ГБОУ Школа 967 Воспитатель Судас Е.А.
Программное содержание. Воспитывать бережное отношение к природе. Уточнять и закреплять знания о кустарниках и деревьях.
Материалы. Проектор. Изображение деревьев и кустарников. Плоды и листья кустарников и деревьев. Игрушка – Лесовичок.
Ход занятия.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, кто к нам пришел! Это же Лесовичок.
Лесовичок. По лесу я хожу. За порядком слежу. Деревьям помогаю. Ягодами угощаю.
Ребята, отгадайте, куда я вас приглашаю в гости.
Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом - Чудеса увидишь в нём!
Дети. Лес.
Лесовичок. В путь! (Под музыку дети маршируют). Вот мы и пришли. Кто же нас встречает?
Летом всех зверей накормит: Белок, мишек и ежей. Даст по шишке и позволит Теплый дом построить в ней. (Елка)
Верно, молодцы! Попробуем еще.. Вот так дерево! Иголки подлиннее, чем у ёлки! Но на ёлочку похоже –
зелено всё время тоже. Шишки круглые торчат – вот забава для ребят! (Сосна)
А есть еще одно очень интересное дерево.
Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но, в отличие от елки, Опадают те иголки.
(Лиственница)
Лиственница летом вся в иголках. А зимой уже без них. Как называется лес, в котором растут эти деревья? (Хвойные). Почему (У них вместо листьев хвоя). А одну как назвать? (Хвоинка).
Воспитатель. А ребята и о других деревьях много знают и умеют отгадывать о них загадки, вот, например:
На лесной опушке Стоят подружки. Платьица белёны, Шапочки зелёны.
(Березы)
Воспитатель. Чем весной береза нас угощает? Есть примета: если из березы весной течет много сока, то лето будет дождливое. А в медицине применяют почки березы. Послушайте следующую загадку.
Во дворе оно растёт... Добывают пчёлы мёд из цветочков золотых, что в ветвях цветут густых.
От простуды и от гриппа лечит лучший доктор...
(Липа).
Какого цвета у липы ствол? (Черный). Перед дождем листочки липы прикрывают цветочки. А чем полезна липа? (Цветы лечебные, их заваривают от простуды. Пчелы нам дарят липовый мед).
Малы и неказисты И скромно зеленеют, Но осенью их листья И ягоды краснеют.
(Рябина)
Чем полезна рябина? (Ягоды – корм для птиц, из них варят варенье). Варенье какое? (Рябиновое). Есть примета: если много рябины, то зима будет холодной.
Следующая загадка.
Распустила дева косы Возле речки у откоса. И подружкам всем на диво Моет в речке кудри
(Ива)
Ивы любят влажную землю. Деревья эти высокие, раскидистые, веточки длинные, спускаются вниз, даже ствола не видно. Ива зацветает первой и листья сбрасывает первой. Иву никто не пугает. А оно все равно дрожит.
Лесовичое. Можно я загадаю загадку?
Сучки рогатые, Плоды крылатые, А лист — ладошкой, С длинной ножкой.
(Клён)
Какой формы листья у клена?
Из чудесного яичка Вылупляется не птичка - Не скворец, не голубок, А малюсенький дубок!
Воспитатель. С какого дерева эти детки? (С дуба).
Пушистые комочки Расселись на пруточке. Весною зацветает, И Пасху зазывает.
(Верба)
Кто из вас видел, как цветет верба?
(Ответы детей)
Лесовичок. Ребята. Я хочу с вами поиграть. Я раздам вам листочки, а вы найдите с какого они дерева.
Проводится игра «С какой ветки детки».
Проводится физкультминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня в корзинке. (Орехи). А где они растут. (На орешнике).
В лесу на поляне Стоит кудрявый Ваня В зеленом кафтане. Богач невелик,
А орешками наделит.
(Орешник)
Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим лист орешника. Расскажите о нем.
Скажите, пожалуйста. Орешник это дерево или кустарник. (Кустарник).
Какие еще вы знаете кустарники? (Ответы детей).
Воспитатель. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте о каком кустарнике каждая загадка.
Где-то в чаще дремучей, За оградой колючей, У заветного местечка Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки Развешены на ветке.
(Шиповник)
Бусы красные висят Из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи.
(Малина)
Куст с шипами, Ягодки с хвостами В зеленой одежке С полосатой стежкой.
От ягодок — хруст, Что за куст? (Крыжовник)
Что за кустарник ароматный? Ягод вкус его приятный - Висят, как черный виноград, И каждый пробовать их рад!
Давно у вас в саду растет, Свой дом не бросит, не уйдет, Теперь его там родина. Как куст зовут?... (Смородина)
Воспитатель. Живя на даче или в деревне, летом вы ходите в лес. Если в лесу на деревьях хвоя. То это какой лес? (Хвойный). Если на деревьях растут только листья? (Лиственный). Что общего в строении и у деревьев и у кустарников? (Корень). А различия. (У дерева один ствол, а у кустарника несколько, кустарники ниже деревьев).
Лесовичок. А знаете ли вы, как называется лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор). Одни березы? (Березовая роща). Одни дубы? (Дубрава).
Воспитатель. В березовой роще много… (берез). В дубраве… (Дубов). В сосновом бору… (сосен). На липовой аллее растет много… (лип).
Лесовичок. Много вы знаете, но нам пора прощаться. Но я хочу вам рассказать стихотворение.
Лес – наш друг! И не сразу, и не вдруг, Мы узнали: ЛЕС – наш друг. Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа, Без него дышать не сможем И никто нам не поможет. Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай! Обмелеют наши реки, Высохнут они навеки, Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки. Нет без ЛЕСА нам лекарств, На столах не будет яств. Пропадёт тогда планета,
Горько мне писать всё это. А поэтому, друзья, Призываю всех вас я: Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите, Цените каждую травинку И на листике дождинку. Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня. Красота живая – ЛЕС, Пусть растет он до небес!
(Н. Филимоненко)
Лесовичок прощается с детьми и уходит. Дети возвращаются в группу.
|