Иванова Ю.Л. воспитатель ГБДОУ Детский сад № 78 «Жемчужинка»
Большинство стран, в которых обнаружен коронавирус, закрыли детские сады и школы. При этом обращается внимание, что это не каникулы в привычном понимании, когда можно гулять, встречаться с друзьями, ходить в кино, а необходимая мера для предотвращения распространения инфекции.
В нынешних условиях детей можно приводить в детсады только в исключительных случаях, когда родители или заботящиеся о них родственники вынуждены работать и не имеют возможности нанять няню для ухода за детьми. Для таких семей в детских садах открыты так называемые дежурные группы, где в условиях строго соблюдения всех необходимых санитарно-эпидемиологические норм реализуются образовательные программы дошкольного образования.
Для остальных детей реализация программ дошкольного образования возможна только в дистанционной форме с использованием информационно-коммуникационных и дистанционных образовательных технологий (ИКТ и ДОТ).
В данном докладе сделана попытка рассмотреть некоторые возможные способы практической реализации ИКТ и ДОТ при работе с дошкольниками.
Необходимо отметить, что задача дистанционного обучения достаточно успешно решается в системах общего, высшего, дополнительного образования. При этом, в силу ряда причин, наименее готовой к реализации ИКТ оказалась система дошкольного образования [1]. Эти причины носят как объективный, так и субъективный характер, и сводятся к следующим:
- отсутствие достаточного научно-методического обоснования и сопровождения процесса реализации ИКТ в системе дошкольного образования;
- не в полном объеме созданы необходимые условия их использования (нормативно-правовые, материально-технические, финансово-экономические и др.);
- отсутствуют современные и дифференцированные санитарно-гигиенические требования по применению ИКТ и технических средств обучения;
- участники образовательного процесса не владеют необходимыми компетенциями и инструментарием для внедрения и использования ДОТ.
Очевидно, что решение вышеназванных проблем – посильная задача, решение которой позволит не только включить дошкольное образование в процесс создания и развития единой информационно-образовательной среды РФ, но и повысит возможности системы в качестве одного из ресурсов наиболее полного удовлетворения потребности граждан РФ в дошкольном образовании (полная или частичная реализация образовательных программ дошкольного образования «в удаленном доступе» для отдельных категорий маленьких граждан РФ), а также будет способствовать раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка (индивидуализация образования на основе ИКТ) [1].
С целью обобщения возможных способов практической реализации ИКТ и ДОТ при работе с дошкольниками, был проведен анализ публикаций педагогов-практиков, уже реализовавших данный подход. По результатам анализа сделаны выводы о следующих доступных формах реализации ИКТ и ДОТ:
- размещение на сайтах дошкольных образовательных организаций (ДОО) познавательных игр, видеопрезентаций и ссылок на сайты, где родители выбирают игровой материал для занятий с ребенком в удобное время;
- отправка по электронной почте заданий для ребенка, находящегося дома, рекомендаций и видеозаписей пропущенных занятий;
- виртуальные экскурсии в виде фотогалереи для детей и родителей;
- проведение дистанционных олимпиад и конкурсов для дошкольников;
- дистанционные развивающие занятия для детей пяти–восьми лет с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
- виртуальные занятия по программированию и автоматическому управлению роботизированными устройствами;
- семейные онлайн квест-игры в форме интернет-серфинга по городу под руководством педагога, сопровождающего семью через интернет-ресурсы;
- создание консультационных пунктов для родителей детей (в том числе с нарушениями речи, интеллекта), где специалисты (учитель-дефектолог, учитель-логопед) составляют индивидуальные образовательные маршруты в онлайн-режиме для детей, с общением на форуме, индивидуально, по электронной почте, Skype, мессенджерам и т.п.;
- создание консультационных центров в социальных сетях с размещением в них ссылок на образовательные интернет-ресурсы, видеоматериалы педагогов ДОО;
- создание персональных страниц для размещения методического материала для родителей, тренировочных упражнений для детей;
- онлайн-семинары, совещания, мастер-классы для педагогов;
Список использованной литературы
1. Н. Федина. Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда и др. // Дошкольное воспитание. № 10, 2017. – С.4–13
|