Миронова Лилия Ридвановна. Детское художественное экспериментирование, как средство развития творческих способностей дошкольников

Детское художественное экспериментирование, как средство развития творческих способностей дошкольниковДетское художественное экспериментирование, как средство развития творческих способностей дошкольников

«Детское экспериментирование- истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства без особой помощи взрослого и даже вопреки его запретам».
(Н. Н. Подъяков)

Пожалуйста, обратите внимание на ключевые понятия темы:

  • детское художественное экспериментирование – экспериментирование ребенка с различными художественными материалами, средствами художественной выразительности и способами (техниками) создания образа, которое предваряет целенаправленное обучение и тем самым обеспечивает приобретение позитивного опыта собственных «открытий» и ошибок» (И. А. Лыкова)
  • творческие способности – это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Развитие детских творческих способностей – один из важных вопросов современной педагогики, он определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческого осмысления окружающего мира, самостоятельности и активности в познании. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Следовательно, простое накопление знаний не может быть целью деятельности, а значит, перед сегодняшними дошкольниками растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами — это качества, которые основываются на базе детского творчества.

 

Скачать конспект

Самым доступным вариантом для проявления творчества в детском возрасте является художественно-продуктивная деятельность. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры. Дети рисуют карандашами, красками, восковыми мелками, лепят из пластилина глины, соленого теста, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным и эффективным способом освоения окружающего мира.

Но еще более мощный развивающий потенциал получает данное направление в сочетании изобразительной деятельности и художественного экспериментирования.

Технологию детского художественного экспериментирования часто путают с изодеятельностью на основе применения нетрадиционных техник. Действительно, есть определенное сходство: сочетание разных изобразительных техник и приемов в одной работе (как традиционных, так и нетрадиционных), богатое разнообразие материалов, инструментов, способов для передачи образа.

Но, все же имеется существенное отличие:

- совместное обсуждение, в ходе которого дети придут к самостоятельному «открытию».

Впервые об элементах этой технологии я узнала насколько лет назад, когда мне на глаза попалась статья про организацию работы в одном из детских садов г. Ярославля. Одна из основных идей их программы — индивидуализация опыта. Один из моментов показался мне интересен: для изображения детям предлагается конкретный несложный образ (например: яблоко), в процессе обследования они выявляют его свойства: цвет, форма, запах, величину и т.п., а процессе передачи образа руководствуются собственными предпочтениями: каждый выбирает приемлемый для себя способ (рисование, лепка, аппликация).

Немного позже познакомилась с работами Лыковой Ирины Александровны, которая считается основателем таких направлений как, художественно-творческое экспериментирование и детский дизайн. Она же является автором программы «Цветные ладошки» и многочисленных методических пособий.

Данное направление меня заинтересовало, я решила, что буду применять его в работе.

Определила цель и задачи собственной деятельности:

Цель: использование элементов художественного экспериментирования для развития творческих способностей дошкольников в процессе художественно-продуктивной деятельности.

Задачи:

  • развивать интерес детей к экспериментированию с материалами и техниками изодеятельности
  • поддерживать проявления инициативы, творческой активности и самостоятельности
  • помогать детям выявлять свойства и качества материалов, сравнивать их и изображаемым объектом
  • способствовать накоплению детьми творческого «багажа» и практического опыта
  • повышать информированность родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников.

Практическую реализацию поставленных задач начала с создания предметно-пространственной развивающей среды. В этот процесс активно включились мои воспитанники и их родители. В результате в группе был создан и оснащен мини-центр «Творческая лаборатория».

Далее разработала методическое сопровождение процесса: подобрала необходимые пособия, составила календарно-тематическое планирование регламентированной деятельности по художественно-эстетическому развитию на основе программы «Цветные ладошки», подобрала диагностический инструментарий.

В процессе разработки НОД придерживаюсь алгоритма организации ситуаций проблемного взаимодействия взрослого и детей на основе детского художественного экспериментирования:

1. Вводная часть. В её содержание включаю:

  • социоигры, позволяющие создать положительную эмоциональную атмосферу
  • сюрпризные моменты для возникновения интереса к предстоящей деятельности
  • демонстрацию нового оборудования, инструментов и художественных материалов.

Следующим шагом формулирую проблемно-поисковую ситуацию на основе проблемных вопросов (Куда-то исчезли все карандаши и кисти? Чем же мы будем теперь рисовать?). Иногда использую прием показа вариативных образцов, выполненных в разных художественных техниках (Как получилось пушистое облако? Как можно придать объём листочку?) и т. д.

2. Основная часть – совместное обсуждение проблемы, поиск решения, организация художественного экспериментирования. На этом этапе использую различные виды художественного экспериментирования.

