Главная задача системы дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. От того, как ребёнок подготовлен к школьному обучению, будет зависеть адаптация к школьной жизни, учебные успехи, его психическое самочувствие. Есть много причин, затрудняющих обучение грамоте, но неразвитость образного мышления и несформированность графического навыка, пожалуй, главные. Проблема формирования графических навыков у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной в контексте подготовки их к школе и профилактики школьной неуспеваемости. По данным специалистов, у многих современных детей, посещающих начальную школу, выявляется дисграфия – нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. Часть из них имеют моторную дисграфию, т. е. нарушение письма, обусловленное несформированностью его моторного и графического компонентов.
Особая роль в детском саду этим вопросам отводится образовательной области «Художественное творчество», в частности, рисованию. Для решения этой задачи можно использовать педтехнологию «Рисование – линейная графику». Особенностью этой технологии является ее целенаправленность одновременного и поэтапного развития образного мышления, связанного с познавательной функцией, и формирование технических навыков, при помощи которых ребенок фиксирует то, что он узнает об окружающем мире, таким образом, осуществляется комплексный подход в его подготовке к школе. Занятия по «Линейной графике» рассматриваются как своеобразный переходый период от конкретно – предметного рисования к пиктографии и письменности.
Скачать конспект
Графика — это одно из самых популярных видов изобразительного искусства. С самого раннего детства дети берут карандаши, фломастеры, мелки и рисуют где это возможно. Взрослые могут помочь ребёнку, подсказать ему и сделать этот процесс ещё увлекательнее. Чем меньше ребёнок – тем больше лист бумаги. И наоборот, чем старше (ближе к 7 годам) ребёнок – тем меньше лист и мельче техника рисования. Начать можно с прямых вертикальных, параллельных линий, сочетания вертикальных и горизонтальных линий, составлять из них композиции. Задания усложнять, добавляя другие линии: кривые, дугообразные, волнообразные, петлеобразные, спиралевидные и другие линии.
Рисование разных линий (волнистых, дугообразных, ломаных, спиралевидных) чрезвычайно важны для подготовки руки ребенка к письму. Работать можно разными графическими материалами (шариковые ручки, гелиевые ручки, цветные и простые карандаши разной твердости, фломастеры, уголь, восковые мелки, пастель — твердые материалы и беличьи или колонковые кисти при работе с гуашью, акварелью, тушью). В процессе овладения данными навыками у ребенка происходит формирование сенсомоторных координаций на уровне глаз – рука.
Правильное удержание графических материалов, многократное повторение одних и тех же графических элементов в разных композициях способствует формированию двигательного стереотипа.
Темы занятий объединены общей целью – дать ребенку представление об окружающем мире. Земля, люди, их труд, праздники и обычаи, природа, космос, произведения различных искусств – все является предметом для изучения. Работа над темами не только снабжает ребенка большим объемом доступной информации, но и обогащает словарный запас терминами и понятиями, которые пригодятся в школьной жизни, побуждает ребенка к рассуждениям по тому или иному поводу, способствуя развитию у него логического мышления, способности устанавливать причинно – следственные связи, умения делать выводы, прогнозировать будущее, т.е. развивает его интеллект. Складывая лист бумаги в разных направлениях, ребенок еще до школы знакомится со сложением и делением.
Членение плоскости на разные фигуры закладывает в его зрительную память информацию о многообразии и подобии геометрических форм, их соразмерности и подчиненности математическим правилам. Работая по линиям сгиба листа, ребенок приобретает навыки координации движений, что пригодится ему при освоении письма. Дети овладевают навыками сложения листа для получения опорных линий сгиба, учатся ориентироваться по линиям сложения и по клеточкам, составляют декоративные ритмичные, зеркально – и центрально – симметричные композиции в соответствии с полученными знаниями о центре, симметрии, асимметрии, размещают на листе предметное и сюжетное изображение. Деление листа на полосы, секторы, клетки складыванием позволяет ребенку освоить разные зоны пространства – центр, верх, низ, справа, слева, спереди, сзади, диагональ, сторона, средняя линия. В процессе обследования образца, рельефной линии и последующего рисования у ребенка развиваются способности выделять форму, местоположение различных элементов изображаемого объекта, фрагментов сложной линии, анализировать расположение предмета в пространстве. Все это способствует развитию зрительно – пространственной ориентации в микропространстве листа.
Таким образом, в течение работы с детьми с применением педтехнологии «Рисование – линейная графика» ребенок приобретает основные двигательные навыки, достигшие стадии автоматизма, которые обеспечивают ему умение легко и свободно вести линию в разных направлениях, произвольно управлять своими движениями и контролировать точность их выполнения. На основе тренировки тонкой моторики кисти тренируются психомоторные механизмы управления тонким движением, обогащается чувственно – эмоциональная сфера психики ребенка новыми представлениями о внешнем мире, развивается образное мышление, что способствует переходу к абстрактному мышлению и закладывает основу для творческого отражения внешнего мира. Идет бесстрессовая подготовка к школьной жизни.
Занятия по технологии «Рисование – линейная графика» являются дополнительными и не входят в основную программу детского сада. Они могут проводиться в свободное время — на дополнительных занятиях. Помимо этого педагог может использовать элементы данной технологии на своих занятиях, например при работе с таблицами мнемотехники
Избежать возможных проблем с письмом в начальной школе несложно: графические навыки у дошкольников можно развивать используя технологию «Рисование — линейная графика»
|