Программа развития коррекционной школы для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям здоровья VIII вида.
Разделы программы: - «Социализация и общение».
- «Трудовое воспитание. Профессиональное самоопределение».
- «Творческое воображение».
- «Культура поведения в обществе».
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников. Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения. В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более значимой. Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. Задача программы – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Учащиеся школ-интернатов ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Проблема нашей школы «Исследовательская деятельность в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья» Раздел 1. «Социализация и общение» Пояснительная записка к разделу I Воспитанники детских домов и школ-интернатов должны учиться защищать свои права . Государство уже сегодня предоставило детям достаточно прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательными нормами, которые важно знать и уметь реализовывать в повседневной жизни. Курс занятий направлен на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, помочь стать воспитаннику личностью. Полученные знания позволяют воспитанникам получать систематизированное представление о правах человека, документах, в которых прописаны права человека, законах, обязанностях, куда можно обратиться, если твои права нарушены. Курс рассматривается, как один из путей, содействующий социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности к самостоятельной жизни. Социализация и общение включает в себя гражданско-правовое образование с целью защиты прав и социальных гарантий ребенка. Знакомство в ходе экскурсий с профессиями. Социализация(от лат. socialis общественный)процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов ,социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. Цель: Подготовка воспитанников интерната к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе. Задачи: - Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав.
- Формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей.
- Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.
- Овладение детьми знаниями, навыками и умениями поведения.
Программа включает в себя: 1. Занятия “Ты и закон” для детей с 7 до 17 лет: - знакомство с основными правами человека, правами ребенка, уважения и достоинства прав и свобод других людей, понимания ценностей своей личности и ценности других людей, равенства людей в своих правах;
- знакомство с важнейшими сторонами частной и общественной жизни, которая раскрывается с позиции права, а также во взаимодействии норм права и морали;
- изучение основных Международных документов по правам человека (Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка);
- изучение Российских законов (Конституция РФ)
2. Встречи с работниками суда, прокуратуры, правоохранительными органами и др. (проведение бесед, диспутов, консультаций, анкетирований, видеоматериалов). 3. Оформление уголка по правовой и юридической документации. 4. Социальная защищенность , охрана и защита имущественных прав детей(проводится через работу с государственными административными и государственными правовыми службами: народные суды, отделы внутренних дел, паспортные столы, комитеты по социальной защите населения, инспекторами по охране прав детства, сберкассами, главами администраций города и района и др.) Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы: Раздел II «Трудовое воспитание. Профессиональное самоопределение воспитанников». Пояснительная записка к разделу II. 1. Актуальность темы. Социальная адаптация выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида является сложным процессом, требующим поиска путей своей реализации. В литературе чаще ученые и педагоги-практики(Л.С.Выгодский, Л. В.Занков, А.М.Щербакова) поднимали проблему социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта. Труд и трудовая адаптация детей с нарушением интеллекта далеко не всегда проходила успешно. Часть выпускников либо не работала совсем , либо работала не по своей специальности. Это было связано с особенностями психофизического развития ,а так же с состоянием обучения и воспитания. 2. Цель и задачи работы. Целью нашей программы являлся поиск эффективных путей социальной адаптации учащихся через трудовое воспитание и обучение, включение детей с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей. В работе была выдвинута гипотеза: если процесс трудового обучения является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности(основной составляющей социальной адаптации)то, следовательно ,при правильной организации трудового обучения социальная адаптация будет более успешной. Исходя из цели и гипотезы, исследование было направлено на решение конкретных задач: изучить теоретические основы адаптивной системы трудового обучения детей с нарушениями интеллекта, разработанные на основе передового педагогического опыта и выявить достоинства и проблемы практики обучения. На основании анализа диагностики психофизических особенностей детей с нарушениями интеллекта рассмотреть специфику трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Провести анализ и разработать методические рекомендации по исследованию новой технологии обучения. Объектом исследования по указанной теме являлась система обучения В организации учебного процесса на уроках трудового обучения, способствующая социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Предметом исследования – изучение влияния психо - физических, психологических и физиологических особенностей детей с нарушениями интеллекта. 3. Методы исследования: - Изучение и анализ общей и специальной литературы по проблеме; изучение школьной, учительской и ученической документации;
- Изучение, анализ и обобщение педагогического опыта;
- Анкетирование;
- Педагогический эксперимент;
- Медико- психолого-педагогический анализ проблемы;
- Педагогическое наблюдение;
- Индивидуальные проверочные исследования;
Анализ, сравнение, аналогия, систематизация, классификация полученных данных. С первого года обучения воспитанники в ходе экскурсий учатся делать выбор профессионального пути. Взрослые люди – учителя, воспитатели, психолог, социальный педагог считают необходимым Ориентировать учащихся на осознанный выбор профессии, на самостоятельность и ответственность в принятии решения. Настоящая программа направлена на повышение уровня профессиональной зрелости, стремления к получению новой информации и адекватному планированию предполагаемого места работы; устойчивости интересов, реализма профессиональных предпочтений; соответствия между предпочтениями и способностями. Цель программы: Отработка трудовых навыков, умений необходимых в жизни. Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии продвижение в процессе принятия объективного решения о выборе профессионального пути. Задачи: - Обогащение представлений детей о мире профессии;
- Выявление интересов, склонностей и способностей;
- Развитие у воспитанников свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, честности, предприимчивости;
- Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения;
- Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности;
- Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.
В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие знания: - о видах профессий: швеи, повара, тракториста, цветовода-декоратора.
- о медицинских и профессиональных требованиях;
- об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;о повышении квалификации и профессионального роста;
- о состоянии рынка труда.
Раздел III «Творческое воображение» Пояснительная записка к разделу III Программа рассчитана на воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста. Цель программы: Формирование навыков изобразительного творчества у детей дошкольного возраста; восприятия изобразительного искусства и развитие художественно творческих способностей. Задачи: - способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем развития у них правильного восприятия формы, конструкции;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики ;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы: Основные требования к знаниям и умениям. Учащиеся должны уметь: - правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов ;
- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
- передавать объемную форму предметов элементарной светотенью;
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
- пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
- анализировать рисунок (по отдельным вопросам учителя);
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
- рассказывать о содержании и особенностях произведения изобразительного искусства.
Учащиеся должны уметь: - организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
- обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось):
- различать и называть цвета;
- узнавать и показывать основные геометрические фигуры
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, сравнивать их между собой.
Программа состоит из цикла занятий по следующим направлениям: - Декоративное рисование.
- Рисование с натуры.
- Рисование на темы.
- Беседы о изобразительном искусстве.
В занятиях по программе используются такие формы работы как: рассказ педагога, просмотр видеофильмов, экскурсии, конкурсы, викторины, практические занятия, целевые прогулки, походы, игры. Работа с воспитанниками. Раздел IV “Культура поведения и общения” Пояснительная записка к разделу IV. Воспитанники специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость Поэтому для них характерны эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения, скованность. Дети, проживающие в интернате, растут в особом, полуизолированном от реальности мире, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми, у них формируется некоммуникабельность, неприятие себя как личности. Цель программы: Привитие навыков культуры поведения. Нравственное воспитание и развитие личности ребенка. Задачи: - Формирование представлений о нравственных нормах общения и выработка навыков этического поведения.
- Формирование культуры речевого общения.
- Развитие коммуникативных качеств.
- Методы, используемые на занятиях:
беседа-диалог, анализ художественных текстов, инсценирование, решение педагогических задач, творческие задания, игра сюжетно-ролевая и дидактическая, практическая деятельность, просмотр видеосюжетов, тестирование ПРИЛОЖЕНИЕ Примерная тематика занятий по «Творческому воображению» ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта . Занятия, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимы дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрические лото. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка. РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки. I полугодие I четверть 2класс - 1 урок. Вводная беседа «Что мы будем делать на занятиях по творческому воображению». Рисование на тему: «Как я провел лето»(акварель)
- 2 урок. Рисование с натуры книги(карандаш)
- 3 урок. Рисование узора в полосе геометрических форм с образца(карандаш, акварель)
- 4 урок. Рисование с натуры осенних листьев(акварель, карандаш)
- 5 урок. Выполнение рисунка в цвете «Осенний день»(гуашь)
- 6-7 урок. Знакомство с хакасским народным творчеством. Цвета используемые в узорах. Рисование хакасского узора в квадрате.(акварель, гуашь). Мультимедио.
