Елтышева Наталья Валерьевна. «Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)»

«Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)»

Автор: Елтышева Наталья Валерьевна, педагог-психолог ЧДОУ №196 «ОАО РЖД», г.Красноярск.

В последнее время значительно увеличивается распространенность расстройств аутистического спектра (РАС), особенно среди детской популяции населения. Дети с РАС нуждаются в специально-организованной помощи различных специалистов, но так же в такой же помощи нуждаются и родители этих детей, которые, столкнувшись в проблемой аутизма – остаются с ней «один на один» и, зачастую, не имеют представления, куда обратиться за разрешением имеющихся проблем.

Воспитание и психологический климат в семье играют огромную роль в формировании и развитии коммуникации ребенка. В семье ребенок проходит первичную социализацию, именно в ней идет формирование взаимоотношений ребенка с действительностью, а также его адекватных реакций на различные явления действительности. При этом взаимоотношения родителей и ребенка являются важным источником детского развития, в них формируется активность ребенка, его стремление и умение решать возникающие проблемы. Поэтому изучение детско родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики.

 

Мною было проведено исследование по определлнию влияния детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, в котором приняли участие 18 детей в возрасте 6-7 лет с клиническим диагнозом детский аутизм без умственной отсталости и их родители. При проведении исследования были использованы такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование родителей, проективные методики для исследования коммуникации у детей: «Нарисуй человека», «HAND – тест» или тест руки, детский тест «Рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга; опросники стиля родительского воспитания АСВ (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), и родительских установок PARI (Е. С. Шафера, Р.К. Белла, в адаптации Т.В. Нещерет) для родителей.

В ходе исследования мною были получены следующие результаты: 33 % обследованных родителей детей старшего дошкольного возраста с РАС не допускают нарушения воспитания, а для 66% — характерно нарушние воспитания или тенденция к нарушению воспитательного процесса. Основные нарушения воспитания, допускаемые родителями – это гиперпротекция, то есть повышенный контроль за жизнью ребенка и недостаточность требований-запретов по отношению к ребенку. Причинами возникновения данных нарушений воспитания выявляются такие психологические проблемы родителя, как воспитательная неуверенность, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола.

Ведущим типом нарушением воспитания в семьях, воспитывающих детей с РАС определяется как «доминирующая гиперпротекция», так и «потворствующая гиперпротекция», то есть чрезмерная сосредоточенность родителей на ребенке, стремление защитить и оградить его, даже если отсутствует реальная опасность, постоянно удерживать возле себя, «привязывать» ребенка к своим чувствам и настроению, обязывать его поступать таким способом, который является самым безопасным для родителей.

Сдвиг родительских установок в большей степени касается чрезмерного эмоционального контакта с ребенком, то есть родители стремятся к усиленному побуждению словесных проявлений и вербализации ребенка, чрезмерному развитию его активности, к уравнительным отношениям между родителем и ребенком. А если это все сочетается и с зависимостью и несостоятельностью матери, то нарушение воспитания имеет большую выраженность.

Особенности развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с РАС при гармоничном типе воспитательного процесса, характеризуются: достаточным уровнем сформированности как вербальной, так и невербальной коммуникации; более высоким уровнем сформированности базовых коммуникативных функций; несколько лучшей способностью к про социальному поведению; способностью к диалоговым навыкам, в том числе к социальному диалогу.

При гармоничном типе воспитания для коммуникации детей младшего школьного возраста с РАС характерно: менее выраженное ощущение беспокойства, тревоги при контактах с окружением; чаще «положительный» опыт коммуникации; возникновение потребности в общении. Так же при гармоничном типе воспитания для детей младшего школьного возраста с РАС характерны благополучная личностная и социальная адаптация.

Таким образом, родители, воспитывающие детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра нуждаются в специально организованной коррекционной помощи, направленной на развитие родительских компетенций для оптимизации и гармонизации процесса воспитания, что будет способствовать улучшению коммуникативного развития ребенка с РАС.

Просмотров: 643
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Бадова Диана Ахсарбековна. Аутизм. Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Влияние семьи на развитие ребенка «Основные типы детско – родительских отношений»
  • Дмитриева Надежда Михайловна. Роль эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста и его отражение в авторских сказках Дмитриевой Н.М (Доры Люкс)
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Остович Ольга Юрьевна. Технологии сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Столова Нина Евгеньевна. Статья 'Как вовлечь ребенка с РАС в игру'
  • Мартыновская Татьяна Александровна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания
  • Степанова Марина Юрьевна. Вопросы консультирования родителей (законных представителей) ребенка с РАС на разных этапах инклюзивного образования.
  • Сидорова Наталья Витальевна. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Семенюк Ирина. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
  • Лысых Ольга Михайловна. Формирование познавательных процессов ребенка с РАС через сенсорные представления.
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Таболова Зарема. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Позднякова Анастасия Сергеевна. Картотека дидактических игр, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Баранова Татьяна Ивановна. Музыкальное искусство как средство воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
  • Ващенкова Татьяна Ивановна. «Тренинговые приемы в формировании коммуникации у детей старшего дошкольного возраста»
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Якушева Татьяна Николаевна. Проект «Юные туристята» как одна из форм патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  • Милова Алена Александровна. Обобщение опыта работы по теме: «Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста»
  • Немкина Елена Владимировна. ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Тарасова Елена Алексеевна Баранова Ольга Вадимовна. Метод проектов как условие гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь