Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №80 Красносельского района Санкт — Петербурга
Подготовила и провела педагог – психолог Павлова Валентина Михайловна первая квалификационная категория Санкт – Петербург 2020 год.
Цель: Развитие способности осознанно воспринимать свои эмоции и умения создавать положительный эмоциональный настрой.
Задачи:
Образовательные:
- Научать детей владению навыков саморегуляции;
- Закреплять понимание собственного эмоционального состояния;
Развивающие:
- Развивать умения различать эмоции по их проявлениям;
- Развивать навыки саморегуляции;
Воспитательные:
- Формировать доброжелательность, умение работать самостоятельно и в команде;
- Воспитывать умение создать положительный эмоциональный настрой.
Формы совместной деятельности педагога – психолога и детей:
- беседа
- экспериментирование
- слушанье музыки
- дыхательная гимнастика
- пальчиковая гимнастика на песочном планшете
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, музыкальная.
Оборудование и материалы: Мешочек отвращения (мешок внутри которого неприятные по ощущению предметы), туннель страха (гимнастический туннель с жуками, пауками, змеями игрушечными), коробочки удивления приятного и неприятного (с сюрпризом и без), терапевтическая музыка с видео, световые песочницы, трубочки одноразовые, зеркала смеха, колбы для рисования.
Количество детей: 5
Ход образовательной деятельности
№
п/п
|
Этапы работы, виды заданий и упражнений
|
Организация рабочего пространства
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
1.
|
Упражнение «Приветствие»
|
Дети входят в кабинет педагога-психолога, и встают в круг.
|
Педагог - психолог приветствует детей:
А теперь ребята приветствуем друг друга по кругу уменьшительно - ласкательным обращением передавая мяч тому, кого приветствуем.
Я очень рада вас сегодня видеть таких красивых, добрых, с хорошим настроением. Я желаю всем нам сегодня, чтобы этот день принес много новых впечатлений.
Сегодня, наше занятие будет об эмоциях и чувствах.
(Вопросы к детям)
Что же такое эмоции?
Психолог:
Эмоции - это наши впечатления на то или иное событие. И это, как бенгальская свеча достаточно быстро проходит.
(Вопросы к детям)
Ребята, скажите, а какие вы знаете эмоции?
А как вы думаете, что такое чувства?
Психолог:
Чувства - это тоже внутренние эмоциональные реакции, но гораздо более длительные, чем эмоции.
|
Дети приветствуют друг друга обращаясь уменьшительно - ласкательное обращение.
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
|
2.
|
Актуализация знаний и ощущений эмоции отвращения.
|
Педагог – психолог держит в руках мешочек, дети рядом встают в круг.
|
Психолог:
Ребята, сейчас вы все вместе опустите руку в мешочек.
(Вопросы к детям)
Какие ощущения у вас были, когда вы погрузили руку в мешочек?
Вам было приятно или нет? Почему?
|
Дети все вмести опускают правую руку в мешок и исследуют содержимое на ощупь.
Ответы детей.
Ответы детей
|
3.
|
Актуализация знаний и ощущений эмоции страха
|
Педагог – психолог с детьми подходят к туннелю страха.
|
Психолог:
Ребята, по одному проходим на четвереньках через туннель, осматривая содержимое туннеля.
(Вопросы к детям)
Какую эмоцию вы испытали в туннеле?
Какая она была?
|
Дети проходят по туннелю.
Ответы детей.
Ответы детей.
|
4.
|
Актуализация знаний и ощущений эмоции удивления и гнева
|
Дети стоят рядом с психологом около стола, на столе коробочки с сюрпризом для каждого ребенка.
|
Психолог:
На столе лежат коробочки с сюрпризом.
Ребята, подойдите к столу, и возьмите понравившуюся коробочку.
На хлопок откройте ее.
(Психолог хлопает)
(Вопросы к детям)
Что вы сейчас испытали?
Психолог:
Правильно удивление, так как вы не знали, что находится в вашей внутри.
Для кого - то приятное, а кому не очень.
(Вопросы к детям)
Кто испытал радость?
