Конспект занятия НОД в старшей группе «Встреча весны «Сороки»»
На сцене три девочки, вышивают, Маша за прялкой поет песню.
Входит Хозяйка.
- Машенька, вы все трудитесь, а ведь сейчас за вами ребята придут, с собой играть, гулять позовут.
Девочки встают, складывают работу, звучит музыка и входят Дети. Маша и девочки присоединяются к остальным детям.
Закрывается занавес.
Дети исполняют танец «Горницы-узорницы» и садятся на стульчики полукругом с Хозяйкой.
Хозяйка читает детям стихотворение про весну.
- По полям бегут ручьи, на дорогах лужи
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.
Хозяюшка: Ребята, о каком времени года мы сейчас говорили.
Дети: О весне.
Хозяюшка: А как вы догадались?
Дети: Бегут ручьи, появились проталины, прилетают птицы.
Хозяка:
Правильно, ребятушки мои, 22 марта по народному календарю, считался днем прилета птиц жаворонков. В книге старинной «Поучение Мономаха детям» написано: «На Сорок мучеников птицы небесные из ирия идут». «Ирий» — это по-древнерусски рай, а «сорок мучеников» — праздник церковный, православный, народный, обрядовый. В такой день на Руси дети закликали Весну словами: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!», был праздник веселый – назывался «Весновка-свистунья». С этого дня считалось, что новый год, который в Древней Руси начинался в марте, полностью входит в свои права. На Сороки признаки весны уже вполне ощутимы, начинается прилет птиц: «сорок птиц прилетает».
Хозяюшка: Дети, а вы каких птиц перелетных знаете? Какие птицы весной к нам прилетают?
Дети: Жаворонки, скворцы, грачи, гуси, ласточки, журавли и т.д.
- дети читают стихи «Ласточка», «Кукушка».
- рассказывают о птицах.
Хозяйка: Ребята, как можно назвать этих птиц?
Дети: Перелетные.
Хозяйка: Почему их называют перелетными?
Дети: Потому, что осенью они улетают на зиму в теплые края, а весной возвращаются родные места.
Хозяйка: Каких птиц вы еще знаете?
Дети: Зимующих. (Воробей, синица, снегирь, дятел, глухарь, свиристей, сова)
Хозяйка: Какие их этих птиц живут в нашей местности круглый год?
Дети: Воробей, синица, дятел, глухарь, сова.
Хозяйка: А кто к нам прилетает из более северных мест?
Дети: Снегирь, свиристей. Эти птицы называются перелетными, так же как и те птицы, которые улетают от нас на юг. Только эти птицы прилетают к нам осенью, а весной улетают в северные края.
Хозяюшка: Знаете, умницы. Много обрядов существовало на Сороки в праздник «Весновки-свистуньи»: и хороводы водили, и песни пели, и загадки весенние разгадывали, дети загадывают загадки.
Загадки.
Это хищница болтлива, воровата, суетлива
Стрекотунья белобока, а зовут ее (сорока).
Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки
Клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)
Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крохи собирает. (воробей)
Днем спит, ночью летает. (сова)
Все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит. (дятел)
Хозяйка: я вас сейчас научу играть в народную игру «Дятел».
Давайте возьмемся все за руки и встанем в кружок.
Кто из вас хочет быть «дятлом»?
«Дятел» встает в середину круга.
Играющие ходят по кругу и говорят слова:
Ходит дятел у житницы,
Ищет зернышки пшеницы.
Дятел отвечает:
Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму.
С этими словами «дятел» быстро берет за руку одного ребенка из круга играющих.
Теперь этот ребенок исполняет роль «дятла». Игра повторяется.
Закончив игру
Дети встают около стены полукругом с двух сторон.
Открывается занавес
На сцене дерево с птицами на ветках.
Дети с Хозяйкой посредством загадок определяют названия птиц.
Загадки:
Весной и летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (грач)
Звонко-звонко распеваю, воротившись с юга в срок, а вот песни занимаю у птиц разных, даже у сорок. (скворец)
Прилетают к нам с теплом, путь проделав длинный. Строит домик под окном из травы и глины. (ласточка)
Встали братцы на ходули, ищут корма по пути, на бегу ли, на ходу ли, им с ходулей не сойти. (журавль)
На березовом суку. На лесной опушке, бесконечное ку-ку завела. (кукушка)
Кто без нот и свирели лучше всех заводит трели. (соловей)
Хочет прямо полетит, хочет в воздухе висит, камнем падает с высот и в полях поет, поет. (жаворонок)
Входит мастерица
Проводится занятие по лепке «жаворонок» из соленого теста с рассказом об обрядовом печенье.
Перед лепкой проводится пальчиковая игра «Дятел»:
Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит
(ладонь выставить перед собой и растопырить пальцы – это «дуб» и постукивать пальцами другой руки, сложенными в щепоть – это «клюв дятла»)
Ищет под корой жучков и съедобных червячков.
(слегка пощипать ладошки)
Ну а если грянет гром, и польется дождь потом,
(на слово «гром» хлопнуть по ладони, а затем потрясти кистями рук)
Дятел спрячется в дупло, в нем и сухо и тепло.
(Закрываем руками лицо).
Вылепив «жаворонков» дети вытирают руки и вместе с Хозяйкой и Мастерицей читают закличку
Жавороночки,
Перепёлушки,
Птички – ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!
Танец «Птицы» в исполнении детей.
Хозяйка: Вот и птицы прилетели, на крыльях своих весну нам принесли
Входит Весна, угощает гостей «жаворонками» (корзинка и салфетки!)
Весна: Здравствуйте, вот и я пришла! Вы меня ждали?
Дети: Ждали, птиц звали, чтобы они тебя с собой из стран теплых принесли!
Я – Весна – красна, вам в подарок принесла:
Листья на дубочек, шелковый платочек,
Много-много вешних вод и веселый хоровод.
Становитесь в круг, будем хоровод водить, песни петь.
Дети исполняют «Весна-веснушка».
Весна угощает детей сладкими «петушками».
И уводит с собой кормить птиц обрядовым печеньем.
|