Подготовила: Белова Татьяна Вианоровна Воспитатель МБДОУ города Костромы «Детский сад № 39»
Содержание.
- Актуальность
- Цель проекта, задачи.
- Этапы проекта, предполагаемые результаты
- Значимость проекта
- Технология внедрения проекта
- Механизм реализации проекта
- Ресурсное обеспечение
- Результат проекта
- Литература
- Приложение
Актуальность темы.
Скачать презентацию
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Экологический проект «Деревья нашего участка» развивает интерес у детей к представителям растительного мира- деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формирует разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
В ходе реализации проекта уделяется внимание развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Проект способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Костромского края.
Цель проекта: формирование у детей представление о деревьях, как о живых организмах и их взаимосвязях в природе.
Задачи проекта:
Образовательные
- Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
- Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
- Изучать влияние деятельности человека на жизнь дерева.
Развивающие
3. Развивать воображение, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать
Воспитательные
4. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.
5. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять. Изучать влияние деятельности человека на жизнь дерева.
6. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
Объект проектирования: процесс развития исследовательской деятельности.
Предмет проектирования: организационно-педагогические условия, способствующие развитию исследовательской деятельности в живой природе у детей дошкольного возраста.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий, групповой,
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Методы и приёмы:
наглядные (наблюдения,
- рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений
- словесные (беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц),
- игровые (игры)
- практические (экскурсии)
Предполагаемый результат:
Педагоги: повышение профессионального уровня
Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.
Родители: повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей.
Продукты проекта: разработанные рекомендации и консультации для родителей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», посадка дерева на участке.
Этапы реализации проекта:
- этап- организационный (разработка стратегии):
- этап-реализационный (реализация проекта);
- этап-результативно-аналитический (оформление полученных результатов)
Теоретическая значимость проекта: систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о деревьях (особенности строения, произрастания).
Практическая значимость проекта: формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, развитие творческих способностей детей.
Познавательная значимость проекта: формирование познавательных интересов: наблюдать, экспериментировать, анализировать, сравнивать; формирование осознанно-правильного отношения Экологический проект «Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира- деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяем развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Костромского края.
к природе: желания ухаживать беречь и любоваться красотой деревьев.
Перспектива:
В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной посадка молодых саженцев деревьев на территории детского сада совместно с родителями и уход за ним.
Технология внедрения проекта
1. Организационный этап.
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
- подготовка места на участке для посадки дерева.
II. Реализационный этап:
1. Беседы с детьми:
- «Здравствуй, дерево!»
- «Какие деревья растут на участке»
- «Как деревья помогают человеку»
- «Как появляются деревья»
- «Почему нужно беречь и охранять деревья»
- «Как сберечь деревья?»
2. Ознакомление детей с художественной литературой:
Чтение: И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»; заучивание: П. Воронько «Берёзка».
3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;
4. Прослушивание: запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
5. Экскурсия:
Рассматривание деревьев на участке.
6. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:
- рисование на тему «Дерево»
- аппликация «Дерево» из природного материала
7. Непосредственно образовательная деятельность:
«Деревья – какие они?»
Цель: уточнить представления о деревьях; формировать положительное отношение к растительному миру природы; воспитывать эстетическое восприятие; учить видеть прекрасное и любоваться красотой разных деревьев.
8. Дидактические игры:
- «Что сначала, что потом». Цель: формировать представление о деревьях в разное время года; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.
- «С какого дерева листок». Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас.
- «Подбирай, запоминай, называй» Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в соответствии со временем года.
- «Что лишнее». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.
- «Опиши, я отгадаю». Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь детей.
- Экспериментирование:
- Опыт «Ветка березы в воде». Цель: показать детям, что деревья живые организмы.
- Опыт «Деревянный брусочек». Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.
- Исследовательская деятельность:
- Исследовательская деятельность «Рассматривание и сравнение коры различных деревьев». Цель: научить детей находить сходства и отличия коры деревьев
- Исследовательская деятельность «Рассматривание и сравнение семян различных деревьев». Цель: научить детей находить сходства и отличия в семенах деревьев.
- Работа с родителями:
- Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу».
- Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу».
III. Результативно-аналитический этап (итоговый)
Посадка саженца дерева, продолжение наблюдений за ростом и развитием дерева
Механизм реализации проекта
Этапы, сроки
|
Содержание этапов
|
Предполагаемый результат
|
I этап.
