Урок обучения грамоте "Путешествие в зимнюю сказку"
Тема: Закрепление букв, изученных ранее. Повторение пройденного материала.
Цели: 1.Закрепление навыка чтения с опорой на гласные, формирование навыка плавного, осознанного слогового чтения. Повторение ранее изученных букв, чтение слогов, слов с изученными буквами.
2. Развитие артикуляционного аппарата, речи, памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, антиципации, грамматического строя языка.
Скачать конспект
Оборудование: Магнитофон, конфетти, снежинки из бумаги для оформления класса, предметные картинки на тему “Одежда”, снежинки, на которых написаны слоги, модели сугробов из ватмана, рисунки животных и деревьев, ледяная пещера, ледяные глыбы, бумажные куклы- Зимушка, Снегурочка.
ХОД УРОКА:
1. Организация класса.
Под музыку учитель читает стихотворение и посыпает снежное конфетти
Снег летает и сверкает В золотом сиянии дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок, Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
(с этими словами учитель опускает снежинку)
2. Актуализация внимания.
-Ребята, отгадайте загадку:
Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает?
-И к нам в гости заглянула зима.
-Посмотрите, как красиво стало в нашем классе.
Машет варежкой Зима, Чудо совершается. Все деревья и дома В шубы наряжаются.
- Что ты делаешь Зима?
- Строю я темницы
Для зверей и птицы. Заморозить всех хочу, Праздник вам испортить… Напущу на вас пургу,
Ветер северный, метель… Закружится карусель… Постараюсь до утра, Снегурочку свою вы не найдёте никогда.
-Что же будем делать, милые ребятки?
-Чем грозит Зима седая, отвечайте по порядку.
(Дети дают полные ответы)
-Какой праздник грозит испортить Зима?
(Новый год)
-Какая Зима?
(Злая, сердитая, суровая и т.д.)
3. Сообщение темы и целей урока.
-Что ж, в дорогу поскорей
Нужно собираться
Выручать пойдём друзей.
Надо одеваться.
(На доске – предметные картинки на тему “ Одежда”)
- Назовите предметы, изображённые на доске.
- Как одним словом их можно назвать?
(Одежда)
-Какие предметы одежды вы выберете для нашего путешествия?
(Шапку, пальто, валенки, шарф, варежки)
-Почему?
(На улице зима, нужно одевать тёплые вещи)
-Ну вот, в дорогу готовы.
-Но, кроме одежды, нам понадобятся знания, полученные на прошлых уроках.
-Ох, и трудное предстоит путешествие, что- то мне страшно. Может, не пойдём?
(Нет, пойдём)
-Правильно, мы же дружные ребята, а вместе с любой бедой легко справиться.
4. Закрепление пройденного.
1. Чтение слогов-слияний и дополнение их до слов.
(Звучит “Вальс” из кинофильма “Мой нежный и ласковый зверь”)
-Кажется, начинается метель, посмотрите, сколько снежинок поднялось вверх с земли.
(Снежинки находятся над доской)
- Чтоб метель угомонить, вьюгу успокоить
Надо слоги прочитать и до слов дополнить.
(На снежинках из бумаги – слоги: ПА,ПИ, ПЫ, ПУ, ПО, РА.)
-Читаем слоги. Какой слог лишний? Почему?
(РА- потому что стоит с согласной “Р”, а остальные с согласной “П”)
-Какой слог ещё можно выделить?
(ПИ-слог слияния мягкого согласного с гласным, остальные слоги слияния твёрдого согласного с гласным)
- Продолжаем путь. Метель успокоили. Посмотрите какие сугробы она намела!
-Ну что ж придётся и через них пробираться.
Первый ещё ничего, а вот второй и третий. Может, вернёмся? (Нет)
(Слоги, слова, предложения записаны на полосках ватмана, нарезанного в виде сугробов.)
Первый сугроб.
2. Плавное чтение нескольких слогов-слияний на одном дыхании с опорой на гласные.
Тогда вперёд, побольше воздуха в лёгкие и на выдохе…
Второй сугроб.
3. Упражнение на развитие навыка плавного осознанного чтения
(Первый слог произносится низко, второй – высоко.)
Второй сугроб.
Что прочитали?
(Предложение)
-Докажите.
Третий сугроб.
4. Чтение предложения, записанного в одно слово:
Каккрасивлесзимой
-Здесь совсем ничего непонятно.
-Читаем гласные.
-Читаем полностью, что написано?
(Предложение)
-О чём речь- кто скажет?
(О красоте леса зимой)
-Какой знак поставим в конце предложения?
(Восклицательный знак)
- Обычно в предложении стою я для того
Чтоб выделить волнение, тревогу, торжество.
-Прочитаем предложение с нужной интонацией.
5. Физпауза
- Всё зима, зима, а я хочу лето.
-Земляники хочу.
-Давайте немножко отдохнём.
-В огороде, в огороде вот беда.
Поселилась, появилась лебеда. Бабка ахнула, поди-ка, И не видно где клубника. я повыдергаю траву,
Уничтожу лебеду. На неё найду управу, Сорок внуков позову. Сорок внуков, ровно сорок,
Засучили рукава, С ней расправишься не скоро, Ох и цепкая трава. Но повыдергали траву,
Поработали на славу. Бабка ахнула, Поди-ка, ишь какая благодать, Только где моя клубника? Что-то ягод не видать
5. Упражнение на развитие артикуляции, речи, мышления.
“Абракадабра”
-Я вижу на горизонте лес, а на опушке леса животных.
(На доске рисунки деревьев и животных)
-Читаем гласные.
-Читаем слова.
-Какое слово лишнее? Почему? (Зебры)
-Какое слово спряталось? (Звери)
-Читаем слова “абракадабра”, т.е. справа налево.
-Какое слово понравилось?
-Составьте красивое предложение с любым из слов.
6. Упражнение на развитие эмоционально-познавательной сферы, памяти.
-А я вам предлагаю выучить стихотворение о зайчишке.
Стой, зайчишка, Стой, косой. Что ты бегаешь босой В стужу по дорожке?
Отморозишь ножки.
(Чтение стихотворения шепотом, вполголоса, в полный голос)
-А сейчас читаем стихотворение так, словно вас кто-то обидел. (Чтение детей)
-Читаем стихотворение с чувством радости. (Чтение детей)
-А как бы это стихотворение прочитал скромный, застенчивый, стеснительный человек. (Чтение детей)
Слушаем дальше стихотворение.
-На-ка варежки мои Тёплые пуховые Надевай скорей, беги В заросли еловые.
* Не могу туда бежать Ветер не пускает, Всех зверей велел держать На опушке с краю.
-Ох уж эта зима не угомонится, и ветер северный туда же.
Вот волшебная сосна, в ней спасение наше
Прочитать нужно слова, ветер стихнет сразу.
7. Чтение гнезда родственных слов, записанных пирамидой с опорой на букву, которая обозначает гласный звук.
(Дети читают слова, записанные на ёлочке: лес, лесок, лесник, лесовоз)
Как понимаете эти слова? Что обозначает каждое слово?
Составьте предложение с любым из слов.
6. Физпауза.
8. Упражнение на развитие антиципации.
Ну что, зверятам помогли. Пойдём снегурочку выручать.
Скоро праздник Новый год, ей нужно ребятам подарки готовить, а она в ледяной пещере томится.
-Кто к пещере путь укажет, нам загадочка подскажет.
Но сначала мы должны вставить в загадку недостающие слова.
Меня не растили Из снега (слепили) Вместо носа ловко Вставили (морковку)
Ручки – сучки, глаза- (угольки) Холодная, большая Кто я такая? (Снежная баба)
-Кто догадался, какие слова пропущены? (Дети дополняют слова.)
-Кто знает отгадку?
-Правильно, снежная баба.
-Вот она и укажет путь к снегурочке. (Музыка.)
-А вот и ледяная пещера. (Ледяная пещера нарисована на ватмане.)
-Вход завален ледяными глыбами, а на них непонятные знаки.
Если буквы мы узнаем И слова все прочитаем, Ласково Зиму назовём, Чары колдовские её станут бессильны.
(На бумаге в виде ледяных глыб написаны элементы букв, дети должны узнать букву, дополнить её и из букв составить слова “ Зимушка хрустальная”)
-Снегурочку освободили. (Рисунок Снегурочки)
-Посмотрите, ребята, Зима злая, сердитая, суровая превратилась в Зимушку хрустальную. Мы помогли не только Снегурочке, но и Зимушке-зиме. Она стала доброй, ласковой. Они вас благодарят и ждут с нетерпением на Новогоднем празднике.
-А нам нужно возвращаться в класс. Чтобы вы не скучали по дороге, Костя прочитает нам стихотворение.
Белый, вкусный снег идёт, Попадает прямо в рот, Если очень захочу, Снег весь разом проглочу!
И тогда что будет, братцы! На санях не покататься! И сугробов не видать! И в снежки не проиграть!
Плохо будет всем без снега! Вот поэтому, друзья, Снег не съем, пожалуй, я! -Почему будет плохо без снега?
9. Составление рассказа по картине.
-Какие зимние забавы вы знаете?
(Дети перечисляют виды зимних забав)
-Посмотрите на картину, какое время года изображено?
(Зима)
-Почему так считаете?
-Чем заняты дети?
-Давайте дадим имена детям.
-Какое у них настроение?
-Составьте небольшой рассказ.
(Дети составляют рассказ)
7. Итог урока.
-Чем занимались?
-Где побывали?
-Что больше всего понравилось?
-Что помогло преодолеть все трудности?
|