Психолог:
Правильно. Те, у кого приз.
(Вопросы к детям)
А чье удивление переросло в гнев? Почему?
Психолог:
Конечно, потому что сюрприза не оказалось.
Это отрицательные эмоции они мимолетны, но жизнь наполнена, как положительными, так и отрицательными эмоциями.
Отрицательные эмоции делают нас больными.
(Вопросы к детям)
Как вы считаете, что с ними делать?
|
Дети открывают крышку.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
|
5.
|
Овладение навыками саморегуляции путем прослушивания психокоррекционной музыке.
|
Дети садятся на маты.
|
Психолог:
Мы сейчас с вами закроем глаза я хлопну и мы окажемся на острове спокойствия, где будет звучать музыку.
Ребята, занимайте места на нашем острове.
Давайте с вами глубоко подышим. Вдох носом, как можно больше воздуха держим до счета 5 и выдыхаем ртом.
(Вопросы к детям)
Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку?
|
Сидя на матах, дети слушают лечебную музыку. И смотрят расслабляющее видео. И выполняют дыхательную гимнастику.
Ответы детей.
|
6.
|
Овладение навыками саморегуляции путем (пескотерапии, цветотерапии и пальчиковой гимнастики) рисования на песочных планшетах с подсветкой.
|
Дети садятся за столы ,на столах песочные планшеты.
|
Психолог:
Мы идем к столам и садимся на стульчики у планшета, с тем цветом, который вам сейчас больше всех нравится. (Если понравившегося цвета не осталось не переживайте я включу его для вас.)
Сегодня у нас с вами было много эмоций.Давайте немного порисуем и изобразим те эмоции, которые у вас сейчас.
(Вопросы к детям)
Скажите, какие правила необходимо знать в работе с песком?
Психолог:
Правильно, ребята.
НЕ ЕСТЬ!
НЕ КИДАТЬСЯ!
НЕ ВДЫХАТЬ!
И пользоваться аккуратно!
(Вопрос детям)
Вам понятно?
Психолог: Рисуем.
(Вопросы к детям)
Какое настроение вам придавал цвет, тот который вы выбрали? Что вам понравилось?
Получилось ли у вас отразить свою эмоцию на песке?
Психолог:
Хочу рассказать вам еще об одной эмоции, которая называется смех. Смех повышает радость, а еще выносливость. Прогоняет тоску и грусть. Сейчас мы это проверем!
|
Дети проходят по одному, и садятся к своим песочным планшетам.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети рисуют на песке.
Ответы детей.
|
7.
|
Смехотерапия
|
Дети подходят к кривым зеркалам.
|
Психолог:
Ребята, а давайте поднимем себе настроение и посмотрим в волшебные зеркала.
|
Дети смотрят в кривые зеркала. Смеются.
|
8.
|
Рефлексия
|
Дети подходят с психологом к мольберту на котором висит безразличное солнце.
|
Психолог:
Ребята давайте с вами нашему солнцу добавим лучей эмоций и по очереди положим к солнцу одну руку - лучик, а потом другую, сообщая всем, что вам понравилось больше, а что меньше?
|
Ответы детей.
Ритуал прощания.
|
Список литературы:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» - «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 64 c.
2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
3. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М.: АОЗТ АНТИдор, 1998. - 636с. 56.
4. Шушарджан С.В. «Музыкотерапия: история и перспективы» - Клиническая медицина. - 2000. - №3.
5. Норрис С., «Секреты цветотерапии» – АСТ, 2004.- 24с.
6. Сергей Дьяченко, Анна Чуднова, «Исцеление по рецептам Макса Люшера, Кацудзо Ниши, Юлианы Азаровой» - АСТ, 2010
7. Мария Бриль, «Исцеляющий цвет. Цветотерапия: с чего начать?» - Вектор, 2009
8. Анна Белая, «Какого цвета удивление?» - ЛитРес, .- 70 с.
9. В.П. Исаева, «Научи себя смеяться. Смехотерапия по-русски», Сенель Пас Волк, лес и новый человек» - ISBN, 2007.
|