1 день 13.06.18
|
Педагоги
1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта.
3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, песен и музыкальных произведений; дидактических игр, разработка бесед.
|
Подобрана литература, методический материал, художественная литература, музыкальные произведения, дидактические игры, разработано содержание бесед
|
2 день 14.06.18
|
Педагоги
1. Разработка рекомендаций для родителей.
2. Организация развивающей среды в группе.
Родители
1. Подбор репродукций художественных картин на данную тематику.
Совместная работа педагогов и детей
1. Подготовка на участке места для посадки дерева.
|
Созданы условия для реализации основного этапа проекта. Подготовлен саженец дерева, место для посадки (вскопан, прорыхлен и полит грунт)
|
II этап.
3 день 15.06.18
|
Дети
1. Беседа с детьми «Здравствуй, дерево!».
2. Чтение и обсуждение литературных произведений:
О. Высоцкая «Наш сад».
3. Рассматривание репродукций картин И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща».
4. Опыт «Ветка березы в воде».
Родители
1. Рекомендации для родителей: «Прогулки с детьми на природу».
|
Выяснены представления детей о деревьях, их отношение к ним.
Изучены свойства и поведение ветки березы в воде.
|
4 день 18.06.18
|
Дети
1. Беседа с детьми «Как появляются деревья».
2. Чтение и обсуждение литературных произведений:
А. Прокофьев «Наш лесок».
3. НОД «Деревья – какие они?»
4. Рассматривание репродукций картин И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима».
5. Опыт «Деревянный брусочек».
|
Дети получили необходимые знания о строении деревьев, способах размножения.
Изучены свойства дерева
|
5 день 19.06.18.
|
Дети
1. Рисование на тему «Дерево».
2.Исследовательская деятельность «Рассматривание и сравнение семян различных деревьев»
2. Д/и «Что сначала, что потом».
3. Беседа с детьми «Как деревья помогают человеку».
4. Чтение и обсуждение литературных произведений: П. Воронько «Липка».
|
Дети научились рисовать различные деревья в разное время года.
Дети получат необходимые знания в ходе исследовательской деятельности.
Дети научились составлять небольшой рассказ о росте дерева.
|
6 день 20.06.18
|
Дети
1. Экскурсия «Рассматривание деревьев на участке».
2. Беседа с детьми «Какие деревья растут на участке».
3. Аппликация «Дерево» из природного материала.
5. Д/и «Опиши, я отгадаю».
6 Чтение и обсуждение литературных произведений: И. Семенова «Березка».
|
Дети получили представление о деревьях, растущих на территории детского сада, их строении и внешнем виде.
|
7 день 21.06.18
|
Дети
1.Беседа с детьми «Почему нужно беречь и охранять деревья».
2. Исследовательская деятельность «Рассматривание и сравнение коры различных деревьев»
3.Д/и «С какого дерева листок».
4. Заучивание П. Воронько «Берёзка».
5. Прослушивание записи «Голоса леса».
|
Дети закрепили знания о деревьях;
Закреплена схема «знакомства с деревом»:
-Как зовут тебя дерево?
-Какого ты роста? Какого роста ты будешь, когда встанешь взрослым?
-Есть ли у тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
-Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
-Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)
У детей сформированы элементарные представления о жизни деревьев, системе жизнеобеспечения, об их красоте и пользе.
Дети получат необходимые знания в ходе исследовательской деятельности.
|
III этап.
10 день 22.06 18
|
Дети и педагоги.
Посадка саженца туи на подготовленный участок.
Родители
Рекомендация для родителей: «Радость общения с природой».
|
Закреплены знания о строении деревьев, правилах их посадки.
Посадка саженца.
|
Ресурсы проекта: информационный, методический.
Результат проекта: проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Дети получили ответы на интересующие вопросы. Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей, родителей, объединенных одной проблемой, позволило добиться высоких результатов-развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
На групповом участке появилось новое дерево- туя.
-9-
Список использованных источников
1. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.:ЦГЛ, 2004.
2. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с.
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011.
4. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.
5. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.
6. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.
7. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.
8. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ «Сфера». 2005.
9. Листок на ладони: метод. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников/ сост. В. А. Степанова, И. А. Королева. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
10. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2009.- 144с.
-10-
|