Детское художественное экспериментирование, как средство развития творческих способностей дошкольников
«Детское экспериментирование- истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства без особой помощи взрослого и даже вопреки его запретам». (Н. Н. Подъяков)
Пожалуйста, обратите внимание на ключевые понятия темы:
- детское художественное экспериментирование – экспериментирование ребенка с различными художественными материалами, средствами художественной выразительности и способами (техниками) создания образа, которое предваряет целенаправленное обучение и тем самым обеспечивает приобретение позитивного опыта собственных «открытий» и ошибок» (И. А. Лыкова)
- творческие способности – это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Развитие детских творческих способностей – один из важных вопросов современной педагогики, он определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческого осмысления окружающего мира, самостоятельности и активности в познании. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Следовательно, простое накопление знаний не может быть целью деятельности, а значит, перед сегодняшними дошкольниками растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами — это качества, которые основываются на базе детского творчества.
Скачать конспект
Самым доступным вариантом для проявления творчества в детском возрасте является художественно-продуктивная деятельность. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры. Дети рисуют карандашами, красками, восковыми мелками, лепят из пластилина глины, соленого теста, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным и эффективным способом освоения окружающего мира.
Но еще более мощный развивающий потенциал получает данное направление в сочетании изобразительной деятельности и художественного экспериментирования.
Технологию детского художественного экспериментирования часто путают с изодеятельностью на основе применения нетрадиционных техник. Действительно, есть определенное сходство: сочетание разных изобразительных техник и приемов в одной работе (как традиционных, так и нетрадиционных), богатое разнообразие материалов, инструментов, способов для передачи образа.
Но, все же имеется существенное отличие:
- совместное обсуждение, в ходе которого дети придут к самостоятельному «открытию».
Впервые об элементах этой технологии я узнала насколько лет назад, когда мне на глаза попалась статья про организацию работы в одном из детских садов г. Ярославля. Одна из основных идей их программы — индивидуализация опыта. Один из моментов показался мне интересен: для изображения детям предлагается конкретный несложный образ (например: яблоко), в процессе обследования они выявляют его свойства: цвет, форма, запах, величину и т.п., а процессе передачи образа руководствуются собственными предпочтениями: каждый выбирает приемлемый для себя способ (рисование, лепка, аппликация).
Немного позже познакомилась с работами Лыковой Ирины Александровны, которая считается основателем таких направлений как, художественно-творческое экспериментирование и детский дизайн. Она же является автором программы «Цветные ладошки» и многочисленных методических пособий.
Данное направление меня заинтересовало, я решила, что буду применять его в работе.
Определила цель и задачи собственной деятельности:
Цель: использование элементов художественного экспериментирования для развития творческих способностей дошкольников в процессе художественно-продуктивной деятельности.
Задачи:
- развивать интерес детей к экспериментированию с материалами и техниками изодеятельности
- поддерживать проявления инициативы, творческой активности и самостоятельности
- помогать детям выявлять свойства и качества материалов, сравнивать их и изображаемым объектом
- способствовать накоплению детьми творческого «багажа» и практического опыта
- повышать информированность родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников.
Практическую реализацию поставленных задач начала с создания предметно-пространственной развивающей среды. В этот процесс активно включились мои воспитанники и их родители. В результате в группе был создан и оснащен мини-центр «Творческая лаборатория».
Далее разработала методическое сопровождение процесса: подобрала необходимые пособия, составила календарно-тематическое планирование регламентированной деятельности по художественно-эстетическому развитию на основе программы «Цветные ладошки», подобрала диагностический инструментарий.
В процессе разработки НОД придерживаюсь алгоритма организации ситуаций проблемного взаимодействия взрослого и детей на основе детского художественного экспериментирования:
1. Вводная часть. В её содержание включаю:
- социоигры, позволяющие создать положительную эмоциональную атмосферу
- сюрпризные моменты для возникновения интереса к предстоящей деятельности
- демонстрацию нового оборудования, инструментов и художественных материалов.
Следующим шагом формулирую проблемно-поисковую ситуацию на основе проблемных вопросов (Куда-то исчезли все карандаши и кисти? Чем же мы будем теперь рисовать?). Иногда использую прием показа вариативных образцов, выполненных в разных художественных техниках (Как получилось пушистое облако? Как можно придать объём листочку?) и т. д.
2. Основная часть – совместное обсуждение проблемы, поиск решения, организация художественного экспериментирования. На этом этапе использую различные виды художественного экспериментирования.
- экспериментирование с цветом. Дети с активно смешивают цвета, высветляют, затемняют исходный цвет для получения нужного оттенка. Особый интерес вызывает смешение цветов пластилина. В результате дети приходят к пониманию механизмов получения нужного цвета, кроме того, получают представления о цветовой гармонии
- экспериментирование с материалами, их свойствами. Ассортимент художественных материалов на сегодняшний день огромен. Одних только видов бумаги можно насчитать не один десяток, а еще новые материалы: фоамиран, фетр, сезаль, плюс ко всему природный и бросовый материал, и др. Мы сравниваем различные материалы, выявляем их особенности, соотносим их свойства с изображаемым объектом и выбираем наиболее подходящий
- в процессе экспериментирования с инструментами и способами их применения мы с ребятами приходим к выводу, что рисовать можно не только карандашом и кистью, что деталь аппликации можно не только вырезать, но и оборвать по контуру, и т.п. Оказывается, любой хорошо знакомый нам предмет может стать инструментом для рисования. Этот момент особо интересен детям, у нас даже появилась любимая забава — игра «Следопыты».
- экспериментируя с художественными эффектами знакомимся с различной фактурой материала, что помогает добиваться большей выразительности. Очень понравились детям способы создания фоновых текстур с использованием полиэтиленовой пленки, малярной ленты, кусочков ковролина.
3. Заключительная часть. Подводя итог, обсуждаем, что получилось легко, а в чем были затруднения, отмечаем наиболее удачные решения. Повторяем основное правило экспериментирования: неудачное решение – это тоже положительный опыт. На этом же этапе мы организуем выставку готовых работ.
Организация деятельности в данном направлении способствовала проявлению и развитию у детей устойчивых интересов к разным видам художественной деятельности, формированию таких качеств, как, богатое воображение, гибкость и нестандартность мышления, творческая активность и самостоятельность, умение видеть то, чего не замечают другие, созидательное отношение к окружающему миру.
Для оценки творческого потенциала использовала экспресс-метод, составленный Джозефом С. Рензулли и Робертом К. Хартманом. Положительная динамика в развитии творческих способностей подтверждает эффективность технологии художественного экспериментирования.
Реализация данной технологии на практике, творческое осмысление её содержания, приемов и методов, а также наблюдение за воспитанниками в процессе деятельности позволили мне сформулировать определенные выводы:
- технология художественного экспериментирования заслуживает внимания педагогов
- способна заинтересовать как детей, так и взрослых
- может служить средством развития творческих способностей дошкольников
- доступна в применении, не требует значительных затрат (материальных, временных, физических)
- представляет богатые возможности для создания интересных, необычных, ярких творческих работ
- помогает испытать яркие эмоции, почувствовать моральное удовлетворение, ощутить успех.
|