Руфова Оксана Владимировна. Обобщение опыта работы «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»

Обобщение опыта работы «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Рябинка» г. Петровск, Саратовская область

Подготовил: Заведующая ДОО Руфова Оксана Владимировна ст. воспитатель Курбатова О.А. Петровск, 2015г.

«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка…»
В.Сухомлинский

Актуальность.

 

Скачать конспект

Вопрос создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с введением ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

В нашем детском саду создана предметно-пространственная среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Исходя из этого в нашей ДОО был разработан проект «Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»

Цель проекта: разработка модели предметно-пространственной развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия к требованиям ФГОС ДО.

Задачи:

  • Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
  • организовать ППРС, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников;
  • содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной ППРС;
  • приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Данная работа основывалась на принципах Стандарта

  • полифункциональной;
  • трансформируемой;
  • содержательно-насыщенной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной.

Были учтены требования Стандарта

  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
  • Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: администрация ДОО, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: 2014-2015 уч. год.

Обеспечение проекта:

  • материально-техническое
  • учебно-методическое

- информационное.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. педагогами изучены новые подходы в организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
  2. организована предметно-пространственная развивающая среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов;
  3. родители содействуют созданию комфортной предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ.

План реализации проекта

«Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»

Наименование мероприятия Исполнитель Сроки реализации

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна. Заведующий ДОО, старший воспитатель Сентябрь,

2014

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с требованиями ФГОС ДО Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги сентябрь, 2014

Заседание рабочей группы: определение цели и задач проекта. Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги октябрь,

2014

Разработка проекта «Построение предметно-пространственной развивающей среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»

Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц. Ст. воспитатель, рабочая группа октябрь,

2014

Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах. Ст. воспитатель, педагоги ноябрь, 2014

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности. Ст. воспитатель, педагоги декабрь,

2014

Отбор лучших разработок для внедрения и публикации. Ст. воспитатель, педагоги январь,

2015

Деятельностный этап

Обучающий семинар для педагогов ДОО по теме "Принципы построения развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ" Старший воспитатель октябрь, 2014

Консультации на темы:

  • "Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения";
  • "Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы";
  • «Построение ППРС в соответствии с ФГОС ДО»
  • "Организация декоративно-оформительской работы"

Старший воспитатель, В течении года,

Анкетирование педагогов и родителей: изучение их отношения к данной проблеме. Наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности Старший воспитатель январь, 2015

Организация выставки методической литературы, искусствоведческой литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ (фотоматериалов, чертежей, публикаций из журналов по вопросам эстетического оформления помещений) Старший воспитатель февраль, 2015

Семинар-практикум «Роль ППРС ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников» Старший воспитатель Январь, 2015

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий и т.д. Заведующий ДОУ, старший воспитатель, родители В течении года,

Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам

построения развивающей среды педагоги Октябрь, 2014

Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения

задач, обеспечивающих полноценное развитие детей. Педагоги В течении года

Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормами и ФГОС ДО педагоги В течении года

Проведение смотров-конкурсов центров в соответствии с годовым планом работы Заведующий ДОУ, старший воспитатель В течении года

Декоративное оформление коридоров и детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды и стенды достижений. Старший воспитатель, педагоги В течение года

Заключительный этап

Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ Заведующий ДОУ, старший воспитатель июль, 2015

  • Итоговая презентация «Построение ППРС в соответствии с ФГОС ДО»

на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах. Старший воспитатель, воспитатели июль, 2015

Обобщение положительного опыта работы. Представление результатов работы. Старший воспитатель август, 2015

В соответствии с планом работы была изучена нормативно-правовая база и методическая литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.
  2. Приказ Минобразования России от 17. 10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. ФГОС ДО
  4. Методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО» авт. О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева
  5. Письмо Минобразования России от 17. 05. 1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
  6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17. 06. 2003
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4. 1. 3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15. 05. 2013 № 26
  8. Годовой план работы ДОО
  9. Письмо Минобразования России от 17. 05. 1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек").
  10. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект).
  11. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. — Центр педагогического образования, 2008-96с.
  12. Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. -УЦ Перспектива, 2011-207с.
  13. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. -Учитель, 2013.
  14. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. — Детство-Пресс, 2010.

Развитие ребёнка-дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Работая в пилотном режиме по реализации ФГОС ДО была разработана модель методической работы по внедрению Стандарта, которая подразделяется на 6 блоков, одним из которых является блок «Материально-техническое обеспечение». Включает в себя создание условий с учётом возрастной и гендерной специфики для успешной реализации Основной общеобразовательной программы ДОО.

Администрацией ДОУ были созданы соответствующие санитарно-гигиенические условия для организации образовательного процесса; своевременное качественное выполнение ремонтных работ; проведён мониторинг оснащения дидактическим оборудованием (составил начало г.81%- конец г.96%) и предметно-пространственной развивающей среды (составил начало г. 70% — конец г. 93%) в соответствии с условиями реализации Программы; приобретена методическая литература в соответствии с ФГОС ДО- составляет на начало г. 73% — конец г. 96% по всем направлениям Программы; имеется доступ для педагогов по использованию электронных образовательных ресурсов.

Организация РППС выстроена с учётом Образовательной программы ДОУ, дополнительных образовательных услуг, использованием интерактивных технологий. Это даёт возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Оборудование помещений ДОУ отвечает требованиям безопасности, эстетически привлекательно и носит развивающий характер. В холле детского сада и приёмных оформлены информационные стенды

РППС обеспечивает доступ к объектам природного характера, побуждает к наблюдениям за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов.

При организации пространства в ДОУ РППС учитывались многофункциональные качества гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, цветовые характеристики (в помещении, оборудования и материалов). Например, в младшем возрасте в основе детской игры лежит предмет, поэтому педагог периодически обновляет среду (вносит игрушки, постройки, материалы и др.).

В старшем возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому педагог перестраивает имеющееся игровое пространство всякий раз по –новому, используя модули, ширмы и тд. Использование данного принципа позволяет ребёнку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть её результаты.

Пространство группы организовано в виде игровых зон /центров/, оснащённых развивающими материалами (книга, игрушки, материалы для творчества и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков/центров/ меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В детском саду функционирует музыкальный зал, который в этом году был приведён в соответствие с учётом требований стандарта

изостудия на 100% соответствует Стандарту как в цветовой гамме, так и в наполняемости пособий.

Кабинет педагога-психолога, логопункт и спортивный зал были частично дооснащены оборудованием:

Игровой центр «Развивайка» предназначен для всестороннего развития личности дошкольника, охватывает все образовательные области Стандарта и на 100% соответствует требованиям:

На территории ДОУ у каждой возрастной группы имеются участки для прогулок и спортивная площадка, которые эстетично оформлены и их наполняемость на 94% соответствует требованиям ФГОС:

Администрацией ДОУ с учётом 5 направлений (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) в этом году было приобретено следующее оборудование: мольберты, музыкальные инструменты, спортинвентарь (мячи, скакалки, обручи, кольцебросы, мягкий модуль в спортивный зал), куклы, все виды транспорта (который используется в качестве пособия и для игр детей), наборы для кухни, кроватки, коляски, материал для опытно-экспериментальной деятельности; мультимедийное оборудование:

Образовательное пространство ДОУ оснащено средствами обучения и воспитания, необходимыми материалами, игровым и спортивным оборудование в соответствии с Образовательной программой ДОУ. Частично некоторые элементы РППС изготовлены в сотворчестве педагогов и родителей и с посильным участием детей, что делает их не менее привлекательными для детей, чем современное оборудование промышленного производства.

Результатом нашей работы за год является выпуск буклетов «ППРС ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

в каждой возрастной группе имеется паспорт РППС группы и участка; выпущена брошюра, с обобщением опыта работы в данном направлении.

Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственая среда в нашем ДОУ обеспечила реализацию в полной мере образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста; способствовала сохранению и укреплению здоровья воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития. Была реализована двигательная активность детей, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, реализована образовательная программа ДОУ. Все элементы РППС имеют единый эстетический стиль, обеспечивая комфортную и уютную обстановку для детей.

Просмотров: 716
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Погодаева Ольга Анатольевна.. «Организация развивающей предметно – пространственной среды (центров детской деятельности) в ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»
  • Низсковских Светлана. Организация развивающей предметно- пространственной среды в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС
  • Мельникова Людмила Идрисовна. «Создание развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группы в соответствии с ФГОС ДО»
  • Сальникова Наталия Алексеевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС дошкольного образования
  • Исупова А.В., Настенкова А.В, Литвинова Ю.А.. Семинар на тему: «МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»
  • Пикулева Елена Васильевна. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
  • Подпрятова Ольга Владимировна. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Зырянова Ксения Сергеевна. Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС
  • Кузьмина Татьяна Алексеевна. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ (ФГОС ДО)
  • Иксанова Татьяна Вячеславовна, Молева Оксана Владимировна, Зарубина Наталья Вячеславовна, Тропникова Юлия Игоревна. Опыт создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии c ФГОС ДО посредством нетрадиционных материалов
  • Иванова Елена Евгеньевна. Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО
  • Рыжкова Екатерина Сергеевна. Использование инновационных технологий для организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО
  • Полосухина Екатерина Владимировна. «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО»
  • Тарасова Лариса Анатольевна. Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Богданова Анастасия Валерьевна. Рекомендации педагогам на тему «Создание предметно-развивающей среды во всех возрастных группах ДОУ в соответствии с ФГОС»
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Додонова Кристина Юрьевна. Роль предметно-пространственной развивающей среды в развитии ребенка в условиях введения ФГОС ДО 'Портрет выпускника детского сада'
  • Яркова Любовь Мухаметовна. Построение предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС
  • Костова Марина Александровна. Индивидуализация предметно-развивающей среды ДОУ как механизм реализации ФГОС ДО
  • Ничепорчук Татьяна Петровна, Шевлякова Елена Иосифовна. Создание развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета в контексте ФГОС ДО «МОЙ ПОМОЩНИК – КАБИНЕТ»
  • Кашкарёва Татьяна Павловна. СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Тищенко Ирина Васильевна. ПРОЕКТ «Создание предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
  • Гребнева Г.В.. Организация предметно-развивающей среды ДО в связи с введением ФГОС
  • Галина Томчик. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС.
  • Романова Ольга Валерьевна. Построение развивающей предметно-пространственной среды, направленной на формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Низсковских Светлана. Проектирование и построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
  • Таушева Клариса Сагабетдиновна. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь