М.А. Костова, воспитатель МБДОУ №104, г.Томск
Каждый ребенок по своему уникален, имеет свой собственный путь развития. Поэтому для обучения и развития детей в дошкольном учреждении очень важно создавать условия для проявления индивидуальности каждого ребенка.
В условиях ФГОС дошкольное образование переходит на личностно — ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми. Одной из самых основных задач является задача индивидуализации образования. Индивидуализация подразумевает создание благоприятных, комфортных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития инициативы, самостоятельности, развитие творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Поэтому особую важность представляет среда, в которой находится ребенок.
Предметно — развивающая среда группы организована так, что каждый ребенок может заниматься любимым делом. Для учета индивидуальных особенностей детей педагог создает, а также регулярно обновляет, преобразовывает предметно-пространственную среду. Очень важно учитывать характер детей, их темперамент, подвижность, познавательные интересы, увлеченность.
Для качественной организации предметно — развивающей среды учитываем ряд принципов.
Принцип доступности — свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, настольным играм, материалам и пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. По желанию ребенок может воспользоваться всем необходимым, для реализации своих планов, идей и замыслов. Доступность всех помещений детского сада, где осуществляется образовательный процесс.
Принцип безопасности подразумевает обеспечение безопасности при использовании оборудования, детской мебели. Вся мебель должна быть закреплена и быть удобной в использовании.
Вариативность развивающей среды обеспечивает свободный выбор детей и их сменяемость в различных видах деятельности.
Насыщенность — отражает соответствие содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям детей.
Особую роль в развитии каждого ребенка играет его семья. Все нормативно-правовые документы ориентируют на сотрудничество с родителями при реализации программы, создание условий для полноценного развития ребенка. Именно поэтому в нашей группе был создан детско -родительский клуб. В клубе совместно с детьми и родителями проводятся мастер-классы. Это творческая мастерская, где детей и родителей объединяет общая цель — создание своего собственного шедевра. Тематические мастер -классы проводятся ежемесячно. Тему мастер -класса выбираем совместно с детьми, ориентируясь на их интересы и желания.
Например в этом году были проведены следующие мастер -классы: весенний цветок (техника свит -дизайн), подарок своми руками "Осенний гриб" (техника "папье — маше"), новогодние мастер -классы (символ года, новогодний фонарик) и др. После завершения мастер — класса украшаем центр творческого развития готовыми работами. Каждая семейная работа занимает свое особое почетное место. Родители и дети нашей группы сплотились между собой, стали непосредственными участниками образовательного процесса. Данная работа показала, что сотрудничество с семьями воспитанников не только обогащает предметно — развивающую среду, но и служит активным регулятором детско — родительских отношений.
Родители стали активными участниками образовательных проектов, проводимых в группе, не зависимо от того, какая деятельность в них доминирует. Основным принципом стал — принцип открытости для каждого родителя (предоставлена возможность знать и видеть, как развивается его ребенок).
За круглым столом совместно с родителями мы обсудили всю важность предметно — развивающей среды для дошкольника. Влияние ее на интеллектуальный уровень развития детей. Родители в свою очередь очень заинтересовались и многие из них являются нашими постоянными помощниками и даже инициаторами преобразования развивающей среды в группе. Вещи, созданные родителями и детьми будут составлять для детей особую ценность.
Поэтому, на следующем этапе мы будем продолжать поиск новых форм сотрудничества с семьями воспитанников, способствующих обогащению и развитию предметно — развивающей среды, а также вовлечению родителей в образовательный процесс.
Используемая литература:
- Дыбина О.В., Пенькова Л.А, Рахманова Н.П. Моделирование развивающей предметно -пространственной среды в детском саду., М:ТЦ, 2015. Сфера
- Нищева Н.В. Предметно -пространственная среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Нищева. — Спб.,"ДЕТСТВО -ПРЕСС", 2006-128с., ил.
- http://www. maam. ru/detskijsad/tematicheskie-podarki-v-tehnike-svit-dizain. html
|