о/о «Социально-коммуникативное развитие»
Разработал: Педагог-психолог I квалификационной категории Данилова С. А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин Чувашской Республики Ядрин, 2021 г.
Цель: актуализировать знания детей в области эмоций и чувств.
Задачи:
- закрепить полученные знания об основных эмоциях
- развивать способности различать эмоциональные состояния человека по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику
- воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам окружающих людей.
Предварительная работа: беседы о чувствах и эмоциях; рассматривание иллюстраций «Наши чувства и эмоции»; организация и проведение настольно-печатных игр «Эмоции», «Зоопарк настроений», «Театр настроения»; отгадывание загадок о чувствах и эмоциях человека; чтение Алябьевой Е. А. «Эмоциональные сказки»; прослушивание музыкальных произведений (П. И. Чайковский — «Полька», «Осенняя песня», «Баба-яга», «Сладкая греза»; Ф. Бургмюллер «Баллада» и др.).
Педагогические методы и приемы:
- наглядный метод: рассматривание картин
- словесный метод: беседа, вопросы
- игровой метод: игра «Доброе и злое лицо», игра «Война — праздник», физкультминутка «Дружба»
- практический метод: работа с планшетом «геоборд», работа с планшетом для рисования песком.
Оборудование: мольберт, магниты, музыкальный центр, аудиозапись песни «Цветет сирень в начале мая» (сл. и муз. С. Малышко).
Демонстрационный материал: пиктограммы (доброе и злое лицо).
Раздаточный материал: картины с изображением разных эмоций (радость, грусть, гнев, удивление, испуг, спокойствие), набор из 6 пиктограмм (радость, грусть, гнев, удивление, испуг, спокойствие), 2 картины ( «война» и «праздник»),
планшет «геоборд» с резинками, схема «Сирень Победы», планшет для рисования песком, «волшебная шкатулка» (камешки, бусины, фасоль, перья и т.д.), влажные салфетки.
Продолжительность мероприятия: 25 мин.
Участники: дети с ОВЗ.
Ход НОД:
Педагог-психолог. Доброе утро, ребята. Я очень рада видеть вас и хочу с вами поделиться своим хорошим настроением. Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ладошек, улыбнитесь друг другу и скажем все вместе «Здравствуйте».
Беседа педагога-психолога с детьми.
Педагог-психолог. Сегодня мы с вами поговорим о настроении. Оно может быть разным. Каким? (ответы детей) Настроение может зависеть от событий, которые происходят в нашей жизни. Как можно узнать, какое настроение у людей, которые вас окружают? (ответы детей) Наше лицо меняется в зависимости от настроения. Как можно назвать проявления разного настроения? (ответы детей) Эмоции – это то, что мы с вами переживаем и чувствуем. При помощи чего выражаются эмоции? (ответы детей) Эмоции можно поделить на две группы. К первой группе относятся хорошие эмоции. Их еще называют положительными. А ко второй группе относятся плохие. Их называют – отрицательными.
Педагог-психолог раздает каждому ребенку
картины с изображением разных эмоций.
На мольберте изображены пиктограммы: доброе и злое лицо.
Педагог-психолог. Вам нужно распределить картины на две группы.
Игра «Доброе и злое лицо»
Ребята по очереди выходят к мольберту и
соотносят каждую эмоцию к своей группе.
Педагог-психолог. Ребята, в 2021 году мы празднуем 76-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Этот праздник остается радостным и в тоже время очень трагическим. Так как он связан с двумя событиями: война и праздник.
Игра «Война — праздник»
Педагог-психолог раздает каждому ребенку набор из 6 пиктограмм
(радость, грусть, гнев, удивление, испуг, спокойствие)
и 2 картинами ( «война» и «праздник»).
Педагог-психолог. Вам нужно распределить пиктограммы эмоциональных состояний к картинам «война» и «праздник».
Дети работают на своих рабочих местах.
Физкультминутка «Дружба»
Движения выполняются в соответствии с текстом.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
По окончании физкультминутки дети садятся за стол.
Педагог-психолог. Все дальше уходят в историю страшные годы Великой войны. Но в памяти людей навеки сохранится подвиг советского народа. В преддверии Дня Победы по всей нашей стране проходит акция «Сирень Победы». В майские дни люди в аллеях, парках и садах высаживают саженцы сирени. Предлагаю вам с помощью резинок схематично изобразить букет сирени на занимательном планшете «Геоборд».
Педагог-психолог раздает каждому ребенку планшет «геоборд», резинки и схему.
Звучит отрывок из песни «Цветет сирень в начале мая» (сл. и муз. С. Малышко)
Педагог-психолог. Молодцы. Сирень – это память о тех, кто защищал нашу страну в Великой войне.
Педагог-психолог. В мире есть птица, которая является символом мира на Земле. Это птица – голубь. Голуби были верными помощниками в Великой Отечественной войне. Они переносили военные послания с одного боевого места в другое. Попробуем нарисовать голубя. Но прежде чем мы начнем работать с песком, вспомним правила.
Дети вспоминают правила работы с песком: песок должен оставаться в песочнице, им нельзя бросаться, его нельзя рассыпать, брать в рот и т.д.
Педагог-психолог раздает каждому ребенку планшет для рисования песком.
Педагог-психолог. Ребята, положите руки на песок. Что вы чувствуете, какой он на ощупь? (Дети кладут руки на песок и рассказывают о своих ощущениях).
На ровной поверхности песка психолог и дети делают отпечаток кисти руки. Затем они дополняют свой рисунок камешками (бусинами, фасолью, перышками и т.д.). После завершения работы с песком, психолог предлагает детям вытереть руки влажными салфетками.
Педагог-психолог. Прошло много лет, с тех пор, как закончилась война, и наступил мир. Но мы всегда будем помнить о геройских подвигах наших солдат, и благодарить их за наше счастливое детство.
Педагог-психолог. Сегодня мы многое узнали об эмоциональных состояниях человека. Настроение человека может быть разным. Назовите. (ответы детей) Какое настроение полезнее для человека? (ответы детей) Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. А сейчас возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем: «До свидания».
Литература:
- Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
- Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 218 с.
- Шорыгина Т. А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 96 с.
|