Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном детстве в жизни ребенка другие дети начинают занимать все большее место. Если в конце раннего детства потребность в общении со сверстниками только зарождается, то у старшего дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре – пять лет ребенок явно предпочитает общество сверстников, а к шести – семи годам значительно возрастает число внеситуативных контактов.

Главной составляющей межличностных отношений старших детей – дошкольников являются социально – нравственные отношения, характеризующиеся наличием социально – нравственных знаний и успешным усвоением соответствующих форм и способов поведения в обществе. Социально – нравственные знания служат психологической базой для психологического климата детского коллектива, сплочения группы, характеризуют уровень культуры поведения ребенка.

 

Социально – психологические исследования, посвященные межличностным отношениям детей в группах, показали, что одними из важных черт у старших дошкольников, которые отличают популярных детей от отвергаемых, является не интеллект, не творческие способности, даже не общительность и организаторские способности. В ходе социометрического исследования дети называют такие качества как: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность (нравственные качества).

В основе этих качеств лежит особое, личностное отношение к сверстнику, при котором другой ребенок является не средством самоутверждения и не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью, которую нужно уважать и принимать. Личность ребенка при этом открыта для других и внутренне связана с ними. Дети с достаточными социально – нравственными знаниями легко уступают сверстнику, готовы ему помочь и не принимают чужие успехи как свое поражение (нет чувства конкурентности). Результаты исследований дают понять, что такое личностное отношение к сверстникам у некоторых детей уже складывается в старшем дошкольном возрасте и именно оно является центральным звеном в его популярности и предпочтении в группе. Такой ребенок будет успешным в сфере коммуникации и общения. И, наоборот, у тех детей, которые, в ходе социометрического исследования получили статус «отвергаемые» среди сверстников, преобладает отчуждение к другим детям, они, как правило, в общении постоянно доказывают свое превосходство или защищают свое Я.

Такая ситуация может сопровождаться от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя (замкнутость и застенчивость). Например, доказывают свое превосходство путем физической силы: часто дерутся, обзываются, отбирают игрушки, пытаются командовать сверстниками, а другие — напротив, стараются не участвовать в общих играх, избегают общения со сверстниками, боятся проявить себя — в обоих случаях эти дети сконцентрированы на своем Я, что негативно влияет на развитие коммуникативной компетентности ребенка.

При нормальном психическом развитии, к шести годам у ребенка значительно возрастает способность дошкольников к адекватным формам коммуникации. Так, они способны сопереживать сверстнику, стремиться помочь ему или поделиться с ним. Действия, направленные на поддержку сверстников, сопровождаются положительными эмоциональными проявлениями: улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость. Зачастую вопреки заданным правилам игры старшие дошкольники делают попытки оказать помощь своим сверстникам, оправдать их действия перед взрослыми, защитить их от наказания. Все говорит о том, что поведение, направленное на сверстника, побуждается стремлением соблюсти моральную норму, и адекватным (правильным) отношением к другому.

Однако такое личностное отношение к сверстникам складывается не у всех детей. У многих старших дошкольников преобладает эгоистическое, конкурентное, конфликтное, а порой, агрессивное отношение. Это связано, прежде всего, с недостаточными социально – нравственными знаниями, Знаниями о правилах и нормах поведения, умением общаться и конструктивно взаимодействовать с окружающими.

Уже в старшей группе детского сада существуют вполне устойчивые избирательные отношения. Дети начинают занимать разный социальный статус среди сверстников: от более предпочитаемых до отвергаемых. Наиболее предпочитаемых детей, к которым тянутся остальные, в некоторых работах принято называть лидерами. Однако, такая трактовка достаточно условна, и ее трудно «примерить» к ситуации в детском саду, поскольку термин «лидерство» понимается как способность к социальному воздействию, к руководству и управлению другими. В социальной психологии лидерство, прежде всего, связывается с решением какой-то групповой задачи, с организаторскими способностями. Но у детей в группе детского сада пока нет четких целей и задач, у них нет и общей, которая, объединяла бы всех детей группы. Тем не менее, факт предпочтения определенных детей не вызывает сомнения в их притягательности, поэтому, более правильнее здесь вести речь не о лидерстве, а о привлекательности и, тем самым, популярности таких детей, ведь популярность, в отличие от лидерства, далеко не всегда связана с решением групповой задачи или с управлением какой-либо деятельностью.

Психологи, медики, изучающие детей дошкольного возраста, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающиеся с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждением, избеганием или конфликтом (В. В. Ковалев, И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л.М. Шипицина и др.).

Таким образом, оттого, как сложатся взаимоотношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников – в группе детского сада, во многом будет зависеть последующий путь его личностного и социального развития, а, следовательно, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются конструктивно, если ребенок проявляет адекватный интерес к сверстникам и умеет общаться с ними, то стоит надеяться, что он и в дальнейшей жизни будет комфортно чувствовать себя среди людей.

Просмотров: 565
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Игры для старших дошкольников, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Инговатова Елена Ювенальевна. «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Феномен детской субкультуры».
  • Петрова Оксана Васильевна. Влияние предметно-развивающей среды на социально-личностное развитие детей раннего возраста
  • Мария Мазурик. Педагогическое проектирование как форма социально-личностного развития ребенка
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Натейкина Марина Александровна Потапова Светлана Александровна. Статья на тему: «Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников»
  • Баданина Елена Леонидовна. Как и зачем развивать социально – эмоциональный интеллект у ребенка?
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Эмоционально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношении со сверстниками
  • Ветюгова Ольга Юрьевна. Социальный проект «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
  • Грачева Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭЛЕМЕНТАРНО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Федотова Любовь Сергеевна. Социально-личностный проект «Издание газеты «Забавные непоседы» детского сада, как один из способов повышения информированности родителей»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Микита Анна Викторовна. Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста «КАК ПОМОЧЬ КУТАЛКЕ»
  • Дьяченко Елена Николаевна. Консультация 'Игра, как средство социально- коммуникативного развития ребенка'
  • Фадеева Ольга Юрьевна. Научно исследовательская статья на тему «Подвижная игра как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников»
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Птушко Елена Александровна. Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности
  • Петухова Ольга Владимировна. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ответственного отношения к своему здоровью, способствующего его сбережения и укрепления
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • Екатерина Сухова. Рекомендации по организации адаптации детей. Как помочь ребёнку осознать себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь