Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Рябинка» г. Петровск, Саратовская область
Подготовил: Заведующая ДОО Руфова Оксана Владимировна ст. воспитатель Курбатова О.А. Петровск, 2015г.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка…» В.Сухомлинский
Актуальность.
Скачать конспект
Вопрос создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с введением ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
В нашем детском саду создана предметно-пространственная среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Исходя из этого в нашей ДОО был разработан проект «Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»
Цель проекта: разработка модели предметно-пространственной развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия к требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
- Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
- организовать ППРС, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
- создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников;
- содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной ППРС;
- приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Данная работа основывалась на принципах Стандарта
- полифункциональной;
- трансформируемой;
- содержательно-насыщенной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
Были учтены требования Стандарта
- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
- Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: администрация ДОО, педагоги, родители.
Продолжительность проекта: 2014-2015 уч. год.
Обеспечение проекта:
- материально-техническое
- учебно-методическое
- информационное.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- педагогами изучены новые подходы в организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
- организована предметно-пространственная развивающая среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов;
- родители содействуют созданию комфортной предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ.
План реализации проекта
«Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»
Наименование мероприятия Исполнитель Сроки реализации
Подготовительный этап
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна. Заведующий ДОО, старший воспитатель Сентябрь,
2014
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с требованиями ФГОС ДО Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги сентябрь, 2014
Заседание рабочей группы: определение цели и задач проекта. Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги октябрь,
2014
Разработка проекта «Построение предметно-пространственной развивающей среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»
Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц. Ст. воспитатель, рабочая группа октябрь,
2014
Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах. Ст. воспитатель, педагоги ноябрь, 2014
Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности. Ст. воспитатель, педагоги декабрь,
2014
Отбор лучших разработок для внедрения и публикации. Ст. воспитатель, педагоги январь,
2015
Деятельностный этап
Обучающий семинар для педагогов ДОО по теме "Принципы построения развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ" Старший воспитатель октябрь, 2014
Консультации на темы:
- "Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения";
- "Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы";
- «Построение ППРС в соответствии с ФГОС ДО»
- "Организация декоративно-оформительской работы"
Старший воспитатель, В течении года,
Анкетирование педагогов и родителей: изучение их отношения к данной проблеме. Наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности Старший воспитатель январь, 2015
Организация выставки методической литературы, искусствоведческой литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ (фотоматериалов, чертежей, публикаций из журналов по вопросам эстетического оформления помещений) Старший воспитатель февраль, 2015
Семинар-практикум «Роль ППРС ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников» Старший воспитатель Январь, 2015
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий и т.д. Заведующий ДОУ, старший воспитатель, родители В течении года,
Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам
построения развивающей среды педагоги Октябрь, 2014
Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения
задач, обеспечивающих полноценное развитие детей. Педагоги В течении года
Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормами и ФГОС ДО педагоги В течении года
Проведение смотров-конкурсов центров в соответствии с годовым планом работы Заведующий ДОУ, старший воспитатель В течении года
Декоративное оформление коридоров и детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды и стенды достижений. Старший воспитатель, педагоги В течение года
Заключительный этап
Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ Заведующий ДОУ, старший воспитатель июль, 2015
- Итоговая презентация «Построение ППРС в соответствии с ФГОС ДО»
на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах. Старший воспитатель, воспитатели июль, 2015
Обобщение положительного опыта работы. Представление результатов работы. Старший воспитатель август, 2015
В соответствии с планом работы была изучена нормативно-правовая база и методическая литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.
- Приказ Минобразования России от 17. 10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- ФГОС ДО
- Методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО» авт. О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева
- Письмо Минобразования России от 17. 05. 1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17. 06. 2003
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4. 1. 3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15. 05. 2013 № 26
- Годовой план работы ДОО
- Письмо Минобразования России от 17. 05. 1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек").
- Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект).
- Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. — Центр педагогического образования, 2008-96с.
- Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. -УЦ Перспектива, 2011-207с.
- Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. -Учитель, 2013.
- Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. — Детство-Пресс, 2010.
Развитие ребёнка-дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.
Работая в пилотном режиме по реализации ФГОС ДО была разработана модель методической работы по внедрению Стандарта, которая подразделяется на 6 блоков, одним из которых является блок «Материально-техническое обеспечение». Включает в себя создание условий с учётом возрастной и гендерной специфики для успешной реализации Основной общеобразовательной программы ДОО.
Администрацией ДОУ были созданы соответствующие санитарно-гигиенические условия для организации образовательного процесса; своевременное качественное выполнение ремонтных работ; проведён мониторинг оснащения дидактическим оборудованием (составил начало г.81%- конец г.96%) и предметно-пространственной развивающей среды (составил начало г. 70% — конец г. 93%) в соответствии с условиями реализации Программы; приобретена методическая литература в соответствии с ФГОС ДО- составляет на начало г. 73% — конец г. 96% по всем направлениям Программы; имеется доступ для педагогов по использованию электронных образовательных ресурсов.
Организация РППС выстроена с учётом Образовательной программы ДОУ, дополнительных образовательных услуг, использованием интерактивных технологий. Это даёт возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Оборудование помещений ДОУ отвечает требованиям безопасности, эстетически привлекательно и носит развивающий характер. В холле детского сада и приёмных оформлены информационные стенды
РППС обеспечивает доступ к объектам природного характера, побуждает к наблюдениям за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов.
При организации пространства в ДОУ РППС учитывались многофункциональные качества гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, цветовые характеристики (в помещении, оборудования и материалов). Например, в младшем возрасте в основе детской игры лежит предмет, поэтому педагог периодически обновляет среду (вносит игрушки, постройки, материалы и др.).
В старшем возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому педагог перестраивает имеющееся игровое пространство всякий раз по –новому, используя модули, ширмы и тд. Использование данного принципа позволяет ребёнку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть её результаты.
Пространство группы организовано в виде игровых зон /центров/, оснащённых развивающими материалами (книга, игрушки, материалы для творчества и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков/центров/ меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В детском саду функционирует музыкальный зал, который в этом году был приведён в соответствие с учётом требований стандарта
изостудия на 100% соответствует Стандарту как в цветовой гамме, так и в наполняемости пособий.
Кабинет педагога-психолога, логопункт и спортивный зал были частично дооснащены оборудованием:
Игровой центр «Развивайка» предназначен для всестороннего развития личности дошкольника, охватывает все образовательные области Стандарта и на 100% соответствует требованиям:
На территории ДОУ у каждой возрастной группы имеются участки для прогулок и спортивная площадка, которые эстетично оформлены и их наполняемость на 94% соответствует требованиям ФГОС:
Администрацией ДОУ с учётом 5 направлений (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) в этом году было приобретено следующее оборудование: мольберты, музыкальные инструменты, спортинвентарь (мячи, скакалки, обручи, кольцебросы, мягкий модуль в спортивный зал), куклы, все виды транспорта (который используется в качестве пособия и для игр детей), наборы для кухни, кроватки, коляски, материал для опытно-экспериментальной деятельности; мультимедийное оборудование:
Образовательное пространство ДОУ оснащено средствами обучения и воспитания, необходимыми материалами, игровым и спортивным оборудование в соответствии с Образовательной программой ДОУ. Частично некоторые элементы РППС изготовлены в сотворчестве педагогов и родителей и с посильным участием детей, что делает их не менее привлекательными для детей, чем современное оборудование промышленного производства.
Результатом нашей работы за год является выпуск буклетов «ППРС ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
в каждой возрастной группе имеется паспорт РППС группы и участка; выпущена брошюра, с обобщением опыта работы в данном направлении.
Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственая среда в нашем ДОУ обеспечила реализацию в полной мере образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста; способствовала сохранению и укреплению здоровья воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития. Была реализована двигательная активность детей, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, реализована образовательная программа ДОУ. Все элементы РППС имеют единый эстетический стиль, обеспечивая комфортную и уютную обстановку для детей.
|