- 8 урок. Декоративный узор в круге по мотивам городецкой росписи.(цветы, птицы).
II четверть - 1 урок. Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.
- 2 урок. По мотивам народной сказки на сюжет «Маша и медведь»(акварель).
- 3 урок. Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).
- 4 урок. Рисование хакасского узора в полосе на платье (акварель).
- 5 урок. Рисование узора в круге с применением декоративного изображения животных (гуашь).
- 6 урок. Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей ( бусы).
- 7 урок. Знакомство с творчеством хакасских художников. Использование слайдов. Рисование на тему «Елочная игрушка. Шар.»
- 8 урок. Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4—6 на листе бумаги).
IIполугодие III четверть - 1 урок. Рисование на тему: «Зимой в лесу» (акварель,кисть)Знакомство с картиной К.А.Коровина «Зимой».Использование слайдовой презентации.
- 2 урок. Рисование на тему «Снеговик».
- 3 урок. Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета).
- 4 урок. Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров.
- 5 урок. Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.
- 6 урок. Рисование с натуры игрушки-кораблика.
- 7 урок. Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.
- 8 урок. Рисование хакасского узора на сапожке(акварель).
- 9 урок. Рисование на тему «Весна на улице»(акварель).Ознакомление с произведениями изобразительного искусства :К.Ф. Юон. «Конец зимы». «Полдень» ,А.К.Саврасов «Грачи прилетели»
- 10 урок. Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке
IV четверть - 1 урок. Декоративное рисование — узор в круге (круг — готовая форма).
- 2 урок. Тематический рисунок «Я ракету нарисую».
- 3 урок. Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
- 4 урок. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).
- 5 урок. Рисование флага России.(акварель).Беседа о символах России.
- 6 урок. Рисование флага Хакасии.(акварель)Беседа о символах республики Хакасии.
- 7 урок. Рисование на тему «Кораблики на воде»(акварель).Знакомство с картиной «Весна- большая вода» И.И.Левитана.
Список используемой литературы: - Закон Российской Федерации «Об образовании» по состоянию на 10.02.2008 года.
- Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов,
- В. Н. Нечипуренко. - Изд. 2-е. - Ростов н /Д: Феникс, 2002.
- Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. – М., 2000.
- Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2000.
- Лелеков В.А., Тямкин А.В. Защищенность личности от преступных посягательств // Социологические исследования. - 2005. - № 6.
- Подгурецкий А. Очерк социологии права. - М., 1974.
- Социология права: Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.
- Фаткуллин Ф.Н., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. - Казань, 1977.
- Эффективность правовых норм. - М., 1980.
- Юридическая социология. Учебник
- Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М., 1990.
- Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. - М., 1987. - с. 143
- Островская Л.Ф. «Азы воспитанности». // Д/в №8 - 1985.
- Островская Л. Ф. «Приглашаем к разговору об этике и культуре поведения». //Д/в №10 - 1989.
- Парамонова Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. - М,- 1987. - 160 с.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.
- Петрова И.А., Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. - М.- 1990. - 95 с.
- Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения». // Д/в №1 - 1989 г.
- Русскова Л.В. Методические рекомендации к “программе воспитание и обучение в детском саду”. - М., - 1986. - 397 с.
- Рычашкова «Упражнения по закреплению культуры поведения».// Д/в №3 - 1989.
- Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.- 1972. - 144 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М,- 1972. - 96 с.
- Теплюк С. «Об опрятности и аккуратности». //Д/в №9-88.
- Ушинский К.Д. Соч., т. 9. -М, - 1950. - 775 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1990.
- Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение?. -М.- 1986.
- Хорунженио К. М.. Педагогический словарь, М., 1997.
- Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек.- М., 1986.
- Яковенко Т., Ходонецких З. «О воспитании культурно-гигиенических навыков». // Д/в №8 - 79.
- Программа Воронковой.В.В для коррекционных школ.
|