у дошкольников. Специфика его состоит так же в том, что, каждый специалист выполняет свои четко определенные задачи и переносит их продолжение в семью. Руководит процессом координации старший воспитатель. [7; 14] Координирует весь коррекционно-развивающей процесс учитель-логопед, он же ведет контроль над результатами.
Важным аспектом в инновационной деятельности нашего ДОУ стала организация информационно – аналитической работы. С педагогическим составом ДОУ было проведено анкетирование – опрос, целью которого было выявление идей, потребностей воспитателей для улучшения работы коллектива.
Опрос позволил выявить слабые стороны работы, и в тоже время определил основные направления по улучшению профилактики коррекции речевых нарушений у дошкольников, в том числе была проведена совместная разработка комплексного подхода и организация фестиваля для обмена опытом.
В результате на сегодня у нас в ДОУ сформировался коллектив единомышленников, которые могут внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт в области коррекции и развития речевой деятельности детей. [9; 94]
Таким образом, комплексный подход, полноценная связь с родителями, и взаимосвязь динамики речевого развития с познавательными процессами дает положительный результат и эффективность методики. Данная методика позволила значительно увеличить показатели формирования отдельных навыков речевой деятельности, на 21% — 38%. Это доказывает, что внедрение в практику ДОУ представленной технологии ранней диагностики и коррекции нарушения развития речи способствует повышению результативности коррекционной работы в целом. Сравнительный анализ полученных результатов в группах раннего возраста показал, что в ДОУ необходима работа специалистов по ранней профилактике, так как она ведет к снижению тяжести речевого нарушения у детей с нарушением речи, заинтересованности родителей в воспитании и обучении своих детей, компенсация нарушения в психофизическом развитии малыша и предупреждение отклонения.
Список используемых источников
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Методическое пособие. (Под редакцией Гаркуши Ю. Ф.) — М.: Секачев В. Ю., «Центр Гуманитарной Литературы «РОН». 2013. -15 с.
- Нарушение речи у дошкольников. Составители: Белова — Давид Р.А., Гриншпун Б. М. — М.: Просвещение, 2015г. — 216с.
- Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М: ТЦ Сфера, 2014 -112 с.
- Гудонис В.П. «Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики» // Дефектология. 2014. с-4
- Веневцев С.И. Использование двигательного действия при обучении грамоте учащихся начальных классов вспомогательных школ. Красноярск. 2016г с- 24с.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. Москва. 2015г с-44.
- Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с
нарушениями речи/ И.Т. Власенко. Москва. 2016г с-14 с.
8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Москва. 2014г с-27
9. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Санкт-Петербург. 2015г с-94с.
|