Рыжкова И.К.
В современной социокультурной и экономической ситуации в России всё более значимым становится формирование активной, мобильной, креа-тивной личности, способной к преобразующей деятельности.
Учреждения дополнительного образования сегодня по праву рассматриваются как важнейшая составляющая образовательного пространства, необходимые для полноценного личностного и индивидуального развития каждого ребёнка.
За последнее время увеличился процент детей, не посещающих, по разным обстоятельствам, дошкольные образовательные учреждения. Функции по воспитанию, обучению ребёнка и подготовке его к выходу во взрослый мир успешно реализуют учреждения дополнительного образования.
Особая роль принадлежит школам раннего развития, действующих на базе учреждений дополнительного образования, где закладываются творческие и образовательные траектории личности, психологическая база для проектирования жизненной стратегии будущего гражданина.
Белгородским областным Дворцом детского творчества накоплен богатый опыт работы с детьми дошкольного возраста и программно-методическое обеспечение, формирующее принципиально новый взгляд на содержание, структуру, организацию и результат дошкольного образования. Более 20 лет в учреждении действует Школа раннего развития «Радуга» (творческое объединение), в которой занимаются дети в возрасте от трёх до шести лет.
Основными направлениями работы Школы раннего развития «Радуга» являются: развитие творческих способностей детей с учётом индивидуальных особенностей и специфики возраста, создание оптимальных условий охраны здоровья, полноценного психического развития, оказание коррекционной помощи, освоение правил и норм социального общения со сверстниками и старшими, обеспечение преемственности и непрерывности в содержании образовательного и воспитательного процесса.
Образовательная среда Школы раннего развития «Радуга» представляет собой целостную педагогическую систему условий, в которых осуществляется социализация и развитие дошкольника и отличается гибкостью, возможностью трансформировать предметное пространство педагогически ценным коммуникативным содержанием, адекватными возрасту методами и приёмами развивающего обучения, гуманистическими отношениями всех участников образовательного процесса.
Обучение осуществляется на основе авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по следующим направлениям: вокал, иностранный язык (английский), изобразительная деятельность, актерское мастерство, развивающая игра, хореография.
Вариативность программного обеспечения и разнообразие видов деятельности на занятиях в школе раннего развития позволяет обучающимся не только развить свои творческие способности, но и получить социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие, приобщиться к социокультурным нормам, доступным их возрасту.
Занятия по вокалу формируют интерес к вокальному искусству, развивают способности к воображению как основе творческой деятельности и эмоциональному восприятию окружающего мира. Эмоционально-выразительное исполнение песен, способствует становлению певческого дыхания, правильного звукообразования, чёткости дикции. При обучении вокалу в увлекательной игровой форме, с включением импровизированных ритмических упражнений, у дошкольников стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.
Занятия по хореографии способствуют укреплению здоровья детей, развитию координации движений и пластичности, воспитанию нравственных и волевых качеств, культуры поведения, расширению кругозора, формированию потребности в личном физическом совершенствовании, здоровом образе жизни.
На занятиях по изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, развивается об-разное мышление, фантазия, творчество, способность воспринимать пре-красное в природе, расширяются представления о связях человека и общества с миром искусства. Рисование, лепка, аппликация развивают мелкую моторику ребёнка и зрительное восприятие, подготавливая его психические процессы к дальнейшему обучению (письму и чтению).
В процессе освоения иностранного языка (английского) основное внимание уделяется развитию у детей навыков восприятия на слух и говорения, формированию гармонической личности, развитию психических процессов, познавательных и языковых способностей, активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне. Дидактические игры, вызывают интерес, развивают креативность мышления у дошкольников, дают возможность проявить себя.
В ходе занятий по актёрскому мастерству дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, музыку. У обучающихся развиваются артистические способности, речь, координация движений, формируются коммуникативные навыки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. На занятиях развивающей игры этот вид деятельности помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. Используемые на занятиях психогимнастика, арт-терапевтические упражнения, ролевые и пальчиковые игры, релаксационные, психологические, дидактические, подвижные, русские народные игры способствуют развитию интеллектуальной, физической, эмоционально-нравственной, волевой, социально-личностной сферы ребёнка.
Образовательный процесс в Школе раннего развития «Радуга» осуществляется в атмосфере сотрудничества и сотворчества педагогов, обучающихся и родителей. Наряду с традиционными занятиями, используются интегрированные, например, английский язык сочетается с музыкой или с изобразительным творчеством, с театральным искусством, что позволяет формировать коммуникативно-речевые навыки.
Особое внимание уделяется совместным мероприятиям, таким как праздники, утренники, посвящённые Дню защитника Отечества, Междуна-родному женскому Дню 8 Марта, спортивные соревнования, познавательные программы, выставки декоративно-прикладного творчества, экскурсионные программы «Храмы Белогорья», «Люби и знай, свой Белгородский край», посещение театра и другие. В ходе мероприятий дети участвуют в торжественных шествиях, беседах, встречах с интересными людьми, в рамках конкурсов и фестивалей пробуют свои силы в проектной и исследовательской деятельности, выступают с концертными программами.
Грамотно спланированная совместная деятельность педагогов, родителей и обучающихся способствует интеллектуальному развитию, расширению кругозора дошкольников, духовно- нравственному воспитанию, формированию навыков общения в различных социальных ситуациях, росту психоэмоционального благополучия и здоровья.
Мониторинговые исследования, проведённые психологической служ-бой Дворца среди обучающихся и родителей по итогам 2014- 2015 учебного года свидетельствуют о достаточно высоком уровне образовательного процесса в Школе раннего развития «Радуга» и качестве оказания образовательных услуг. Большинство родителей (97%) положительно оценивают качество предоставляемых образовательных услуг, 95% — готовы принимать участие в совместной деятельности и новых формах работы.
Результаты мониторингового исследования «Уровень усвоения образовательных программ» по итогам 2014 – 2015 учебного года в творческом объединении составляет 95%.
Положительная результативность познавательных свойств личности обучающихся также показывает достаточно высокий уровень (уровень внимания – 68%, уровень развития речи – 72%, музыкальный слух – 65%, координация движении- 79%, развитая мелкая моторика- 68%), уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности составляет -68%, положительное отношение к занятиям соответствует – 85%.
Таким образом, целесообразно организованное образовательное пространство Школы раннего развития «Радуга» Белгородского областного Дворца детского творчества обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству, удовлетворяя запросы родителей, модернизируя образовательное пространство.
Литература
- Баряева, Л.Б. и др. Программа социокультурного развития детей до-школьного и младшего школьного возраста. / Л.Б. Баряева – СПб., 1997.
- Дайлидене, В. С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей / В.С. Дайлидене: Дис.... канд. пед. Наук. – Оренбург, 2004 – С. 3-4
- Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /И. Н. Ерошенков. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 221 с.
- Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е.И. Касаткина. – М.: Дрофа, 2010. — 174 с.
- Трубайчук, Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокуль-турный феномен: Монография / Л.В. Трйбайчук. – Челябинск, 2009. – 153 с.
|