Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей

Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей

Общение с другими детьми – необходимое условие психического развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. Благополучные групповые взаимоотношения – необходимое условие успешного взаимодействия детей, поэтому их нарушения могут негативно сказываться на всем процессе психического развития ребенка. От того, как складываются отношения ребенка с группой, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения (общения) и то, как ребенок будет относиться к окружающему его миру.

 

Скачать конспект

Воспитанники детских домов испытывают значительные трудности в общение не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Как правило, дети, растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Ребенок детского дома не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны – он одновременно требует внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок начинает занимать по отношению к другим негативную позицию, проявляет агрессию по отношению к сверстникам.

Проявление агрессивности – одна из частых проблем в среде детского коллектива. Одной из причин агрессивного поведения ребенка является неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников. Эмоциональная неудовлетворенность ребенка своим положением в группе приводит к тому, что дети находят удовлетворение в причинении боли другому без разбора и без причин. Издеваясь над другими детьми, ябедничая, оскорбляя их словесно или действием, они обретают внутреннее равновесие.

Поэтому важно вовремя выявить детей, имеющих неблагоприятное положение (низкий личностный статус) в структуре групповых взаимоотношений и уровень их агрессивности. Для этих целей мною использовались опросник «Агрессивность» (автор Романов А.А.). и методика изучения взаимоотношений между детьми в группе «Секрет».

Я использовала следующие критерии и показатели выявления уровня агрессии у детей: часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой; часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми; намеренно раздражают окружающих, отказываются выполнять их просьбы; часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках; завистливы и мнительны; часто сердятся и прибегают к дракам.

Результаты по опроснику «Агрессивность» (автор Романов А.А.)

Выраженность агрессии

В результате наблюдений за свободным взаимодействием воспитанников и с помощью опросника «Агрессивность» были выявлены воспитанники с различным уровнем выраженности агрессии. Таких детей было выявлено 42%. Следует отметить, что мальчиков с различным уровнем выраженности агрессии выявлено 58%, девочек – 25%. У детей с неярко выраженной агрессией агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Чаще всего они используют словесную или физическую агрессию в ситуации привлечения внимания или как средство достижения какой-либо конкретной цели. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер. Враждебные действия достаточно быстро сменяются готовностью сотрудничать со сверстниками.

Воспитанники с ярко выраженной агрессией в конфликтных ситуациях игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на свои собственные желания. Они, как правило, не замечают своей агрессивности, их способ представляется им привычным, нормальным и единственно возможным. Как крайний вариант агрессия у таких детей может выступать как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели, они испытывают удовольствие от самих агрессивных действий, которые могут отличаться особой жестокостью и хладнокровием.

Вид агрессии

Сравнительный анализ видов агрессии у мальчиков и девочек показал, что для девочек с разным уровнем выраженности агрессии наиболее характерна словесная (вербальная) агрессия, которая выражалась в жалобах, агрессивных фантазиях, прямых оскорблениях: «толстуха», «нытик» и т.д. У мальчиков наиболее выраженным видом агрессии является физическая агрессия, как косвенная (разрушение продуктов деятельности другого ребенка), так и прямая (дети били сверстников кулаком, толкались и т.д.).

Направленность агрессии

Агрессия у 75% воспитанников направлена на другого: на сверстников, взрослых (педагогов). Менее выражена у детей агрессия, направленная на самого себя. У 14% мальчиков и 17% девочек агрессия, как правило, направлена на предметный (окружающий) мир. Во время вспышек агрессии данные дети били ногами дверь, кидали на пол различные предметы, ломали чужие вещи и т.д.

Способ проявления агрессии

Для девочек наиболее характерен скрытый способ проявления агрессии (67%). Они проявляют агрессию, когда думают, что их не видят другие, особенно взрослые. 71% мальчиков открыто проявляют свою агрессию, как правило, на глазах взрослых и сверстников.

Для выяснения положение агрессивных детей в группе сверстников было проведено социометрическое обследования детей, выделенных нами двух групп, и проведен сравнительный анализ:

  1. группа – воспитанники, не проявляющие агрессию;
  2. группа – воспитанники, с различным уровнем выраженности агрессии.

На основании данных сравнительного анализа результатов, полученных по методике «Секрет», количества выборов у воспитанников определено статусное положение каждого ребенка в группе. Дети распределились по следующим статусным категориям:

Группы 1 группа – воспитанники, не проявляющие агрессию 2 группа – воспитанники, с различным уровнем выраженности агрессии

«предпочитаемые» 16% 10%

«принятые» 55% 38%

«непринятые» 16% 25%

«изолированные» 13% 27%

Число воспитанников, находящихся в благоприятных статусных категориях ( «предпочитаемые» и «принятые») в 1 группе составило 71%, во 2 группе детей с благоприятным социальным статусом значительно меньше – 48%.

Число воспитанников, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях ( «непринятые» и «изолированные») во 2 группе с различным уровнем выраженности агрессии составило 52%, в 1 группе (дети, не проявляющие агрессию) детей с неблагоприятным социальным статусом 29%, что на 23% ниже, чем во 2 группе.

Следует отметить, что «изолированных» детей во 2 группе больше на 14%, что говорит о том, что воспитанники предпочитают тех сверстников, которые удовлетворяют их потребность в общении. Если же какие-либо причины препятствуют такому взаимодействию (а дети данной группы в общении проявляют агрессию), значимость партнера снижается.

На основе анализа за поведением воспитанников мною были выделены следующие причины агрессии в общении со сверстниками: стремление привлечь к себе внимание сверстника; стремление быть главным; защита и месть.

Наблюдения показали, что дети, проявляющие агрессию, не удовлетворены своим статусным положением в группе, и вследствие этого агрессия, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием направляется ими на сверстников.

Полученные результаты свидетельствовали о том, что неудовлетворенность ребенка своим социальным статусом в группе сверстников является одной из причин появления агрессивных реакций. Достаточно большое количество детей с непопулярным статусом свидетельствовало о необходимости работы с воспитанниками по обеспечению позитивной динамики их статусов, улучшении межличностных отношений.

В течение года мною проводилась работа для повышения статуса «непринятых» и «изолированных» воспитанников, с детьми всей группы проводилась работа по обучению эффективным способам общения.

Поскольку одним из главных условий, обеспечивающих динамику статусов, улучшение межличностных отношений является организация разнообразных форм групповых деятельностей, мною организовывались с детьми различные виды деятельности (игровая, трудовая, практические занятия по социально-бытовой ориентации и т.д.). При этом я старалась создать такие условия, при которых бы от детей требовалось перераспределение обязанностей, и у них была возможность раскрытия и реализации личностных возможностей. Создание таких условий давало детям возможности найти ту деятельность, в которой они были достаточно успешны, что повышало их значимость в глазах сверстников, изменяло отношение к ним других детей.

Для повышения неблагоприятного статуса воспитанников я использовала прием «отсвет от звезды». Я поручала одному из лидеров в сотрудничестве с низкостатусным какое-либо задание. Это задание они выполняли вместе, и часть успеха от выполненного задания доставалась ребенку с низким статусом.

С целью повышения статуса воспитанников я использовала также такой прием как информирование сверстников об успехах ребенка в какой-либо внешкольной, внеучебной деятельности.

Достаточно широко мною использовались интерактивные игры на сплочение, сотрудничество, снятие конфликтности, обучение эффективным способам общения. Главное место занимали упражнения и игры, помогающие воспитанникам детского дома освоить приемлемые способы общения с окружающими, развить интерес к своему внутреннему миру и эмоциям других людей, познакомиться со способами разрядки гнева в приемлемой форме. Игровые занятия позволяли детям получить опыт доверия к окружающим в благоприятной эмоциональной атмосфере. В работу включались воспитанники из других групп, которые могли продемонстрировать конструктивные навыки общения и служить примером. Игровая форма занятий была интересна для всех детей. Широко использовалась разыгрывание ситуаций, когда детям предлагалось, используя мягкие игрушки, разыграть ситуацию, придумав для нее окончание. Также предлагались ситуации из реальной жизни детей. Им давалась возможность обыграть ситуацию и понять, для чего нужно брать тайм-аут, как важно останавливаться, чтобы успокоиться, подумать, не обидеть сверстников, предлагались различные способы неагрессивного поведения и разрешения конфликтных ситуаций.

Вторичная диагностика межличностных отношений и уровня агрессивности проводилась в конце года.

По результатам вторичной диагностики были получены следующие данные:

Выраженность агрессии

Выраженность агрессии Результаты первичной диагностики Результаты вторичной диагностики

Агрессия не выражена 58 58

Неярко выраженная агрессия 19 23

Ярко выраженная агрессия 23 19

Количественный и качественный анализ полученных результатов показали положительную динамику, произошедшую после специально организованной работы: уменьшилось количество воспитанников, у которых были выявлены агрессивные тенденции в поведении.

Распределение воспитанников по статусным категориям

Группы Результаты первичной диагностики Результаты вторичной диагностики

1 группа – воспитанники, не проявляющие агрессию 2 группа – воспитанники, с различным уровнем выраженности агрессии 1 группа – воспитанники, не проявляющие агрессию 2 группа – воспитанники, с различным уровнем выраженности агрессии

«предпочитаемые» 16% 10% 16% 10%

«принятые» 55% 38% 63 40

«непринятые» 16% 25% 13 29

«изолированные» 13% 27% 8 21

Сравнительные результаты первичной и вторичной диагностики свидетельствует о том, что в результате проведенной работы произошли позитивные изменения в структуре взаимоотношений воспитанников, их социометрических статусов. Увеличилось количество детей, имеющих благоприятный социометрический статус, уменьшилось количество детей с неблагоприятным статусом.

Для более глубокой положительной динамики требуется длительное время. Поэтому необходима дальнейшая работа с воспитанниками по коррекции агрессивного поведения, изменения их статуса на более благоприятный.

Просмотров: 734
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Котова Альбина Александровна. Презентация для родителей 'От агрессии до агрессивности'
  • Абасова Анна Александровна. Тренинг для детей «Избавляемся от агрессии»
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Кошеварова Наиля. Конспект занятия на снижение детской агрессии у детей старшего дошкольного возраста «Мы — дружные ребята»
  • Довбыш Юлия Юрьевна, Пименова Валентина Николаевна. Особенности агрессии у детей старшего дошкольного возраста
  • Бунина Марина Викторовна. Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на снятие напряжения и агрессии у дошкольников 5–7 лет»
  • Марина Корнильева. Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
  • Богданова Анастасия Валерьевна. Занятие с элементами тренинга на снятие агрессии «Будь собой, но в лучшем виде».
  • Цыгвинцева Ольга Анатольевна. Мастер-класс для родителей на тему: «Как избежать детской агрессии?»
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.
  • Селюкова Наталья Александровна Горбатенко Екатерина Вячеславовна Чернухина Марина Анатольевна. Детская агрессия. Что такое агрессия?
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Васильева Дарья Александровна. Агрессия у детей дошкольного возраста
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Бобкова Валентина Викторовна. ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Шавалдина Юлия Александровна Ришко Екатерина Игоревна. Родительское собрание по модели «Мировое кафе» на тему «Агрессия детей»
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Алексеева Тамара Владимировна. Сценарий музыкального развлечения на День защиты детей - «Да здравствуют дети на всей планете!» (старшая группа)
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Елена Валериевна Гриднева. Влияние взаимоотношений детей дошкольного возраста на особенности их общения
  • Королева Екатерина Васильевна. Формирование здорового образа жизни у воспитанников дошкольных групп детского дома
  • Бытотова Алёна Николаевна Максимова Ирина Александровна. Детская агрессия: причины, профилактика и коррекция.
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Чернякова Ольга Вячеславовна. Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь