Оксана Воронина. Ценностные ориентации семьи в подготовке ребенка к школе

Ценностные ориентации семьи в подготовке ребенка к школеСемья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для подготовки ребенка к школе необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения родителей к дошкольному учреждению.
Как справедливо заметила Р.В. Овчарова, практически каждый человек когда-то становится родителем. Качественное, осознанное исполнение родительской роли определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений. Родительство является наиболее важной ответственностью, которую может принять на себя взрослый человек и является социально-психологическим феноменом, представляющим собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства.


Родительство включает в себя когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Когнитивный компонент характеризуется осознанием родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителем, знание родительских функций, образ ребенка. Эмоциональный компонент – это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение к себе как к родителю. Поведенческий компонент – это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, стиль семейного воспитания.
Развитая форма родительства характеризуется такими особенностями, как ценностные ориентации родителей (семейные ценности), родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения.
Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев, рассматривая ценностные ориентации, отмечал: «... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни».
В исследованиях психологов Г.А. Аргуновой, С.Г. Бугаева, С.Г. Гладневой, С.А. Куликовой, М.Г. Резниченко, С.М. Яковлюк и других выявлено, что для родителей наибольшую ценность представляют: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, уверенность в себе, интересная работа, познание (терминальные ценности); воспитанность, образованность, жизнерадостность, честность, ответственность, терпимость, чуткость (инструментальные ценности).
Ценностные ориентации родителей являются одной из важнейших составляющих эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе.
Как утверждают Е.А. Носова и Т.Ю. Швецова, каждый родитель имеет свою позицию относительно педагогического взаимодействия с педагогами детского сада. Она может быть ценностной, то есть субъектной, и выражаться в отношении к психолого-педагогической компетентности как важнейшей составляющей своей личностной культуры, в потребности, готовности и стремлении познавать, развивать в себе качества «хорошего родителя». При наличии индифферентной позиции родители безразлично относятся к уровню своей психолого-педагогической компетентности, инертны в процессе взаимодействия. Негативная позиция во взаимодействии с педагогами проявляется в его неприятии, отстранении под любыми предлогами от продуктивного взаимодействия [1].
Для родителя ценностным ориентиром во взаимодействии с педагогом выступает его собственный ребенок, стремление ему помочь, правильно направить и поддержать в наибольшей степени актуализирует потребность родителей в воспитательной деятельности, особенно в процессе подготовки старших дошкольников к школе. Родители с индифферентной и негативной позициями во взаимодействии нуждаются в педагогическом сопровождении со стороны дошкольного учреждения.
Рассмотрим ценностные ориентации родителей в подготовке ребенка к школе, которые были выявлены в исследованиях Т.И. Бабаевой, Е.П. Арнаутовой, Л.А. Ермаковой и другими педагогами и психологами.
Осознание себя, как родителя будущего школьника приходит через самопознание себя как личности, познание своего ребенка и проявляется у взрослых в принятии индивидуальности ребенка, в признании его права на свой темп развития, в осознании собственного самочувствия и опасения по поводу предстоящей школьной жизни старшего дошкольника.
Взрослые полностью осознающие, себя как родители будущих школьников способны воспитать в детях ответственность за свои действия и поступки, смогут помочь им найти способы решения возникших трудностей в повседневном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, достичь полного взаимопонимания с ними.
Осознание будущего своего ребенка как школьника. Учеными доказано, что подготовка к школе осознается большинством родителей будущих первоклассников как ответственная задача. Многие взрослые проявляют тревожность в организационных аспектах, связанных с оформлением ребенка в конкретную (чаще престижную) школу.
Для большинства родителей подготовка к школе выступает в качестве особой целевой установки, требующей конкретных средств и воспитательных усилий. При этом, по мнению половины взрослых, высокая результативность воспитания готовности ребенка к школе может быть достигнута объединенными усилиями семьи и детского сада.
По полученным данным Т.И. Бабаевой некоторые родители выражают сомнение в возможности детского сада эффективно подготовить ребенка к школе. Они подчеркнули, что эта задача успешно решается только усилиями семьи, или семьи с привлечением дополнительных образовательных услуг (подготовительные к школе курсы, группы, занятия с учителем и пр.). Основной недостаток работы детского сада данные родители видят в отсутствии индивидуального подхода и контроля развития ребенка.
Другая часть родителей убеждены, что вся работа по подготовке к школе должна быть осуществлена в детском саду, и семье нет необходимости предпринимать дополнительные шаги в этом направлении. Характерно, что подобное мнение высказали многие родители, чьи дети посещают высоко оплачиваемые негосударственные дошкольные учреждения. При этом часть родителей вообще не вникает в конкретное содержание подготовки к школе. Гарантией высокого качества этой работы для них выступает высокая оплата образовательных услуг.
Необходимо включать родителей в совместную деятельность с ребенком, с педагогами и администрацией дошкольного учреждения, при этом создавать атмосферу сотрудничества (Носова Е.А., Швецова Т.Ю.).
Проектирование своего будущего как родителя первоклассника и будущего своего ребенка как школьника.
Взрослые, проектируя свое будущее в качестве родителя первоклассника и будущего своего ребенка как школьника, выражают общее положительное отношение к будущему учителю. Характерной установкой для них является доверие и надежда на понимание и поддержку учителем ребенка в обучении.
Но есть родители, которые не могут отчетливо сформулировать своего отношения к будущему учителю. Для этих взрослых характерна установка на неопределенное отношение с элементами настороженности.
Некоторые родители проявляют тревожные ожидания, опасения, что будущий учитель не сможет понять их ребенка и найти эффективный подход к нему. Выявленная неопределенно - негативно установка части родителей по отношению к учителю обнаруживает серьезную проблему воспитания будущего школьника в семье. Научные данные свидетельствуют о влиянии негативного отношения родителей к учителю и школе на соответствующие установки детей. В результате дети испытывают при поступлении в школу излишнее волнение и неуверенность, что становится препятствием для успешного начала обучения (Бабаева Т.И.).
Не менее важной ценностной ориентаций семьи в подготовке детей к школе выступает педагогическая культура родителей, которая включает в себя такие компоненты, как педагогическая подготовленность родителей или определенный объем педагогических, психологических, медицинских, экономических и некоторых других знаний; практические умения родителей по воспитанию детей; умение родителей решать разнообразные педагогические задачи, умение использовать опыт воспитания детей предыдущих поколений (Семеряжко Е.И.).
Родители с высоким уровнем педагогической культуры: создают благоприятный психологический климат в семье; стремятся получить психолого-педагогические знания в области воспитания и образования дошкольников; осознают цели воспитания и развития ребенка в подготовке к школе; используют разнообразные методы и средства подготовки ребенка к школе; учитывают его возрастные и индивидуальные особенности; стремятся понять его внутренний мир, разделить с ним его радости и неудачи; занимаются воспитанием ребенка в тесном сотрудничестве с дошкольным учреждением; могут четко определить образовательные запросы ребенка; консультируются по вопросам подготовки к школе у специалистов (воспитателей, психологов, учителей).
У родителей с допустимым уровнем педагогической культуры: не хватает знаний о возрастных особенностях развития ребенка; осознают цели воспитания, но не применяют различные приемы и методы в подготовке ребенка к школе; через сотрудничество с детским садом и консультации у воспитателей и психологов стремятся повысить свой уровень знаний по детской педагогике и психологии; стремятся создать благоприятный психологический климат в семье, но отсутствие достаточных знаний приводит к конфликтным ситуациям; стремятся понять внутренний мир ребенка, но отсутствие необходимых знаний, непонимание индивидуальных особенностей не всегда приводит к успеху.
Низкий уровень педагогической культуры родителей проявляется в том, что у них нет достаточных знаний о возрастных особенностях развития ребенка, по педагогике и психологии дошкольного возраста; не стремятся создать благоприятный психологический климат в семье; не осознают цели воспитания и развития в подготовке ребенка к школе; ее учитывают индивидуальные особенности ребенка; не интересуются его переживаниями, не стремятся понять его внутренний мир; не хотят сотрудничать с дошкольным учреждением.
Как показывают исследования (Бабаева Т.И., Полякова М.Н., Березина Т.А. и др.) педагогическая культура родителей проявляется в оценке готовности их ребенка к школе. Оценивая качества ребенка наиболее значимые с позиции готовности к школе, большинство родителей на первое место выдвигают качества, характеризующие знания старшего дошкольника, способность управлять собой (дисциплинированность, организованность, послушание, исполнительность, произвольная память и внимание), специальные учебные умения (знакомство с буквами, умение читать, считать и т.п.). Настораживает, что для многих родителей характерно ограниченное представление о сущности готовности современного ребенка к школе. Над ними тяготеет привычный стереотип «хорошего ученика»: дисциплинированного, исполнительного, умеющего хорошо читать, считать, писать. Отсюда готовность к школе рассматривается как подготовленность ребенка к тем учебным предметам, с которыми он «столкнется» в первом классе. Это, прежде всего, математика, чтение, родной язык и пр. Именно такой подготовки часто ждут родители от детского сада.
Анализ практики показывает, что по настоянию родителей процесс подготовки к школе в ряде дошкольных учреждений превратился фактически в дополнительные факультативные занятия, которые с большей или меньшей степенью интенсивности обеспечивают, прежде всего, предметную подготовку детей к освоению будущих школьных учебных программ. Такие значимые для развития будущего школьника качества как самостоятельность, коммуникативная культура, творческая и познавательная активность, предприимчивость, уверенность, интерес к школе, общительность, умение сотрудничать все еще недостаточно осознаются взрослыми как необходимые в подготовке к школе.
Главным средством подготовки к школьному обучению для многих родителей (и педагогов) являются организованные, систематические занятия с детьми. Нередко, помимо занятий в детском саду и семье, дети посещают дополнительные уроки со специалистами, которые осуществляют интенсивную профильную подготовку к школе. Вопрос о том, насколько такая высокая образовательная нагрузка на ребенка отвечает требованиям здоровье сберегающего подхода и обеспечивает ли она долгосрочный прогноз успешного обучения в школе, продолжает оставаться открытым (Бабаева Т.И.).
Самоанализ и самооценка родителями своей педагогической культуры, как ценностная ориентация семьи в подготовке ребенка к школе, имеют огромное стимулирующее значение. У каждого родителя под влиянием опыта своего воспитания в родительской семье, собственного родительского опыта, психолого-педагогических знаний и других социокультурных условий стихийно формируется персональная оценочная шкала. При этом она зачастую входит в противоречие с реальной ситуацией результатов воспитания и развития своего ребенка. Осознавая негативы воспитания ребенка, часть родителей способна сохранять достаточно высокую самооценку, перенося ответственность за воспитание детей на других (недоработка ДОУ, влияние плохих друзей и др.) [1].
Активная деятельностная реализация родителями своих психолого-педагогических знаний проявляется в грамотной организации познавательной, игровой, продуктивной, досуговой деятельности детей в условиях семьи, нацеленной. Многие родители стремятся к более продуктивному взаимодействию с детским садом и проявляют потребность в разнообразной помощи в подготовке ребенка к школе, считают необходимым контактировать с учителями начальных классов и обмениваться опытом эффективного воспитания готовности к школе в семье.
Таким образом, поддержание ценностных ориентаций семьи в подготовке ребенка к школе возможно при условии сотрудничества, активного взаимодействия педагогов, родителей и детей.
Список использованной литературы:
1) Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. – СПб.: ООО Изд-во «Детство-Пресс», 2009

 

Просмотров: 627
Категория: Подготовка к школе




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Мишкуц Наталия Николаевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие образной речи ребенка как важнейшие условие качественной подготовки к школе»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Консультация для родителей дошкольников «Как организовать подготовку ребенка к школе?»
  • Хузина Венера Радиковна. Консультация для родителей «Готовьте ребенка к школе»
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Шадрина Светлана Александровна. Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе — залог успешной адаптации»
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Иванова Елена Александровна. Трудности при подготовке ребенка к обучению в школе.
  • Алекинова Ольга Владимировна. Родительское собрание - семинар - практикум на тему: Как слушать ребенка для родителей подготовительной к школе группы
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Зоя Егина. Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)
  • Волковская Екатерина Александровна. Круглый стол «Мнемотехника как один из способов подготовки ребенка к школе»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Круглый стол «Мотивационная готовность – как один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе»
  • Тихонова Ольга Ивановна. Конспект домашнего занятия родителей с детьми подготовительных к школе групп. Авторская разработка на тему: Формирование личностной готовности детей к школе. Тема занятия: «Скоро в школу!».
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Вера Дворникова. Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школе
  • Дементьева Наталья Владимировна. Консультация для родителей на тему: «Как на самом деле любить своего ребенка».
  • Семенова Елена Васильевна. Родительское собрание с элементами тренинга для родителей «Поощрения и наказания ребенка в семье»
  • Очкасова Евгения Сергеевна. Консультация для родителей «Роль игр при подготовки детей к школе»
  • Очкасова Евгения Сергеевна. Как подготовить ребенка к школе
  • Лимонова Марина Аркадьевна. Статья о адаптации родителей к школе. Гиперопека – когда родители все контролируют
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Шиморянова Елена Николаевна. Готовность ребенка к школе.
  • Зотова Лариса Анатольевна. Консультация для родителей «Игры для подготовки к школе детей 5 – 7 лет»
  • Емелина Валентина Евгеньевна. Мотивация – основа успешной учебы! Подготовка ребенка к школе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь