учитель-логопед I кв. категории Храмцова Елена Юрьевна воспитатель I кв. категории Токарева Л.А., воспитатель II кв. категории Прилепская Е.В. МБДОУ «Детский сад № 12» г.Березники Пермский край
Цель тренинга:
Ознакомление родителей с приемами развития мелкой моторики; развитие чувства единства, сплочённости; приобретение навыков действовать согласованно; развитие коммуникативных навыков; развитие эмоциональной сферы.
Оборудование и материалы:
Магнитная доска, 1 лист ватмана с нарисованным солнышком без лучиков, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, распечатка варианта гимнастики «Пальчиковые шаги», прищепки, силуэты предметов с недостающими деталями, счётные палочки, изображения для штриховки, яркий бумажный колпачок, магнитофон, музыкальные записи.
Ход тренинга:
-Уважаемые родители, мы рады видеть вас на логопедическом тренинге! Спасибо, что уделили свое время для занятий с нами. Сегодня мы вас познакомим с некоторыми пальчиковыми играми и упражнениями, которые активизируют речевую деятельность, развивают память и мышление, пробуждают творческое воображение и внимание. Ведь недаром говорят: «Развивая пальчики – развиваем речь». А играть мы будем вместе с детьми!
(Под музыку дети заходят в зал, становятся в круг.)
-Уважаемые родители, выходите, становитесь рядом со своими детьми.
Игра – знакомство «Передай колпачок»
Цель: формирование чувства единства, сплоченности, развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга.
Ход игры:
- Давайте познакомимся, но не просто так, а по-особенному. Для этого нам нужны будут счётные палочки. Возьмите по одной палочке. Посмотрите, на мою счётную палочку надет колпачок. Я называю своё имя и передаю свой колпачок соседу справа. Сосед справа снимает мой колпачок своей счётной палочкой (руками не помогаем), говорит своё имя и передаёт колпачок соседу справа и т.д. Итак, начинаем! (Под музыку дети и родители передают колпачок друг другу.)
- Колпачок вернулся ко мне, и мы с вами стали немного ближе друг другу.
Игра «Волшебные слова»
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, координация речи, движения и речевого дыхания.
- Поиграем ещё? Давайте разогреем наши пальчики. Все слова и движения повторяйте вместе со мной.
Читает логопед
|
Выполняют дети и родители
|
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
|
Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.
|
Вот большой, а это средний,
Безымянный и последний
Наш мизинчик – малышок!
Ой! Указательный забыли!
|
Поочередно массировать названные пальцы правой и левой руки.
|
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять
И движенья выполнять:
|
Каждый палец на обеих руках поочередно соединяем с большим пальцем.
|
Мы рога козы покажем
И рога оленя даже,
И про зайку не забудем:
Ушками водить мы будем!
|
Выполняем движения по тексту.
|
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить!
|
Каждый палец на обеих руках поочередно соединяем с большим пальцем.
|
«Игры с пальчиками»
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, координация речи, движения и речевого дыхания.
- Давайте узнаем, в какие же игры можно поиграть с пальчиками. Для этого займите места за столами. (Дети и родители усаживаются за столы.)
- Первое упражнениеназывается «Лягушки». Сжимаем и разжимаем кулачки.
Две весёлые подружки
Ни минуты ни сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Сжимаем руки в кулачки и кладём на стол пальцами вниз. Резко выпрямляем пальцы, рука как бы подпрыгивает над столом, и опять сжимаем руки в кулачки.
- Следующее упражнение для кончиков пальцев «Пианино».
Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.
Держим кисти рук над столом и по очереди слегка ударяем каждым пальцем о стол, как будто играем гаммы.
- Упражнение «Капитан». Вращение большими пальцами.
Почему же наш большой
Крутит, вертит головой?
Он на судне – капитан,
Изучает океан.
Сжимаем правую руку в кулачок, вытягиваем большой палец вверх и вращаем им в одну, потом в другую сторону. То же самое проделываем левой рукой.
- А теперь растягиваем пальчики. Упражнение «Крючочки».
Вот сцепились два крючочка,
Есть теперь у нас цепочка.
Будем мы её тянуть.
Чтоб крючочки разогнуть.
Цепляем указательные пальцы в замок и тянем в разные стороны, меняя руки местами.
- Упражнение «Дырка». Вращение пальцев с упором.
Быстро пальчиком вращаем
И сильнее нажимаем.
Если долго так крутить
Можно дырку просверлить.
Сжимаем левую руку в кулачок, вытягиваем большой палец и нажимаем им на ладонь правой руки. Делаем вращательные движения в одну и другую сторону. То же самое проделываем с правой рукой.
- Упражнение для запястья «Гусь».
Этот гусь к себе домой
Почему-то шёл спиной.
Вот он пятится по парте
У него такой характер.
Упражнение выполняем стоя. Кладём ладони на стол тыльной стороной вниз, пальцами к себе и слегка облокачиваемся на них.
- Упражнение для ладоней «Спинка».
А теперь одну ладошку
Развернём наоборот
И похлопаем немножко,
Пусть другая отдохнёт.
Хлопаем тыльной стороной правой ладони по внутренней стороне левой, меняем руки местами.
Упражнение с карандашом или ручкой «Спускаемся по лесенке».
Цель: развитие мелкой моторики рук.
- Для развития мелкой моторики мы можем использовать любые предметы. Например, ручку или карандаш.
Зажать верхний конец ученической ручки или карандаша вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении. Перехватить ручку снизу другой рукой. Продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх-вниз. Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке.
Упражнение с прищепками «Чего-то не хватает!».
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, развитие логического мышления.
- Также для развития наших пальчиков хорошо подойдут игры с предметами, которые всегда найдутся в вашем доме, например, с прищепками. Перед вами лежат предметы с недостающими элементами. Например, солнышко без лучиков, домик без трубы. Замените недостающую деталь прищепками.
Игра со счётными палочками «Выложи картинку».
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, развитие логического мышления.
- Для наших игр подойдут счётные палочки, или карандаши. С помощью счётных палочек выложите любую из предложенных здесь фигур или придумайте свою.
Игра «Заштрихуй так, как показано на картинке».
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, развитие логического мышления.
- Очень полезно для развития наших пальчиков штриховка. Возьмите листочки и заштрихуйте любую понравившуюся вам картинку по образцу.
Речевая игра с движением «Купила бабушка себе курочку».
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, координация речи, движения и речевого дыхания.- Вот и пришла пора немного отдохнуть. Вставайте все в круг, повторяйте все слова и движения за мной.
Купим мы бабушка себе курочку! (2 раза) Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!. (Выполняются соответствующие движения)
Купим мы бабушка себе уточку! (2 раза) Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!.
Купим мы бабушка себе индюшонка! (2 раза) Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!.
Купим мы бабушка себе кисоньку! (2 раза) Кисонька - мяу, мяу! Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!.
Купим мы бабушка себе собачонку! (2 раза) Собачонок – ав-ав! Кисонька - мяу, мяу! Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!.
Купим мы бабушка себе поросёнка! (2 раза) Поросёнок – хрюки-хрюки! Собачонок – ав-ав! Кисонька - мяу, мяу! Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!.
Купим мы бабушка себе коровёнку! (2 раза) Коровёнка – муки-муки! Поросёнок – хрюки-хрюки! Собачонок – ав-ав! Кисонька - мяу, мяу! Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!.
Купим мы бабушка себе телевизор! (2 раза) Дикторша – ля-ля-ля-ля! Коровёнка – муки-муки! Поросёнок – хрюки-хрюки! Собачонок – ав-ав! Кисонька - мяу, мяу! Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!.
Логопедическая распевка «Зайчик» Т.В. Овчинниковой.
Цель: развитие общей моторики, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, координация речи, движения и речевого дыхания.- В нашей работе можно также использовать логоритмические распевки. Все движения и слова повторяйте за мной.
Я серенький зайчишка, Трусишка – ой-ой-ой! Скачу, скачу вприпрыжку, Спешу, спешу домой!
Ой-ой-ой-ой-ой-ой! (4 раза)
За мною волк погнался От злости весь дрожа. А я не испугался, А взял и убежал.
Ой-ой-ой-ой-ой-ой! (4 раза)
Теперь гулять без папы И мамы не пойду. А то однажды в лапы Я к волку попаду!
Ой-ой-ой-ой-ой-ой! (4 раза)
Игра «Пальчиковые шаги»
Цель: развитие внимания, координации движений, развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга.
- Я приглашаю всех снова сесть за столы и продолжить нашу игру. Все в детстве любили шагать пальчиками «человечками». Вот и мы сейчас с вами прошагаем сначала большим и указательным пальцем правой руки, потом указательным и средним пальцем, потом средним и безымянным, безымянным и мизинцем. И вы убедитесь, что это не так просто сделать.
Игра «Волшебный зоопарк»
Цель: развитие внимания, координации движений, развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга.
- Понравилась игра? А теперь представьте, что мы с Вами попали в зоопарк. Наши руки стали волшебными и могут превращаться в разных животных. Я руками буду показывать различных животных, птиц и насекомых, а ваша задача – угадать, кто это и суметь повторить движение.
(Учитель – логопед демонстрирует поочередно бабочку, гуся, голубя, улитку, лису, собаку, лягушку. Дети и родители угадывают и повторяют движения рук. Если ребенку трудно, родители помогают сформировать правильную установку рук.)
Совместная аппликация «Солнышко».
Цель: ощущение единства между детьми и родителями, привитие навыка совместной деятельности, развитие мелкой моторики рук.
- Вам понравились наши игры? У всех хорошее настроение? Давайте сохраним его надолго. Посмотрите, у меня нарисовано солнышко. Только у него не хватает лучиков.А лучикинашему солнышку мы сделаем из наших ладошек. Каждый взрослый пусть обведет карандашом ладонь ребенка на цветной бумаге, а ваш малыш пусть сделает то же самое с ладонью мамы. Подпишите свои ладошки, вырежьте и приклейте к солнышку.
- Включаем музыку, начинаем работу!
- Это разноцветное солнышко всегда будет освещать и согревать нашу группу. И ни какие капризы природы нам не страшны, ведь в каждом лучике есть частичка вашей доброй души.
Прощание
- Ну, вот и закончилось наше первое совместное занятие! В эти игры вы можете играть дома со всей семьёй! Через игру можно лучше понять ребёнка, помочь ему преодолеть имеющиеся проблемы в моторной сфере, в речевом развитии. А самое главное – Вы с ребенком станете ближе друг другу.
- Мы ждём вас на следующем занятии.
|