  • экспериментирование с цветом. Дети с активно смешивают цвета, высветляют, затемняют исходный цвет для получения нужного оттенка. Особый интерес вызывает смешение цветов пластилина. В результате дети приходят к пониманию механизмов получения нужного цвета, кроме того, получают представления о цветовой гармонии
  • экспериментирование с материалами, их свойствами. Ассортимент художественных материалов на сегодняшний день огромен. Одних только видов бумаги можно насчитать не один десяток, а еще новые материалы: фоамиран, фетр, сезаль, плюс ко всему природный и бросовый материал, и др. Мы сравниваем различные материалы, выявляем их особенности, соотносим их свойства с изображаемым объектом и выбираем наиболее подходящий
  • в процессе экспериментирования с инструментами и способами их применения мы с ребятами приходим к выводу, что рисовать можно не только карандашом и кистью, что деталь аппликации можно не только вырезать, но и оборвать по контуру, и т.п. Оказывается, любой хорошо знакомый нам предмет может стать инструментом для рисования. Этот момент особо интересен детям, у нас даже появилась любимая забава — игра «Следопыты».
  • экспериментируя с художественными эффектами знакомимся с различной фактурой материала, что помогает добиваться большей выразительности. Очень понравились детям способы создания фоновых текстур с использованием полиэтиленовой пленки, малярной ленты, кусочков ковролина.

3. Заключительная часть. Подводя итог, обсуждаем, что получилось легко, а в чем были затруднения, отмечаем наиболее удачные решения. Повторяем основное правило экспериментирования: неудачное решение – это тоже положительный опыт. На этом же этапе мы организуем выставку готовых работ.

Организация деятельности в данном направлении способствовала проявлению и развитию у детей устойчивых интересов к разным видам художественной деятельности, формированию таких качеств, как, богатое воображение, гибкость и нестандартность мышления, творческая активность и самостоятельность, умение видеть то, чего не замечают другие, созидательное отношение к окружающему миру.

Для оценки творческого потенциала использовала экспресс-метод, составленный Джозефом С. Рензулли и Робертом К. Хартманом. Положительная динамика в развитии творческих способностей подтверждает эффективность технологии художественного экспериментирования.

Реализация данной технологии на практике, творческое осмысление её содержания, приемов и методов, а также наблюдение за воспитанниками в процессе деятельности позволили мне сформулировать определенные выводы:

  • технология художественного экспериментирования заслуживает внимания педагогов
  • способна заинтересовать как детей, так и взрослых
  • может служить средством развития творческих способностей дошкольников
  • доступна в применении, не требует значительных затрат (материальных, временных, физических)
  • представляет богатые возможности для создания интересных, необычных, ярких творческих работ
  • помогает испытать яркие эмоции, почувствовать моральное удовлетворение, ощутить успех.
Просмотров: 739
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Бальцерова Елена Анатольевна. Мастер класс по художественно – эстетическому развитию «Развитие творческих способностей с применением поли-художественного подхода, который называется «Путешествие в мир детства»
  • Зыкова Елена Николаевна. Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Сухорослова Анна Николаевна. Сказкатерапия, как один из методов развития творческих способностей посредством театральной деятельности
  • Чеглокова Любовь Владимировна. Развитие художественно творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования
  • Алекинова Ольга Владимировна. Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания учебно-дидактического материала
  • Смолина Ольга Валентиновна. МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности, посредством применением нетрадиционных методов и приёмов рисования».
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Иванова Елена. Организация и осуществление процесса развития замысла в изобразительной деятельности у младших дошкольников с использованием художественного слова.
  • Титова Наталья Александровна. Развитие художественно — творческих способностей в продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
  • Чубрикова Татьяна Николаевна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
  • Шамонова Кристина Юрьевна. Нетрадиционные методы изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии творческих способностей детей в ДОУ
  • Калицкая Елена Николаевна. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
  • Бутюгина Оксана Александровна. Мастер — класс для родителей «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗО деятельности»
  • Ольга Кочергина. Проектная деятельность как средство развития исследовательских и творческих способностей старших дошкольников
  • Гришук Ирина Васильевна. «Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы в развитии художественного творчества у дошкольников»
  • Ведениктова Ирина Александровна. Проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников»
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Михайленко Светлана Александровна. Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Никифорова Елена Петровна. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ
  • Аркатова Татьяна Валентиновна. Конспект занятия по развитию творческих способностей в продуктивной деятельности младших дошкольников «Как помирились овощи и фрукты»
  • Орлова Светлана Валерьевна. ОПЫТ РАБОТЫ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Дергунова Виктория Александровна. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Сехина Ольга Константиновна. Реализация программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами музейной педагогики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь