Шаль Ксения Юрьевна. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК «СОРОКА»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК «СОРОКА»

Выполнила: Шаль К.Ю., учитель-логопед МДОУ «ЦРР-д/с №139» г. Магнитогорска

Актуальность

В соответствии с ФГОС ДО выделяются пять направлений развития и образования детей. Если обратится к адаптированной образовательной программе МДОУ «ЦРР – д/с № 139», то при реализации образовательной области «Познавательное развитие» основными задачами развития становятся развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Восприятие природы всегда вызывает у ребенка живой интерес и эмоциональный отклик, общаясь с ней, он открывает для себя неизвестное, удовлетворяет потребность в новых впечатлениях. Эмоциональные переживания, возникающие в процессе восприятия природы, создают основу для развития не только любознательности, но и высших чувств, нравственных качеств.

Общение с природой доставляет детям много радости и содействует развитию у них сенсорных и мыслительных процессов, наблюдательности.

Общение с воспитателем и сверстниками по поводу впечатлений от наблюдений объектов природы, а также выполнение разнообразных заданий оказывает стимулирующее воздействие на речевое развитие ребенка.

 

Скачать конспект

Для детей наиболее близки и понятны те объекты для наблюдений, которые они могут видеть и наблюдать постоянно. В нашем детском саду таким объектом наблюдения стала обыкновенная сорока, которая свила гнездо на рябине, растущей на территории детского сада.

Наблюдая за тем, как сороки вьют своё гнездо, захотелось больше узнать о таких птицах, их повадках, пищевых пристрастиях. Таким образом, родилась идея создания лэпбука, который сможет познакомить детей с сорокой, развить у них мышление, речь, мелкую моторику.

Во время наших с детьми наблюдений мы снимали видео того, как сороки вили гнездо, фотографировали их в повседневных делах. В итоге был смонтирован фильм о наших сороках, создана презентация для ознакомления с сорокой.

Методические рекомендации для педагогов

при работе с лэпбуком «Сорока»

Педагогическая цель: дать детям понятие о сороке, месте ее обитания, употребляемой пищи, строении ее тела, повадках;

  • расширять и активизировать словарь детей по теме «птицы»
  • развивать связную, грамматически правильную монологическую и диалогическую речь
  • развитие речевого творчества
  • приобщение детей к культуре чтения художественной литературы
  • развивать внимание, память, целостное восприятие, мышление
  • развивать мелкую моторику пальцев рук
  • формировать произвольность поведения на занятии.

Целевые ориентиры образования: интересуется новым в окружающем мире, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и его инструкции, принимает живое, заинтересованное участие в педагогическом процессе, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения профессионального искусства.

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, изобразительная, конструирование из бумаги, восприятие художественной литературы.

Средства реализации: лэпбук «Сорока», диск с фильмом «Мы наблюдаем за сорокой», презентацией «Какая она сорока?», всеми напечатанными заданиями, используемыми в лэпбуке, для дальнейшего многократного тиражирования.

Первая страница лэпбука знакомит детей с главным героем книги – обыкновенной (европейской) сорокой. На представленной картинке четко видны внешние отличительные черты её строения. Их можно выделить вместе с детьми при совместном рассмотрении изображения или при живом наблюдении в природе. После можно прочитать стихотворение Т. Дергуновой и выделить из него черты поведения, повадки, тип питания этой живой и интересной птицы.

У сороки дел немало.
Целый день она порхала
От веранды к огороду,
Стрекотала про погоду:

«Будет дождь, дождь, дождь...
Просто дрожь, дрожь, дрожь...»
Поклевала хлебных крошек, погоняла вредных мошек,
За сараем на шестке отдохнула в холодке.

Пять подружек – пять сорок прилетали в гости в срок.
Пошумели в дружном хоре с воробьями на заборе,
Подразнили кошку Мурку, сбросив ей на нос кожурку.
Возле грядок у пенька поклевали червяка,

Гусеницу-желтобрюшку и размоченную сушку.
Вот и туча, словно блюдо, подкатила ниоткуда.

Там холодная вода. Разлетайся кто куда! Дергунова Т.

Рассмотрев изображение, можно поиграть с детьми с лексические игры.

  1. У сороки белые бока, про нее говорят — белобокая. Как можно назвать птицу, у которой: черные бока (чернобокая); серые бока (серобокая); желтые бока (желтобокая); красные бока (краснобокая); зеленые бока (зеленобокая)!
  2. Подбери слово по этому образцу — «одна сорока — много сорок»: одно крыло — много... (крыльев); одно гнездо — много... (гнезд); одно яйцо — много... (яиц); один птенец — много... (птенцов); одно перо — много... (перьев).
  3. Попытаться с детьми быстро проговорить сороговорку:

В высокой осоке
Стрекочут сороки.
Стрекочут тараторки
Свои скороговорки.

Книга «Поговорим о сороке?» содержит основную познавательную информацию.

На первом развороте дается краткая информация об этой птице. А о том, почему эта птица зимующая (оседлая) можно узнать из шуточного стихотворения Е.Ерошина.

Сорока решила податься на юг,
Подальше от зимних морозов и вьюг.
Сложила в мешок нажитое добро:
Осколок бутылки, павлинье перо,

Красивый обломок морского коралла,
Который она из музея украла,
Значок с Чебурашкой, кусок рафинада,
Одиннадцать крышечек от лимонада,

Четыре гвоздя, часовую отвёртку,
Монетку, шуруп, от конфеты обёртку,
Четырнадцать пуговиц, медную бляшку,
Колечко с рубином, от люстры стекляшку,

Заколку с ромашками, стержень от ручки,
Какие-то очень блестящие штучки...
Короче, такой получился багаж –
Сорока поднять не смогла его аж. Ерошин А.

На втором развороте представлены виды сорок во всем их разнообразии. Необходимо отметить с детьми, что внешний вид сорок очень специфичен, благодаря чему их легко может узнать даже неискушенный в орнитологии человек. Их тело обтекаемое, клюв острый, прямой, с едва заметным изгибом надклювья, крылья средней длины, лапы тонкие и относительно длинные. Изящества им добавляет длинный хвост с тупосрезанным концом. Его форма может варьировать. У большинства видов хвост имеет одинаковую длину на всем протяжении, у лесных сорок он к концу заметно расширяется, а у ракетохвостой сороки имеет по бокам своеобразные вихры. Еще более разнообразна окраска этих птиц. Как правило, у большинства видов голова и маховые перья крыла контрастируют по цвету с туловищем и хвостом. Изредка на почти однотонном теле заметны небольшие участки яркого цвета. Что касается цвета, то сорокам присуща вся гамма оттенков, для темноокрашенных птиц характерен металлический блеск оперения. Половой диморфизм у них не выражен, самцы и самки внешне неотличимы друг от друга.

На третьем развороте изображен ареал распространения всех видов сорок вместе. Места обитания сорок сосредоточены в Северном полушарии, здесь они встречаются на всех континентах — в Евразии, Африке и Северной Америке. Особенно обширен ареал сороки обыкновенной, который охватывает всю умеренную зону Евразии (кроме Дальнего Востока). Ареалы других видов значительно уже, например, калифорнийская сорока обитает только на Калифорнийском полуострове, а толстоклювая лазоревая сорока — только на Тайване. Ареал голубой сороки и вовсе загадка. Он состоит из двух участков: один охватывает Дальний Восток — Корею, Китай, Японию, Приморье, север Монголии, а второй находится… на крайнем западе Европы, в Испании, и Португалии! Пока наука не находит объяснения, как популяции одного вида оказались изолированными на расстоянии многих тысяч километров. Зато среда обитания у всех видов схожа. Сороки предпочитают заселять леса разных типов — хвойные, широколиственные, тропические джунгли, причем живут и в глухих чащах, и в парках, и в лесопосадках и и в редколесьях. В поисках корма они охотно посещают открытые пространства: берега рек и озер, пустоши, поляны, поля и луга.

На четвертом развороте представлен «Определитель птиц», по которому дети смогут увидеть разнообразие зимующих и перелетных птиц, найдя дорожку к сороке, прочитав все её признаки (птица – зимующая – городская – крупная – сорока).

На пятом развороте представлено строение и вид перьев обыкновенной сороки.

На шестом развороте представлены следы разных птиц и предложено найти следы сороки.

На седьмом развороте собрано художественное слово: загадка, стихи и поговорки о сороках. Обсуждая их, выявляя признаки сорок, отвечая на вопросы педагога, объясняя смысл поговорок, дети будут развивать свою связную речь, память, внимание. Для дополнительной работы можно предложить еще несколько стихотворений.

Взлетела сорока высоко.
И вот тараторит сорока,
Что сахар ужасно соленый,
Что сокол не сладит с вороной,

Что раки растут на дубе,
Что рыбы гуляют в шубе,
Что яблоки синего цвета,
Что ночь наступает с рассвета,

Что в море сухо-пресухо,
Что лев слабее, чем муха,
Всех лучше летают коровы,
Поют же всех лучше совы,

Что лед горячий-горячий,
Что в печке холод собачий
И что никакая птица
В правдивости с ней не сравнится!

Стрекочет сорока, стрекочет -
Никто ее слушать не хочет:
Ведь в том, что болтает сорока,
Нет никакого прока! Заходер Б.

Г. Кодиненко Сорока-белобока

Три веселых комара,
Разбудили лес с утра:
«Эй, вставайте, лежебоки!
День рожденья у сороки!

Весь лесной честной народ
Белобока в гости ждет!»
Гости в гости приходили,
И подарки приносили.

Зайчик – теплые пимы
И зипунчик для зимы.
Крокодил зубастый -
Акваланг и ласты.

Две задумчивых улитки –
Новогодние открытки.
Ну а дедушка медведь –
Обруч, чтобы им вертеть.

Их сорока привечала,
Угощенья выставляла:
Пироги с лягушками,
Окрошечку с утятами,

Торт высокий из пеньков
Да еще с опятами!
Гости пили! Гости ели!
И сороке песни пели:

«Как у нашей у сороки –

День рождения!

Очень нравится нам ваше угощение!»

На восьмом развороте приведены интересные факты о сороке, которые удивят ребят и сообщат им что-то новое.

На второй странице лэпбука представлены сразу несколько видов информации.

Во-первых, приведено строение сороки, причем эта информация может преподноситься детям готовой, а может добываться детьми самостоятельно с помощью чтения.

Во-вторых, в кармашке «Чем питается сорока?» вложены карточки с нарисованными и подписанными источниками питания. Их можно вынуть из кармашка, разложить, поиграть в разнообразные лексические игры: «Чем питается сорока?», «Чем ты угостишь сороку?», «Чего нет у сороки?», «Что ты дашь сороке?» и т.д.

В-третьих, в гнезде лежат шесть яиц (среднее число яиц в кладке сороки), на которых написаны интересные факты из жизни сорок, окрас яиц соответствует природному окрасу сорочиных яиц.

В-четвертых, представлен график развития сорок, на котором с помощью водного маркера можно отмечать наблюдаемые события из жизни сорок для лучшего запоминания.

В-пятых, предложена рубрика «Раскрашиваем», в которой собраны разные виды раскрасок по теме: будь то простое раскрашивание или раскрашивание по образцу.

На третьей странице лэпбука собран основной материал, направленный на развитие навыка чтения и развитие связной речи детей по теме.

Этому служат книжки-малышки из рубрики «Прочитай сам». Причем подобран вариант попроще для сбалочитающих детей и варианты посложнее для хорошочитающих детей. С картинками этих двух книг можно провести сравнительную игру «Чем похожи и чем отличаются нарисованные сороки?».

Также есть задания типа «Составь предложение по картинке» и «Четвертый лишний», в которых дети смогут развить свою связную речь с помощью полных ответов с союзом потому что (в задании «Четвертый лишний») и распространения предложения с помощью прилагательных и глаголов (в задании «Составь предложение по картинке»).

На этой странице есть еще два задания: «Послушай рассказ взрослого и ответь на вопросы» и «Послушай рассказ взрослого и инсценируй сказку». В первом задании собраны небольшие рассказы с прописанными вопросами (к которым можно, по желанию, добавлять свои), отвечая на которые будет понятно, поняли ли дети смысл прочитанного, а ответы на вопросы полным предложением будут способствовать развитию связной речи ( «Как сороченята Пугача прогоняли», «Болтливая сорока» Е.И. Чарушин, «Лесная газета», «Сорока и Воробей», «Сорока и Заяц», «Сорока и Волк», «Сорока и Медведь»). Каждый рассказ снабжен иллюстрацией, по которой можно проговорить черты героев: как нарисована сорока? какое у неё настроение? Какое настроение у других героев рассказов и т.д.

А во втором задании приведены два рассказа Н. Сладкова «Курорт Сосулька» и «Чья проталина». Содержание этих рассказов в очень привычной «сказочной» манере дадут детям новые знания о сороке, признаках весны, зимующих птицах. После чтения рассказов детям так же задаются вопросы, ответы на которые будут развивать навык связной, грамматически правильной речи. Но эти рассказы очень хороши и для инсценировки (персонажи для театра присутствуют тут же в кармашке). Разыграйте диалоги между персонажами этой сказки. Можно добавлять новых персонажей (например, вопросы птицам-гостям курорта может задавать воробей или ворона или синичка) и импровизировать. В таких инсценировках не нужно заучивать слова сказки, нужно просто передавать содержание своими словами – словом, это не инсценировка, а игра! А в игре репетиций не бывает! А бывает удовольствие от творчества! Чего и желаю всем — и детям, и взрослым!

На четвертой странице лэпбука собран материал, направленный на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук.

Для этого представлены разные варианты поделок (оригами, аппликация, складывание из бумаги и вырезание фигуры, самостоятельное рисование), выполнение которых будет способствовать приведенным выше целям, а так же развитию аккуратности и точности действий.

В рубрике «Выполни задания сороки» собраны задания на моторную ловкость (прохождение лабиринтов, штриховка, обведение по контуру), приведены задания на определения уровня знаний (решение кроссворда, отгадывание «Кто как разговаривает», соединение контура по точкам в алфавитном порядке, отыскивание в наложенных изображениях контуров зимующих птиц, графический диктант). Выполнение всех этих задания возможно прямо на бланке задания, только водорастворимым маркером. После использования и проверки следы маркера легко стираются чуть влажной тряпкой.

Игра «Собери картинку» будет тренировать у детей навык складывания разрезной картинки. Эту работу можно оречевить, ответив на вопросы: «Какую птицу ты собрал? Как ты догадался, что это сорока? Что она делает?» и т.д.

Игра «Чудесный мешочек» представляет собой «добро», принесенное сорокой в свое гнездо. Необходимо на ощупь попытаться определить форму предмета, материал, из которого он изготовлен, а после и назвать, что же это такое. С отгаданными предметами можно сыграть в игры «Чего не стало в гнезде?», «1-2-5», «Назови ласково».

А в рубрике «Физминутки и пальчиковая гимнастика» собран материал, который можно использовать при работе с лэпбуком для двигательной разрядки. Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока» снабжена пальчиковыми фигурками героев гимнастики. Есть также подвижная игра «Летает сорока» и физминутка «СОРОКА-БЕЛОБОКА».

Список используемой литературы и интернет источников:

  1. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» Родионовой Нины Григорьевны, воспитателя высшей категории детского сада №334 города Самары
  2. Интернет источники
Просмотров: 700
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Горнова Татьяна Анатольевна. Конспект занятия для младшей группы. «Сорока-белобока кашу варила».
  • Сорока Светлана Николаевна. Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.
  • Валентина Сорока. Когда и как начинать обучение детей чтению
  • Домнина Галина Викторовна. Познавательная сказка «Как сорока научила людей заботиться о птицах зимой»
  • Сорока Лилия Александровна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРНЫМ, ИСТОРИЧЕСКИМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ДОСТИЖЕНИЯМ, НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ АВИАЦИИ ПРИ ДОО»
  • Сорока Лилия Александровна. Презентация логоритмики «Каблучок»
  • Девяткин Вячеслав Георгиевич. ПЕРЕПУГАННАЯ СОРОКА.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Роскостова Наталья. Праздник для детей 5-6 лет «Сороки — Встреча весны»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Тумашева Мария Петровна. Мероприятие с детьми подготовительной группы, «Сороки-птицы, летите, весну принесите»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Савиных Елена Анатольевна. Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Маврина Людмила Юрьевна. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Гюзаль Равиловна Якупова. Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевого направления «Чем можно порадовать маму?»
  • Ващенко Людмила Александровна. Конспект занятия НОД в старшей группе «Встреча весны «Сороки»»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь