Шовадаева Мария Ивановна. Практическое пособие по гармонизации детско-родительских отношений «Семья – территория счастья»

Практическое пособие по гармонизации детско-родительских отношений «Семья – территория счастья»

Составитель: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 37» Шовадаева М.И.

Введение

Роль семьи для человека трудно переоценить. Как отмечает А.С. Спиваковская, ведущий специалист в отечественной психологии и психотерапии семьи, «потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная, пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви останется с нами до конца наших дней».

Современная семья, по мнению многих социологов, испытывает кризис. Особенно уязвимыми в этой ситуации оказываются дети. Различные потрясения, которые регулярно испытывает современная семья, способствуют возрастанию дефицита доверительного общения, совместных форм деятельности родителей с детьми.

 

Скачать пособие

Фрустрация потребности в родительской любви, принятии и признании ребенка близкими взрослыми приводит к искажению детско-родительских отношений. А это, в свою очередь, становится фактором риска в формировании различных форм семейного неблагополучия, вплоть до социального сиротства, как крайней его формы.

1. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Опросник "Лики родительской любви" (С. С. Степанов)

Цель: Помочь определить и отцу, и матери, на каких основаниях строится их отношение к ребенку.

Инструкция: Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны — 6аллов не ставьте. Ответив на все опросы, подсчитайте общую сумму баллов.

  1. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей — до поры его от них ограждать.
  2. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы.
  3. Если малыш говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет, а просто фантазирует вслух.
  4. Современные школьные программы чересчур сложны.
  5. Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.
  6. Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.
  7. Наивная непосредственность — это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.
  8. Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно.
  9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
  10. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины — прирожденные воспитатели.
  11. В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.
  12. За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.
  13. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.
  14. Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-ночник.
  15. Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.

Результаты теста «Лики родительской любви»

12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу. Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.

Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей.

Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их вы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения.

Если отец и мать набрали 9-12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?

Опросник "Методика идентификации детей с родителями" (А. И. Заров)

Диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей и особенности эмоциональных отношений с родителями

Ребенку задают следующий набор вопросов.

  1. Если бы ты участвовал в игре "Семья", то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал — мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: "папой, мамой или собой", "собой, мамой или папой" и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).
  2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? — для дошкольников).
  3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?
  4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама — у девочек) на работе или другое?
  5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка — соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним — для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама — у девочек), или не так, по-другому?
  6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? — для дошкольников).
  7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят — у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме — у девочек) или не рассказал?
  8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят — у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе — у девочек) или не рассказал?
  9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама — у девочек) или не боишься?
  10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа — у девочек) или не боишься?

Обработка и интерпретация результатов

Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:

  • возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек — 3-8 лет;
  • успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки — у мальчиков и бабушки — у девочек);
  • идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;
  • уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию — эмансипацию — от родительского авторитета;
  • идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:

а) большим возрастным периодом идентификации девочек;

б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом

«Завершение предложения» методика детская (вариант В. Михала)

Проективная методика исследования личности. Тест относится к методикам дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний.

Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса (SSCT) для детей. «Наш материал, — пишет автор проективной методики, — ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание ребенка».

Данный тест может применяться сам по себе, однако автор методики рекомендует применять его после проведения интервью «Волшебный мир». Все ответы ребенка следует записывать дословно.

Представленный здесь вариант теста незначительно изменен в сравнении с русским переводом оригинала. Устранены стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений.

Инструкция

— Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты — заканчивать его.

- Теперь — внимание! Отвечать нужно быстро, и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получилось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:

- Каждое утро...

Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если вам показалось, что он назвал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз. Можно предложить еще один пример:

— Многое отдал бы за то, чтобы я...

При необходимости объясните правило еще раз. Многие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секундомера. На наш взгляд, это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка.

Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 с и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.

В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам — к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т. д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе.

Незаконченные предложения

3. Мы любим маму, а...

15. Я думал, что мама чаще всего... а)

7. Отцы иногда...

9. Чтобы наш папа... б)

5. Мой брат (сестра)...

11. Если бы мой брат (сестра)... в)

2. Ребенок в семье...

10. Мои близкие думают обо мне, что я... г)

4. Бываем среди детей, но...

8. Дети, с которыми я играю...

12. Мои друзья меня часто... д)

23. Мой учитель (учительница, учителя)...

16. Если бы не было школы...

18. Когда думаю о школе, то... е)

1. Я думаю, что людей больше... ж)

6. Я достаточно ловкий, чтобы...

21. Я самый слабый... з)

13. Я хочу, чтобы у меня не было...

17. Я весь трясусь, когда...

19. Если бы все ребята знали, как я боюсь... и)

14. Больной ребенок... к)

20 Был бы очень счастлив, если бы я...

22 В будущем я хотел бы...

24 Всегда мечтаю... л)

Интерпретация теста

Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).

«Наш материал, — пишет автор проективного интервью В. Михал, — представляет собой многократно модифицированный тест Сакса и Леви — SSCT. Тест ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание». Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности.

Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла — серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл — умеренные нарушения).

Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные осо- бенности личности ребенка и, во-вторых, как предположение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.

Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по следующим категориям:

а) отношение к матери — 3, 15;

б) отношение к отцу — 7, 9;

в) отношение к братьям, сестрам — 5, 11;

г) отношение к семье — 2, 10;

д) отношение к ровесникам — 4, 8, 12;

е) отношение к учителям и школе — 23, 16, 18;

ж) отношение к людям в целом — 1;

з) отношение к собственным способностям — 6, 21;

и) негативные переживания, страхи — 13, 17, 19;

к) отношение к болезни — 14;

л) мечты и планы на будущее — 20, 22, 24

Опросник для родителей «Типы воспитания детей»

Опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.

Инструкция к тесту

Перед вами ряд различных утверждений, мнений, даже откровений о некоторых типах воспитания детей. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ «Да, согласен», если нет – «Нет, не согласен».

Тестовый материал

  1. В нашем доме главный – наш ребенок.
  2. Не могу себе даже представить, чтобы мой ребенок что-то сделал, предварительно не посоветовавшись со мной.
  3. Вы поймите, я не успеваю переделать за день все свои дела, и, конечно, мне не до души ребенка.
  4. Мой ребенок должен быть мне благодарен, что воспитывается не в детском доме, а в семье.
  5. Как бы мой ребенок ни старался угодить мне, я в нем вижу только недостатки.
  6. Если мой ребенок провинился, я сдеру с него три шкуры.
  7. Я все время вдалбливаю своему ребенку, чтоб он делал все только на совесть.
  8. Я прощаю все капризы своему ребенку, лишь бы он был у меня здоровым.
  9. Чем часами уделять внимание своему ребенку, для меня гораздо проще что-нибудь ему купить.
  10. Мой ребенок всегда знает, к кому надо обратиться в данной ситуации (маме или папе), чтобы получить желанный для него ответ.
  11. Раньше я все позволял (ла) своему ребенку, а теперь не позволяю ничего.
  12. Мой ребенок с самого рождения уже знает, что ему нет равных.
  13. Мой ребенок никогда сам без меня не примет никаких решений.
  14. Я даю ребенку все: еду, одежду, кров – так зачем же еще уделять ему внимание.
  15. Если бы вы только знали, как мешает мне ребенок!
  16. Мой ребенок в тысячу раз хуже, чем ребенок у соседей.
  17. Мнение ребенка ничего не стоит, мнение родителей – закон.
  18. Я считаю: прежде всего у ребенка должны быть обязанности, а потом – права.
  19. Я оберегаю своего ребенка от всего на свете. Он прекрасно знает, как мне дорого его здоровье.
  20. Мой ребенок привык получать подарки каждый день. Не пойму, чем он все время недоволен.
  21. В нашем доме каждый взрослый пользуется только своим стилем воспитания ребенка.
  22. Моя дочь (мой сын) никак не понимает, что раз у нее теперь есть младший брат (сестра), мы не можем уделять ей максимум внимания.
  23. Я живу лишь ради своего ребенка.
  24. Не понимаю, почему все упрекают меня, что мой ребенок живет по подсказкам. Пусть по подсказкам, но зато моим…
  25. Мне приходится воспитывать ребенка в основном по телефону.
  26. Я не собираюсь уделять внимание своему ребенку. Мне его никто не уделял.
  27. Я противопоставляю своего ребенка другим детям для его же блага.
  28. Лучший способ воспитания – ремень.
  29. Наш ребенок знает, что он должен оправдать наши надежды.
  30. Я всегда иду на поводу у своего ребенка, помня о его плохом здоровье.
  31. Мой ребенок не нуждается ни в чем. У него есть даже «птичье молоко».
  32. У нас с мужем (женой) расхождения во взглядах на вопросы воспитания детей.
  33. Не пойму, какая здесь трагедия, если теперь старшему ребенку достается меньше нежности и ласки, чем когда-то раньше, когда он еще в семье был лишь один.
  34. Смысл моей жизни – это мой ребенок.
  35. Мой ребенок никогда не совершит поступок, угрожающий его здоровью.
  36. У меня нет времени знакомиться с друзьями моего ребенка.
  37. Если даже мой ребенок не ночует дома – это его дело.
  38. Моя дочь (мой сын) в сто раз способнее, чем сын (дочь).
  39. Только страх, страх наказания – узда для моего ребенка.
  40. Мой ребенок наравне со всеми отвечает за порядок в доме.
  41. Если мой ребенок начинает жаловаться на свое здоровье, я лишаюсь полностью покоя.
  42. Мой ребенок знает, как я занят (а) на работе и моя зарплата мне необходима, чтоб он не нуждался, как другие дети.
  43. Моему ребенку надо целый день лавировать между мной и мужем (женой), дедушкой и бабушкой, чтобы угодить нам всем.
  44. После появления в семье новорожденного нам пришлось невольно поменять свой метод воспитания по отношению к старшему ребенку.
  45. Мой ребенок привык жить в семье в атмосфере поклонения и восхищения.
  46. Я продумал (ла) всю жизнь своего ребенка до малейших мелочей.
  47. Мое дело приготовить что-то для ребенка. Съест ли он – это его забота.
  48. Я не дам даже копейки на игрушки для ребенка. Надо же, чего он захотел.
  49. Мне приходится все время поправлять своего сына (свою дочь). Что бы он (она) ни делал (а), он (она) все делает хуже других.
  50. Дисциплина – это наказание и страх.
  51. Мой ребенок знает, что ему необходимо заниматься музыкой и языком, чтобы чего-то достичь в жизни.
  52. Когда мой ребенок заболеет, я готов (а) выполнить его любую прихоть.
  53. Если у меня вдруг будет выбор: ехать мне в командировку или же побыть с ребенком, я, конечно, выберу командировку, потому что это важно для карьеры, а ребенку привезу подарок.
  54. В нашем доме постоянные дискуссии о том, как надо правильно воспитывать ребенка.
  55. Я теперь уже не балую ребенка, пусть довольствуется тем, что он имеет.
  56. Все, что хочет мой ребенок, – для меня закон.
  57. По возможности, где только можно, я оберегаю своего ребенка.
  58. Мне родители почти не уделяли в детстве времени на мои заботы. Почему я должен (на) уделять?
  59. Я совсем не для того позволил (а) себе иметь ребенка, чтобы думать каждый день во что его обуть, одеть, чем накормить. Пусть лучше думает об этом государство.
  60. Я думаю, что лучший метод воспитания – противопоставление ребенка другим детям.
  61. Лишь ремнем я отрезвляю своего ребенка.
  62. В те часы, когда я на работе, старший сын (дочь) заботится о младших.
  63. Мне все время кажется, что мой ребенок заболел.
  64. Если бы я сидел (а) со своим ребенком дома, он бы не имел такие дорогие необычные игрушки, вызывающие зависть у других детей.
  65. В выходные дни я занимаюсь перевоспитанием ребенка, потому что в дни, когда я на работе, бабушка и дедушка балуют его.
  66. Моя дочь (мой сын) никак не может свыкнуться с той мыслью, что у нас в семье теперь кумир другой.
  67. В нашем доме дышат все лишь в такт дыханию ребенка.
  68. Если что-то я диктую своему ребенку, то из самых благих побуждений.
  69. Я, конечно, за развитие ребенка, но мне жалко тратить время на него.
  70. Еще не хватало, чтобы я заботился (лась) о своем ребенке.
  71. Я даже не скрываю то, что у меня среди моих детей есть свой любимчик.
  72. Я не «пряником» воспитываю своего ребенка, а «кнутом».
  73. Я привык (ла) поручать ребенку все ответственные взрослые дела.
  74. Я согласен (на), чтобы мой ребенок рос под колпаком, только бы он больше не болел.
  75. Не пойму, что не хватает моему ребенку. Мы купили ему даже видеокамеру.
  76. Из-за нашего ребенка у нас дома постоянные скандалы, потому что мы не сходимся с женой (мужем) во взглядах на проблемы воспитания детей.
  77. Моя дочь (сын) никак не хочет примириться с тем, что после моего развода с ее (его) папой у меня совсем уже нет денег, чтобы выполнять все прихоти ее (его).
  78. Мой ребенок знает, что он самый лучший.
  79. Мой ребенок во всем полагается только на мой вкус.
  80. Пусть воспитывают моего ребенка воспитатели.
  81. Когда мой ребенок заболеет, я врача не вызываю – выздоровеет сам.
  82. Моя дочка (сын), видно, ожидает сказочного принца (принцессу), хотя ей (ему) еще так далеко до сказочной принцессы (принца).
  83. Я привык (ла), чтоб мой ребенок мне беспрекословно подчинялся.
  84. Мой ребенок знает, что он должен быть отличником, иначе – я не потерплю.
  85. Когда мой ребенок себя плохо чувствует, я дрожу над ним, как будто он новорожденный.
  86. Думаю, что мой ребенок рад, когда себя я заменяю ему новой безделушкой.
  87. То, что я сегодня разрешаю делать своему ребенку, завтра запрещает ему папа (мама).
  88. Я сменил (а) свой стиль воспитания ребенка для его же пользы.
  89. Если даже мой ребенок будет требовать луну, я ему ее достану.
  90. Мой ребенок не имеет никаких забот, зная то, что обо всем я позабочусь сам (а).
  91. Мой ребенок полностью свободен: хочет – ходит в школу (детский сад), хочет – нет.
  92. Не скрываю, меня не волнует, где и с кем проводит время мой ребенок.
  93. Моя дочь (сын) все время грезит наяву, как будто бы во сне. Лучше б она (он) занималась (лся) делом и хоть чем-то походил (а) бы на брата (сестру).
  94. Я держу своих детей в «ежовых рукавицах».
  95. Я все время доверяю своему ребенку полностью вести наше хозяйство.
  96. Чтобы мой ребенок лишний раз не заразился от других детей, ему я запрещаю ходить в гости, театр, цирк, кино.
  97. Мой ребенок мной всегда гордится. Я достиг (ла) всего, и он имеет все. Для чего ж ему необходимо еще и общение со мною.

Ключ к тесту

  1. «Кумир семьи» – 1,12,23,34,45,56,67, 78, 89, 100;
  2. Гиперопека – 2,13,24,65,46,57,68, 79, 90, 101
  3. Гипоопека – 3,14,25,96,47,58,69, 80, 91, 102;
  4. Безнадзорность – 4,15,26,127,48,59,70, 81, 92, 103;
  5. «Золушка» – 5,16,27,158,49,60,71, 82, 93, 104;
  6. «Ежовые рукавицы» – 6,17,28,189,50,61,72, 83, 94, 105;
  7. Повышенная моральная ответственность – 7,18,29,220,51,62,73, 84, 95, 106;
  8. «Культ болезни» – 8,19,30,251,52,63,74, 85, 96, 107;
  9. «Кронпринц» – 9,20,31,282,53,64,75, 86, 97, 108;
  10. Противоречивое воспитание – 10,21,32,313,54,65,76, 87, 98, 109;
  11. Смена образцов воспитания – 11,22,33,344,55,66,77, 88, 99, 110.

Если максимальное количество баллов набрали несколько типов воспитания (за исключением специально выделенных синергетических типов воспитания), то это чаще всего говорит о противоречивых воспитательных воздействиях (разновидности противоречивого воспитания).

Синергетические типы воспитания – это типы воспитания, которые обычно сочетаются друг с другом и дают в конечном результате потенцированный (суммирующий), усиливающий эффект.

Синергизм в переводе с греческого языка означает содействие, соучастие, сотрудничество.

Примеры этих типов: Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» или Кумир + Гиперопека + «Культ болезни» и т. д.

Расхождения во взглядах на вопросы воспитания ребенка между мужем и женой констатируются ярче всего при сравнении ответов мамы с папой.

Методика Рене Жиля

Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических.

Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р.Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, данная проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему межличностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

  1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.
  2. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:

отношение к матери,

отношение к отцу,

отношение к матери и отцу как к семейной чете,

отношение к братьям и сестрам,

отношение к бабушке и дедушке,

отношение к другу,

отношение к учителю,

любознательность, стремление к доминированию,

общительность, отгороженность, адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.

Просмотров: 827
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Если ребенок заболел гриппом (ОРВИ)
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Олеся Владимировна Бортник. Проект «Чтобы Ребенок рос здоровым»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Влияние семьи на развитие ребенка «Основные типы детско – родительских отношений»
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Вероника Клюева. Консультация для воспитателей «Когда ребенок в опасности»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Алексеенко Оксана Михайловна. Эссе «Неудобный ребенок! Пойми меня…»
  • Кучерявец Ирина Валентиновна. Сценарий образовательной ситуации по разделу 'ребенок в семье и сообществе' для детей средней группы
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Скрынникова Елена Викторовна. «Если ребенку рекомендовали окклюдер»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Замятина Александра Владимировна. Гиперактивный ребенок в семье
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Отвечалина Ольга Борисовна. Роль родителя в половозрастной идентификации ребенка дошкольного возраста
  • Ирина Ильинична РАДЧУК. Здоровый ребенок в здоровой семье
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»
  • Главный Редактор. Сколько должен спать ребенок
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь