Дмитриева Светлана Николаевна. Разработка развивающей предметно-пространственной среды в группе: область «физическое развитие»

Разработка развивающей предметно-пространственной среды в группе: область «физическое развитие»

Дмитриева С.Н., инструктор по физической культуре МБДОУ «ДСКВ №37», г. Братск

Вопрос создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды. Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривается как стандарт требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, в том числе требованиям к предметно-развивающей среде. Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

При переходе от ФГТ к ФГОС отличительной чертой в создании предметно-развивающей среды должно являться:

  • содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности
  • гибкость игрового пространства
  • полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей)
  • вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей
  • периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

С этой целью педагогами нашей творческой группы началась работа над проектом. Ценностно-ориентационный этап помог определиться нашей творческой группе с актуальностью проблемы по совершенствованию предметно-пространственной развивающей среды в групповых помещениях ДОУ в области «Физическое развитие» на одном из первых заседаний. Определив актуальность проблемы, мы познакомились с инновационным опытом работы других дошкольных образовательных учреждений по созданию развивающей среды в групповых помещениях в области «Физическое развитие». Целью второго этапа был анализ проблемы, определение источников информации, постановки задач проекта и распределение обязанностей в группе. Поэтому мы приступили к изучению нормативно-правовой базы проекта: познакомились с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.; с Приказом Минобразования России от 17. 10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; с Письмом Минобразования России от 17. 05. 1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»; с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Затем составили план работы. На этом этапе разработали методику проведения самоанализа состояния предметно-развивающей среды в группах и распределили практические задания для каждого участника группы. Третий этап нашей работы был направлен на уточнение информации и планов деятельности. С этой целью был проведен семинар-практикум для воспитателей «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ условиях ФГОС ДО (область «Физическое развитие»); консультация для воспитателей «Цвет на службе здоровья» помогла определиться с цветовой гаммой будущего спортивного уголка и пособий; рекомендации для родителей «Спортивный уголок дома» помогли привлечь внимание родителей к главной проблеме проекта. На данном этапе проходило составление эскизов спортивного уголка в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Педагоги творческой группы выявили особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и разработали рекомендации по оснащению необходимого оборудования в игровых центрах. На четвертом этапе проекта проходила основная часть работы, направленная на его реализацию. Была проведена работа с родителями, направленная на привлечение материальных средств для реализации проекта, осуществлен заказ мебельной фирме на изготовление спортивного уголка. Параллельно шла работа по наполняемости оборудованием и пособиями в группе, где уголок уже был изготовлен до реализации проекта. Оценочно-рефлексивный этап прошел на заседании творческой группы в коллективном анализе проекта. Были подведены итоги работы, отмечены успехи и неудачные моменты в реализации задуманного. Был выполнен фотоотчет о проделанной работе. В рамках презентативного этапа была проведена защита проекта на педагогическом совете, также были определены перспективы работы по данному направлению.

Проведенная нами работа позволила разнообразить материальное оснащение группы. Также, реализация проектирования предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС в области «Физическое развитие» помогла сделать группы привлекательными для детей. Подобная организация пространства создала возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности по физическому развитию. Стоит отметить, что развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ по «Физическому развитию», а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Список использованной литературы.

  1. Красношлык З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / З. П. Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-34.
  2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / О.Р. Алиева, О.А. Карабанова, Э.Ф Радионова и др. // Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
Просмотров: 549
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Низсковских Светлана. Организация развивающей предметно- пространственной среды в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС
  • Погодаева Ольга Анатольевна.. «Организация развивающей предметно – пространственной среды (центров детской деятельности) в ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»
  • Сальникова Наталия Алексеевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС дошкольного образования
  • Пикулева Елена Васильевна. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
  • Руфова Оксана Владимировна. Обобщение опыта работы «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»
  • Мельникова Людмила Идрисовна. «Создание развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группы в соответствии с ФГОС ДО»
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Исупова А.В., Настенкова А.В, Литвинова Ю.А.. Семинар на тему: «МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»
  • Зырянова Ксения Сергеевна. Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС
  • Кузьмина Татьяна Алексеевна. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ (ФГОС ДО)
  • Таушева Клариса Сагабетдиновна. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Иванова Елена Евгеньевна. Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО
  • Кашкарёва Татьяна Павловна. СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Полосухина Екатерина Владимировна. «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО»
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Рыжкова Екатерина Сергеевна. Использование инновационных технологий для организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО
  • Холоша Лилия Дмитриевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
  • Иксанова Татьяна Вячеславовна, Молева Оксана Владимировна, Зарубина Наталья Вячеславовна, Тропникова Юлия Игоревна. Опыт создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии c ФГОС ДО посредством нетрадиционных материалов
  • Неверова Татьяна Евгеньевна. Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
  • Тарасова Лариса Анатольевна. Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
  • Подпрятова Ольга Владимировна. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Корниенко Елена Викторовна. Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении»
  • Богданова Анастасия Валерьевна. Рекомендации педагогам на тему «Создание предметно-развивающей среды во всех возрастных группах ДОУ в соответствии с ФГОС»
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Додонова Кристина Юрьевна. Роль предметно-пространственной развивающей среды в развитии ребенка в условиях введения ФГОС ДО 'Портрет выпускника детского сада'
  • Скобелева Евгения Сергеевна Макаревская Людмила Александровна. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе
  • Мальцева Галина Рудольфовна. Выступление на институциональном конкурсе 'Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе «Ромашки» №12'
  • Семенова Ольга Евгеньевна. «Обогащение предметно-пространственной развивающей среды посредством вовлечения родителей в образовательный процесс»
  • Малахова Екатерина Александровна. Инновационный подход к созданию предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе
  • Низсковских Светлана. Проектирование и построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОО



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь